Микец. Йосеф-2 или Йосеф возвращается.

Dec 03, 2007 16:30


Мидраш Танхума говорит что все что происходило с Йосефом будет происходить с землёй Израиля (Вайешев - 10). По сути дела история земли Израиля, Хануки и Йосефа это пояснение одной и той же простой идеи: все что мы воспринимаем как реальность это только маленькая часть действительности. Зачастую мы не видим настоящих причин, и то что мы считаем абсолютной темнотой светит самым ярким светом.

Нечто похожее происходит с братьями: через 22 года после продажи Йосефа в рабство начинается голод, и братья вынуждены спустится в Египет - в то время самое духовно низкое место на земле - для того чтобы купить еду. Встречая Йосефа в Египте они конечно же не узнают его, в частности и из-за того что очень тяжело увидеть то чего совершенно не ожидаешь.

Йосеф же узнаёт братьев, но при этом разговор между Йосефом и братьями звучит по меньшей мере странно: “И вспомнил Йосеф сны которые снились ему о них, и сказал он им: Вы разведчики. Пришли сюда чтобы разведать слабые места земли” (Брейшит 42:9). Аризаль указывает на связь между обращением Йосефа к его десяти братьям и тем что произойдёт через несколько сотен лет в пустыне - промах десяти разведчиков.

Перед входом в Израиль происходит отбор 12 разведчиков - для осмотра земли. И десять разведчиков из группы возвращаются с крайне негативным выводом. Именно эту ситуацию хочет предотвратить Йосеф, обвиняя своих братьев в том что они разведчики. Ведь это те же самые души которые в будущем откажутся от вхождения в Израиль и предпочтут остаться в пустыне (Шаар Гилгулим - 36).

Существует фундаментальная разница в подходе братьев и в подходе Йосефа. Позиция Йосефа активна, он находится в центре событий - он совершенно явно участвует в жизни этого мира. Позиция братьев пассивна, ведь когда разведчики отказываются от входа в Израиль - они отказываются от контакта с материальным. Существование в пустыне было в полном смысле слова “волшебным существованием” - ели манну, от жары и ветра охраняли облака Всевышнего, Тора - от самого Моше, в общем “идеальные условия” для учёбы.

Рав Пинхас Винстон указывает на одну очень интересную параллель между Йосефом и братьями. Подход братьев похож на зажигание Шаббатних свечей, а подход Йосефа похож на зажигание свечей Хануки. После зажигания Шаббатних свечей мы прекращаем работу - это начало проникновения верхнего в нижнее - духовного в материальное - и наша роль пассивна. Но сам акт зажигания Ханукальных огней служит началом нового этапа по одухотворению материального, и без нашего участия тут никак не обойтись.

Это то чему мы должны научиться у Йосефа - балансу между верхом и низом, правым и левым, активной и пассивной ролью. Это тот самый урок который нам всем ещё только предстоит - знать когда нужно ждать и когда нужно действовать. Именно тогда у нас появится возможность исправить ошибку разведчиков и шанс вернутся в Израиль.

Ханука, Шаббат, Израиль, Хумаш, Йосеф, Микец

Previous post Next post
Up