Заключение о «Рукописях» Маркса

Mar 31, 2015 00:02



«Экономическо-философские рукописи 1844 года» содержат удивительную теорию денег. Во-первых, деньги, по Марксу, «отчужденная мощь человечества». Во-вторых, и это следует из первого, деньги суть «всеобщее извращение всех индивидуальностей», «мир навыворот, смешение и подмена всех человеческих качеств». Деньги есть расчеловеченная социальная материя.

Здесь уместно перейти к оценке Марксом философии Гегеля. Автор «Рукописей» не только восхищается Гегелем, но и разоблачает его как философа адского порядка: «Логика [гегелевская «логика», его причудливая диалектика понятий и материй] - деньги духа, спекулятивная, мысленная стоимость человека и природы…». Вырву из контекста еще одну - всё же красноречивую - цитату: «… абсолютная идея сама по себе есть ничто». Не вдаваясь в детали, обобщу критический анализ Марксом философии Гегеля: идеализм предстает таким же пустым, мертвенным, обесчеловеченным, как весь буржуазный миропорядок. И все «реакционные» аспекты гегельянства глубоко закономерны: они - прямое следствие главных установок, а не случайная примесь к «в общем-то прогрессивному» учению.

Наконец, подведу итог коротким заметкам о «Рукописях» ( 1, 2, 3). В них я выделяю 4 ключевых момента:

1) Предмет Маркса - чистый капитализм, логика которого - достижение всеобщего несчастья.
2) Источник капитализма и прочих исторических бед - в Труде (а не в Капитале, который сам есть накопленный труд).
3) Капитализм аморален, циничен, античеловечен, инфернален (и его философия - гегелевский идеализм - есть философия призрака и ничто).
4) В противовес капитализму, коммунизм - это Человек.

Историософия Маркса есть осмысление и развитие конфликта между Человеком и Отчуждением. Сам прогресс социальной материи воображается Марксом как переход из мира отчуждения в мир человека.

коммунизм, Маркс

Previous post Next post
Up