Несколько ранее я сообщал о публикации статьи
" Профессиональная подготовка студентов-юристов к оказанию юридической помощи: необходимость новых подходов". На днях была опубликована
монография, в которой помимо прочего содержится продолжение этой статьи под названием "Юридическая клиника как средство подготовки к профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи". Наверное, сегодня это почти всё то, что мы знаем о юридических клиниках и соответствующем образовании, то, как об этом думаем. Предлагаю текст, не обещая его полное совпадение с опубликованным. Об опубликованном тексте сообщу позже.
Итак...
В настоящее время юридические клиники России переживают очередной бум активности. Причем вызвано это не актуализацией проблем системы современного юридического образования, а вопросами оказания бесплатной юридической помощи нуждающимся и принятием соответствующего закона
[1]. Это способствует тому, что юридические клиники возрождаются вновь с нуля, игнорируя имеющийся опыт, хотя в целом клиническое юридическое образование в России уже имеет свою немалую историю. Однако история эта так и не поспособствовала разработке, обсуждению и внедрению в традиционный учебный процесс новых методов подготовки студентов к профессиональной юридической деятельности. А в связи с принятием закона о бесплатной юридической помощи, идеи эти и вовсе оказались забыты.
На самом же деле именно юридические клиники, несмотря на их некоторую инородность, препятствующую внедрению в традиционные процессы учения и обучения
[2], могут и должны являть собой пространство профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи. К сожалению, пока еще чаще всего все ограничивается тезисом, что сама по себе юридическая помощь гражданам под контролем преподавателя делает студента компетентным юристом. Исходя из аргументов, приведенных в предшествующем изложении, думается, что это далеко не так. Не всякая работа по оказанию юридической помощи есть пространство профессиональной юридической деятельности.
Прежде всего следует определиться с ее целями организации юридических клиник. Сегодня юридические клиники попали в ситуацию конфликта целей: с одной стороны клиника должна учить и быть источником новых средств обучения юристов, как то декларировалось в конце прошлого века, с другой - помогать нуждающимся.
Одновременное преследование этих двух целей приведет к тому, что не будет достигнута ни одна: для учебной цели необходимо несколько специальных дел и специально организованная работа с ними, такая клиника может за год помочь 10 людям, и этого ей будет достаточно, но исходя из второй цели такой результат не может считаться достаточным, а деятельность клиники эффективной. При увеличении количества клиентов клиники, количества студентов и т. д. обучающая цель уходит на второй план, качество клинического обучения падает.
Юридическая клиника, создаваемая как структурное подразделение юридического вуза (факультета), в первую очередь, должна руководствоваться целями, которые стоят перед образовательным учреждением - обучение студента профессиональной юридической деятельности, и деятельности по оказанию юридической помощи, в частности. В правильно организованной юридической клинике студент сталкивается с реальной правовой проблемой, ему необходимо провести исследование дела
[3], обратившись к анализу информации, доказательств, фактов и права, самостоятельно исследовать их по отдельности и в связи друг с другом, использовать результаты исследования при разработке консультации или позиции по делу, затем составить документ, проконсультировать и т.д. В ряде случаев, пока это не запрещено, студент сталкивается еще и с задачей представительства интересов клиента в суде, т. е. самостоятельной реализацией позиции по делу. Клиент и его проблемная правовая ситуация выступают именно материалом учения и обучения, как бы грубо это не звучало. Все это составляет пространство профессиональной юридической деятельности, которое с неизбежностью втягивает студента в самостоятельное реальное (не имитационное) профессиональное действие, включающее в себя и самостоятельное исследование, правовые квалификации, самостоятельное проектирование с реализацией проекта, позволяет студенту в зависимости от материала и качества организации работы с ним получать определенный профессиональный юридический опыт, включающий в себя и соответствующие знания. Тем самым студент овладевает соответствующей деятельностью. Правильно организованная юридическая клиника способна успешно достигать эти цели.
Не приводя конкретных рекомендаций по организации и деятельности юридической клиники
[4], обратим внимание принципиальные требования к такой организации.
Юридическая клиника как форма образовательного процесса с точки зрения должна являть собой то самое пространство профессиональной юридической деятельности, в которое должен попадать студент, выбравший путь клинического юридического образования.
Студенту должны быть предоставлены надлежащие условия для:
- занятия самостоятельными исследованиями;
- занятия правовыми квалификациями;
- самостоятельного проектирования и реализации проектов;
- в целом самостоятельного решения профессиональных юридических задач, являющихся элементами профессиональной юридической деятельности;
- рефлексии собственной деятельности.
Юридическая клиника не отрицает необходимости проведения со студентами направленных на осуществление описанных выше целей традиционных лекций, семинаров, практических занятии и не подменяет собой весь юридический факультет - но без сомнения обусловливает создание и функционирование юридических клиник как институтов, способных обучать студентов профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи, что должно быть учтено при формировании и реализации образовательно-правовой политики, прежде всего на локальном уровне - уровне соответствующего вуза .
Опыт показывает, что в достижении таких учебных целей неизбежно проявляются трудности, часто непреодолимые в связи с недостаточной ресурсной оснащенностью юридических клиник. Дело тут не в нехватке помещений или оргтехники.
Во-первых, трудность связана с тем, что студенты самостоятельно не способны организовать пространство именно профессиональной деятельности по оказанию юридической помощи - они не имеют представления ни о деятельности, ни о том, как должно быть организовано соответствующее пространство.
Во-вторых, студенты в силу недостаточной ресурсной оснащенности, (которая, кстати, и приводит их в клинику), не способны самостоятельно решать те задачи, с которыми они сталкиваются - находясь в ситуации исследования и попав в тупик, студент не способен сам его преодолеть.
Наблюдения на протяжении более 10 лет показывают, что в очень редких случаях студенты получают знания и опыт, работая в юридической клинике полностью самостоятельно. Более того, такое «самообучение» иногда может быть крайне вредным как для студента, так и для клиента юридической клиники.
В-третьих, студент не умеет самостоятельно организовать рефлексию собственной деятельности.
Для преодоления этих трудностей есть средство, без которого всякая клиника не сможет функционировать эффективно - им является куратор юридической клиники.
Продолжение во 2-й части. [1] В частности на момент подготовки этого материала на сайте Министерства образования РФ опубликован проект приказа об утверждении порядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системы оказания бесплатной юридической помощи (см.
http://минобрнауки.рф/документы/2488 ), где учебные цели юридической клиники не стоят во главе угла и упоминаются всего два раза. Вероятно по замыслу авторов проекта юридические клиники рассматриваются как бесплатный ресурс, который поможет в реализации закона о бесплатной юридической помощи.
[2] Речь идёт о том, что существующие стандарты образования упоминают юридические клиники, но механизмы реализации стандартов и уклады юридических факультетов если и позволяют юридические клиники создавать, то, мягко говоря, существенно затрудняют их развитие. Юридические клиники остаются невстроенными в программу обучения, студентам приходится оказывать юридическую помощь глубокими вечерами и в выходные, институт курирования студентов, который, кстати, упоминается в вышеупомянутом проекте приказа, не имеет возможности для своей институциализации, работа кураторов не учитывается при определении нагрузки и т. д. и т. п.
[3] Анализ дела, как это принято называть сегодня.
[4] Об этом подробнее можно узнать, например, здесь Организация и управление в юридической клинике: опыт практической действительности в современной России: учеб. Пособие. - М.: Дело, 2003.