Мансийско-Сосьвинская культбаза

Feb 16, 2018 15:57

  Цикл "Жизнь и Смерть Манси"

Культбаза - особая форма обслуживания малых народностей северных окраин, культурно отсталых, ведущих кочевой образ жизни и рассеянных на огромной территории. Култбаза или культурный очаг, является соединением в одном пункте различных культурных, экономических и судебно-административных учреждений и имеет целью ускорить и облегчить привлечение малых народностей к общей работе трудящихся Республики по социалистическому строительству в условиях самоопределения отсталых народностей. К. является детищем Октябрьской революции. (Сибирская Советская Энциклопедия, 1929)

До укрупнения колхозов в 1940-1950-х гг. поселенческая сеть Сосьвинского Приобья состояла из небольших, преимущественно мансийских, деревень. Затем в основу территориального планирования легли большие поселки - центральные усадьбы организуемых колхозов. Одним из них стала Сосьвинская культбаза (ныне поселок Сосьва), куда стягивалось население с окрестных деревень.



п. Сосьва (Сосьвинская культбаза) на р.Северная Сосьва, вид с юго-запада вниз по течению, 2009



п. Сосьва на р.Северная Сосьва, вид с запада, 2014

Сегодня это второй по величине населенный пункт района с мансийским населением: проживает 912 человек, из них 508 - манси.
Сто лет назад здесь была глухая тайга. Сосьва - пример того, как на пустом месте, исключительно административными усилиями создается поселение и наполняется жителями преимущественно за счет принудительных сселения окрестных деревень.

На Пленуме Комитета Севера при ВЦИК в 1925 г. было решено создать культбазы по всему Советскому Северу для вовлечения туземных племен в советское строительство.




План культурного развития Тобольского Севера 1920-х гг. подразумевал выбор «жизнестойких» очагов туземной культуры, в центре которых должны быть созданы культбазы. В зоне проживания манси основным стал Сосьвинско-Сартыньинский тузрайон, в зоне проживания хантов - Казымский.




Сосьвинская культбаза, начав строиться в 1933 г., к 1939 году была, в целом, закончена. В состав культубазы входили больница, красный чум, Дом народов Севера, детские ясли, агрозооветучасток, электростанция, ремонтные мастерские. Первыми объектами строительства стали баня-прачечная и жилые бараки.

Однако в историю Сосьвинско-мансийская база вошла как одна из самых проблемных, одних директоров за время строительства сменилось десяток, текучка рабочих кадров была колоссальной. Ситуация по всей видимости была настолько слабо контролируемой, что в печати появлялись следующие статьи: Убрать самодура с Сосьвинской культбазы: [О директоре культбазы Ловыгине] // Ударник Арктики. - 1937. - 9 июля.



все архивные фотографии из фондов Гос.архива ХМАО-Югры

В октябре 1934 года начала работать начальная школа-интернат и больница. В 1935-36 учебном году удалось привезти в интернат 66 детей манси. В 1939 г. в школе обучалось 142 ребенка, в том числе 108 манси, 7 ненцев, 25 русских.
В 1936 году запущен в эксплуатацию Дом народов Севера со зрительным залом на 200 мест и сценой. В марте 1936 года состоялась первая олимпиада искусств и культуры народов манси.

При наведениии курсора на фото - проявится подпись






В 1937 году происходит первое в Березовском районе Остяко-Вогульского округа объединение колхозов и артелей. Кроме традиционных отраслей в них получили развитие полеводство, животноводство. Женщины фактически попадали в рабство к грядкам, так как еда была привязан к трудодням, на детей времени не осталось. В крупных селениях (Сосьвинская кульбаза, Верхнее Нильдино, Сартынья) открываются школы-интернаты, которые брали на себя задачу полного обеспечения детей всем необходимым, в т.ч. заботой и лаской. Из столичных вузов приезжали педагоги.




В 1941 г. констатируется: «Мансийское население 48 населенных пунктов, живущее в районе деятельности культбазы, почти все объединено в колхозы. Единоличные хозяйства составляют 2-3 %». Культбаза повсеместно оказывает колхозам практическую помощь деловыми советами, а также снабжает различными материалами, железом и кирпичом для кладки печей.
Как вспоминает экс-работник базы Анна Булаева, к моменту ее приезда на культбазу в 1955 году, на мансийской стороне оставался лишь один домик, который топился чувалом, все остальные были уже оснащены новыми печками. Аналогичные процессы шли на Казымской культбазе, успешно выполнялся госзаказ: из среды коренного населения создавался актив советских учреждений. Культбазы с 1930-х годов стали опорными точками территории, переориентировав в значительной степени на себя потоки людей и средств.


В самом начале 1941 г. Березовским райисполкомом был принят план по сселению и оседанию кочевого и полукочевого населения района. Объявлен ударный месячник по переселению, выделены ссуды на перевозку и постройку домов. Такая политика вызвала ропот, но прямого сопротивления манси не оказали. Вероятно, к тому времени сформировалось отчетливое понимание, что непокорность может обернуться репрессиями, которые уже проредили народ во второй половине 1930-х гг. Колхозы принудительно объединялись. В местности, где располагались три-четыре деревни, оставалась одна. Сосьвинская культбаза стала пунктом сселения для трех деревень общим числом в 30 хозяйств, Ломбовож - для четырех, и т.д.



Справа - Булаева Анна Ивановна, единственный из ныне живущих работников культбазы, которая попала на нее по распределению в 1950-х гг.

"...я кончила Тобольский библиотечный техникум в 1954-м году и сюда приехала работать. Мне тут не понравилось и я хотела уехать через три дня, но меня техничка выдала и меня сильно отругал начальник Культбазы. Мне пришлось остаться. А я плакала, что осталась. Стала работать в клубе, назывался «Дом народов Севера». Там комнаты для приезжих. И гримировочная была.
Когда приехала, было плохо с музыкой. Научилась петь. Первый раз 18 человек собрала. Это большой хор для деревни. А в деревне-то одна улица была. Мы готовились к праздникам. Олимпиаду проводили. Соревнования были. Оленеводы приезжали, сосьвинские и саранпаульские. Концерты, приезжали артисты из Кимкъясуя и Сартыньи. А нас как комсомольцев распределяли по квартирам, где жили манси. Что-то предлагали им сделать. Зайдём. Если грязно в доме, подскажем, что на стол нужно купить хотя бы клеенку. Советовали ходили."

Последнее здание из числа принадлежащих культбазе до сих пор заселено.



- Что приходилось делать комсомольцам по работы с манси?
- Комсомольские были субботники, воскресники. Пилили дрова. В фуфаечках. Мерзли очень. Дров много уходило. Электростанция потребляла 100 кубов за зиму. Школа, интернат, клуб, ясли. И всем надо было напилить дрова. Заставляли работать.
- Как заставляли?
- Просили скорее. Это обязанность была наша комсомольская. Сено косили, силос.

Здесь операции делали, здесь рожали. Рентген был. Всё делали для них. Большая больница была, но очень холодная.
- Если была центральная котельная, было центральное отопление?
- Нет, нет. Только для электричества, отопления не было. Свет горел только до 12 часов. На печке, на дровах. Камин - печка с плитой железной.

ЗДАНИЕ БОЛЬНИЦЫ, 1952 Г.



Но и в 1950-х гг. манси не торопились селиться рядом, поскольку культбаза расположилась на священным участке Северной Сосьвы близ озера, где обитает хозяин нижнего мира [5]. Созвучие слов "культ" и "куль" ("чёрт"- с мансийского) приводило к неприятным аналогиям.


Затонувшее судно в районе "чёртового" водоворота на Северной Сосьве

Эти места считались вотчиной духа воды Вит Куля и манси избегали их, перекат на излучине считался коварным местом.

В старину люди говорили, что на этом месте поселка не было. Проезжая на лодках мужчины гребли веслами, а женщины за поворотом, где островок, слазили с лодки и шли пешком до Шоминского острова. А кто в лодке был больной, не мог шагать, так его накрывали сверху, чтоб не видно было. А почему они так делали, говорят, на этих водоворотах жил чёрт «Куль-Отыр». И вот этот Куль-Отыр с каким-то Отыром (бог ли покровитель) поругались и сильно подрались. Этот Отыр поднял Куль-Отыра и понёс его. А Куль-Отыр туда-сюда метался, то ли ногами, то ли хвостом бороздил землю и образовал овраги. И так изворачиваясь, он упал недалеко от этого места. И там, где он упал, образовалось озеро. Это озеро, сейчас называют Куль-Тур. Когда Куль-Отыр упал, он сказал, что всё равно вернётся на своё прежнее место, соединит озеро с рекой. А русские искали место, чтоб построить посёлок, для объединения маленьких деревень. Им понравилось это место, что оно на высоком и красивом берегу. И в 30-годах здесь построили посёлок Сосьва. По-русски говорят «Сосьвинская культбаза», а по мансийски «Куль-пас павыл». Для того, чтобы овраги больше не разрастались и Куль-Отыр не вернулся на своё прежнее место, местные люди сажают деревья и посыпают овраги песком (источник).


Один из образовавшхся оврагов в п.Сосьва в сер. ХХ в.

Тем не менее, проведение нескольких спартакиад в 1930-е гг., школьные занятия и культурное просветительство в Сосьве сделали свое дело, и некоторые мансийские семьи поставили поблизости дома для проживания в зимний период. При этом сохранялся полуоседлый образ жизни, когда семьи кочевали по угодьям. Жизнь аборигенов русским соседям была не совсем понятна: «иногда только одна семья, а в другой раз появятся другие ханты и манси, живут по неделям и месяцам и потом опять исчезают».

Поэтому еще в середине ХХ в. в мансийской части Сосьвы нельзя было увидеть ни огородов, ни дровяников, ни заборов, ни сараев. Манси проживали в небольших избах без сеней и пристроев, отапливаемых чувалом (открытый очаг каминного типа). По описанию старожилов Сосьвы, первые манси, переселившиеся на культбазу, долгое время сохраняли привычку ходить за дровами по необходимости, не заготовляя впрок и удивляясь русскому пристрастию к березовым поленьям. Тем не менее, влияние коми и русских с одной стороны, и включение в колхозную систему - с другой, со временем привело манси к оседлому образу жизни и формированию соответствующих практик. В частности, манси освоили содержание и выпас мясных и молочных животных: коров, свиней, коз. Появились огороды, а, с ними, заборы, сараи. Лошадь получила распространение у поселковых манси еще раньше, с появлением ямщицких трактов в Приобье, как хороший зимний транспорт. Вогульская порода низкорослых мохнатых лошадей сохраняется на Северной Сосьве до сих пор.



Саранпауль, 2013

Вплоть до 1990-х гг. по облику домов легко было догадаться об этнической принадлежности хозяев. Сами за себя говорили низкосводные избы, амбарчики на сваях (сумъяхи). У всех были только избушечки. Вот эта улица была вся в избушках." (Булаева) Сегодня в Сосьве мансийские сумъяхи сохранились лишь в музее под открытым небом «Найотыр-Маа».




Современные материалы и технологии практически обезличили дома северян. Новый участок застройки в Сосьве зовется «Ханты-Мансийском» за прямоту улиц и однотипность строений. Есть и иное объяснение: там в основном селятся манси.




XXI век принес новые технологии и стандарты жизни, содержание скотины стало обременительным. Развитие дорожной сети и распространение рыночных отношений после перестройки привело к массовому отказу от животных и связанных с ними промыслов: от сенокошения до изготовления домашней сметаны.



Сосьвинский двор, 2014

- Держим козу, и еще трех козлов, а было 6 штук, осенью двух закололи. Нет, мы больше не хотим [скот] держать. Мы лучше ягоды соберем за это время. Всю жизнь, сколько лет живу траву косим. Помню лет с 6-8-ми лет с сеном и до сих пор сено. Я 52 года сено кошу. Не могу больше сено косить.
- Так на коз-то немного надо?
- Так мы лошадей еще держали. Вот недавно закололи. 2 года тому назад.
- Сколько у вас лошадей было?
- Ой, лошадей у нас было и по 4 и по 5 [6].

Механизация села, начавшаяся еще в советской время, в полной мере развернулась в постсоветский период, когда приобрела рыночную основу. Общий рост благосостояния в Ханты-Мансийском округе в 2000-х гг. сделал доступными для деревенских жителей бензиновые лодочные моторы, портативные бензопилы, сенокосилки, генераторы и мотоблоки, а равно пастеризованное молоко и сметану.



Т/с "Линда" Березово-Игрим-Сосьва

Следствием массового перехода на бензиновые двигатели и индивидуальный моторизованный транспорт стал отказ в 2010-х гг. и от лошадей как тягловой силы. Олени на Северной Сосьве перестали массово использоваться в этом качестве еще раньше, в 1960-е, с укрупнением сел и колхозов. Советизация, механизация, коммерциализация бесповоротно изменили жизнь.

Ан-2 по маршруту Березово-Сосьва-Няксимволь летал вплоть до 2014 года, сейчас по району только вертолетное сообщение


Сосьвинский причал, 2014



Изменения материальных основ жизни, имели мощные следствия и в жизни духовной. Разрыв поколений, вызванный советской системой воспитания и образования (интернаты, проф.училища вдали от дома), массовая ТВ-культура сделали невозможным и неактуальным традиционное мировоззрение.




Ситуацию с мифо-религиозной традицией манси можно проиллюстрировать следующей цитатой:

- Я по отцовской линии шаман, а бабка по своей линии, - они были белые шаманы. Оставили мне [в наследство] чемодан, там одни платки, платки, платки. Я говорю: «Что мне с ними делать?». Никто не знает.

Не раз приходилось слышать от манси, что они бы хотели возродить традиции поклонения духам рода, селения или места, но у них недостаточно для этого знаний. Многие боятся сделать «неправильно» в сфере, где ошибаться нельзя.40-50-летние манси в большинстве своем не отождествляют себя с традиционной культурой, имеют о ней обрывочное представление.




- Это должно с детства закладываться. Сейчас что гром загремел с неба - все в Бога ударились.
- А Вы сами верите?
- Я же вам говорю: если с малых лет заложено. Нас везде по святым местам возили. Как дед-то сказал (сейчас же, вот, все за жертвоприношение взялись - коров, быков долбить): «Если ты не знаешь ничего, так и не надо вот этого всего. Неправильно жертвоприношение сделал, там что-то с семьей, с родственниками. Это очень серьезно. <...>Сейчас вон деньги стали отваливать (материальная помощь КМНС), так они такие умные стали, обычаи знают, традиции чтут. А на самом деле чисто как таковых обычаев никто не знает. Потому что все были пионерками, комсомолками. Они рассказывают, что было впитано с молоком матери, а они этого никогда не делали.» [7].



Илья Абрамов и Валерий Вынгилев, Сосьва, 2014

Опрошенные манси 40-50-летние манси рисуют безрадостное для самобытной культуры будущее, предрекая ее забвение: «после нас точно исчезнет». Молодежь 20-30 лет, как правило, не до конца понимает, о чем идет речь, демонстрируя неосведомленность в вопросах, касающихся традиционной культуры. Эта сфера за пределами их насущных интересов, куда больше их волнует образование, трудоустройство, создание семьи.




Особенностью последних двух десятилетий является возросшая роль женщин в семейных и деловых отношениях. Перестроечные годы крайне негативно отразились на половозрастной структуре сосьвинских манси - значительно убавилось мужское население трудоспособного возраста. В ситуации нехватки мужчин, многие женщины вышли замуж (как правило, вторым браком) за представителей других народов: украинцев, молдаван, в меньшей степени - за коми и русских. Другим следствием стало освоение женщинами мужских ролевых моделей: добытчика, рыбака, охотника. Так Людмила Вынгилева [8] вынуждена была освоить моторную лодку, ружейную охоту и валку леса бензопилой. Мы встретились во время ее остановки в п. Сосьва, она ехала на собственной моторной лодке из Игрима в Верхненильдино к восьмидесятилетней матери, - порядка 200 км. Внешний вид Людмилы ясно давал понять, что она привыкла к мужской роли: камуфляж, кепка, высокие сапоги, и в мужском окружении она чувствует себя достаточно комфортно.




- В Игриме я закройщик, в Нильдино - охотник. С рыбалкой не получается. На сетки, правда, получается. До Игрима гоняю на моторе.
- А снегоход у вас есть?
- Буран стоит разбитый, не езжу на нем. Боюсь. Прошлой осенью купила жеребенка. Вот она выросла. Можно ее обучать нынче. Я на лошадях ездила. Сено возила.
- Кого держите еще?
- У нас лошадь, 2 теленка и корова сейчас будет. Бензокосилку купила. Такое облегчение, прямо прелесть. Сено сами косим. И дочка моя косит, и сын приедет. Я как извозчик здесь.
- Лосей я еще не научилась ловить за 5 лет. Я, когда с ружьем в лес пошла, меня охота затянула. Что-то невероятное. Я в лесу плохо ориентируюсь, а по своим охотничьим угодьям уже запомнила с 1995 года. Я уже знаю, какой-где лес, какое болото, в темноте, я бывало и в ноябре в 10-11 вечера с охоты приходила. Кромешная тьма. Выхожу!
- А почему Вы не переедете с мамой в Кимкъясуй [9], например, к людям?
- Там много народа. В Кимкъясуе у каждого свои угодья. На своих я сама только. Я с ружьем пошла, и у меня сразу удачно. Пушнина, в основном, боровая дичь, водоплавающая, утки. Голодными никогда не будем.



п. Сосьва, лодочная стоянка, 2014

Большую часть года мама Людмилы Вынгилевой - Дарья Александровна живет в Верхненильдино одна:


д. Верхненильдина, 2016

Манси Татьяна Хозумова из Сосьвы замужем за узбеком - опередила время, - сейчас смешанных браков еще больше. С Джураколом они познакомились в Иванове, он служил срочную службу, она училась в текстильном училище. Потом они пожили в Березове, переехали в Узбекистан на 15 лет, но к тамошнему климату жена Татьяна так и не адаптировалась. Ее принимали за свою - похожа на узбечку и язык выучила. Переехали на родину матери в Ломбовож, потом в Сосьву. Муж здесь на стройке работает, она поваром в интернате. Сын женился в Сосьве на манси, дочь вышла за узбека в Узбекистане. Татьяна считает себя христианкой (не крещена, в церковь не ходит), муж и дети - мусульмане, тоже не особо истовые. Дома говорят по-русски и по-узбекски. Отмечают Новруз и прочие "тюркские" праздники.




Немкова Светлана Николаевна, директор сосьвинского музея "Найотыр-Маа", родом с Кимкъясуя. Высшее образование - институт им. Герцена, культурология. Ее история иллюстрирует те же тенденции. Дети от русского мужа не знают мансийского языка, поскольку он не востребован. Мать хоронили по-мансийски, консультировала знающая бабушка - без нее было бы нереально соблюсти правила. Признается, что сама впервые столкнулась с «космосом», который открывается, если вникать в суть традиционного похоронного обряда. Признается, что у нее есть запрос на церковь, мысли о крещении, и это совершенно органично с традционными воззерениями о духах-покровителях.

В настоящее время 2017-18 гг. в Сосьве достраивается православный храм.



п. Сосьва, строящийся храм в честь Николая Чудотворца, август 2016

Территория поселения прошла несколько этапов: чертово "плохое" место, советская культбаза  - аванпост безбожников, теперь - православная обитель. Это будет первый в постсоветский период храм на всей Северной Сосьве. До советов, центром религиозной и светской жизни была соседняя Сартынья, где был приход и священник. Сегодня Сартынья крохотная деревня на полпути из Игрима в Сосьву.



р.Северная Сосьва (вид от п. Сосьва вниз по течению)

Песня о Сосьвинской культбазе которую исполнял хор Кимкъясуйского сельского клуба. Переведена на русский язык работниками Ханты-Мансийского окружного Дома народного творчества. Конец 1950-х годов. (Государственный архив Югры. Фонд 209. Опись 2. Дело 15. Лист 23об-24)

Недалеко от Уральских гор
Там, где Сосьва стала тихой,
На холме дремал суровый бор
Кажется еще совсем недавно.

А теперь на том холме крутом,
Где шумели сосны вековые,
Новые дома стоят рядком,
Светлые, просторные, большие.

Дети из мансийских дальних юрт
Едут в школу светлую учиться.
Заболел охотник, можно тут
У врачей заботливых лечиться.

В клубе после трудового дня
Смотрит новое кино колхозник
Все здесь есть, что нужно для тебя
Строящий большую жизнь, таежник.

Может быть поэтому народ
О культбазе распевает песни,
Что становится из года в год,
Жизнь богаче, краше и чудесней.
_____________________________

Работа 2014-2016 гг. в рамках проекта «ЭтноЭкспедиция» [3], осуществляемого этнографами Института истории и археологии УрО РАН [4] под руководством член-корр. РАН, профессора А.В. Головнёва.

[1] Манси, 54 года, пос. Сосьва, Березовский район ХМАО, 2014 год.
[2] Опрошено 50 манси (27 мужчин, 23 женщины) в возрасте от 18 до 73 лет.
[3] При поддержке гранта РГНФ 14-11-66601 «Этнографическая экспедиция “Уральские этнодиалоги”».
[4] Шкерин В.А., Абрамов И.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. ЭтноЭкспедиция «Урал-2014» // Урал. ист. Вестник, 2014. № 4 (33). С. 132-137.
[5] Попова С.А. Село Сосьва и Мансийско-Сосьвинская культбаза: мифы и реальность // Вестник угроведения. № 2 (17). С. 118.
[6] Бадагова Людмила, манси, 52 года. Деревня Нёрохи, Березовский район ХМАО, 2014.
[7] Бешкильцев Сергей, манси, 50 лет, пос. Сосьва, Березовский район ХМАО, 2014.
[8] Людмила Вынгилева (Попова), 51 год, манси, пгт Игрим, 2014.
[9] Кимкъясуй - мансийская деревня в 20 км от д. Верхненильдино. Население (2010 г.) 112 человек, из них 104 -манси.

Более детальную информацию об истории культбазы и социальных преобразований 1930-х можно посмотреть в моей статье в "Вестнике угроведения": "1930-е годы в истории северо-сосьвинских манси: коллективизация, землеустройство и просвещение"
Перепечатка материалов только с разрешения автора.

Северная Сосьва, наблюдения, коренные народы, ЭтноЭкспедиция, манси, антропология, этнография

Previous post Next post
Up