Режиссер: Альфонсо Гомез-Рейон, Брэдли Букер, Майкл Аппендаль ...
Актерский состав: Уэс Бентли, Леди Гага, Хлоя Севиньи, Эван Питерс, Сара Полсон, Финн Уиттрок, Мэтт Бомер, Дэнис О'хэр, Кэти Бейтс, Анджела Басетт, Лили Рэйб...
Жанр: ужасы, триллер, драма
"Мир может быть очень злым местом..."
Вот и отгремела уже четвертая серия нового, пятого сезона "Американской истории ужасов".
Сезон, еще на стадии работы над ним, создавал вокруг себя ареал чего-то небывалого до этого, позиционировался как нечто, выходящее за пределы предыдущих сезонов, использование накопленного опыта и интригующая идея отеля задавали, действительно, нужное состояние для ожидающих поклонников сериала. Ну и, конечно, анонс актерского состава, обозначивший выбытие из сериала его звезды Джессики Лэнг, сдвиг главных ролей и нашумевшее "заселение в отель" Леди Гаги присоединил к толпе зрителей немалую часть фанатов поп-дивы. На фоне постепенного возрастающей слабости двух последних сезонов, этот для большинства был надеждой на воскрешение. Что из этого вышло? Судить о сезоне, безусловно, рано, но сделать первые выводы о состоятельности завязки видится вполне приемлимым.
Сама концепция отеля изначально представляется наиболее интересной из всего что было до этого: дом мелковат, психбольница, шабаш и фрик-шоу - слишком громоздки и разрознены. Отель же при всей своей величавости и многогранности содержит в себе концентрированное множество историй и судеб. Каждая комната вдоль длинных безжизненных коридоров хранит в себе тайну. Находясь в номере ты даже представить не можешь, кто был здесь до тебя, что с ним стало и где он сейчас. "Ты никогда не знаешь что происходит у тебя за стеной"... и даже внутри твоего матраса... И это мистическое неведение и таинство придает трепетное очарование отелем "Картез". Он не просто сооружение из камня, он квинтессенция всего мрачного, темного и жестокого, что там происходило, со своей душой и непреклонным характером. И его реализация великолепна. Отель практически построили на съемочной площадке. Каждая мелочь в его интерьере выглядит максимально органично и самобытно, каждая комната наполнена своей неповторимой атмосферой, даже лифт на съемках был создан действующий. Красно-черные тона, в которых выполнен холл отеля, моментально наводят на ассоциации со знаменитым "Сиянием" Кубрика. Помимо этих оттенков, аутентичность поддерживают и знакомые зеленые обои коридоров. В общем, дизайнерская работа проделана колоссальная и то, что получилось на выходе - восхищает.
Во весь этот антураж очень гармонично вписано все разнообразие жильцов отеля. Каждый его житель таит в себе свой неразгаданный мир и каждый жаждет раскрыть его гостям отеля, рассказать свои строки и выудить понимание. За всем колоритом и глубиной персонажей, в большей степени, стоит благодарить актеров, которые справились со своими задачами на высший балл. Огромный открытием стал Дэнис О`хэр, очевидно, проделавший невероятную работу при подготовке к роли. Сара Полсон всегда вызывала у меня лишь положительные эмоции, это та актриса, которая, как мне показалось, с легкостью умеет добиваться потрясающих результатов, а ее мимика и абсолютно осмысленные глаза неподдельно заставляют ей верить. Очень радует Мэтт Бомер; у него не было возможностей раскрыться до этого, а здесь он вписан очень органично и живо. Лили Рэйб, ох, эта Лили Рэйб... Пока нам посчастливилось лицезреть ее лишь в одной серии, и при этом именно она стала самым ярким ее пятном - талантливейшая актриса, которая примерила на себе диаметрально противоположные роли за сезоны АИУ. Ну и , конечно, Леди Гага. Я никогда не был ее поклонником, более того, все эти толпы фанатов, погружающиеся с головой в свою "королеву" всегда вызывали у меня неприязнь, но стоит отдать должное - она очень неплохая актриса. Первые серии я был глубочайше удивлен, она всегда окутывала все вокруг чем-то аморфным, зачастую вселяя невозможность оторвать от нее глаз. А ее голос, без сомнений, приковывает. После двух серий мое впечатление стало подвергаться внутреннему сомнению, стало казаться, что Гага и на самом деле такая... что это просто по-настоящему удобные и комфортные для нее условия. В любом случае, за ней будет очень интересно наблюдать. Это, пожалуй все актеры, которых я бы хотел безоговорочно хвалить. Один из главных моих фаворитов этого сериала, Эван Питерс, пока не особо радует, у него чувствуется как раз-таки противоположная Гаге ситуация - ему очень неудобно в этой шкуре. И если первое его появление запомнилось положительно, то Хэллуинская серия с грохотом все растоптала: частые провалы в образе и какие-то внешние несостыковки каждый раз возвращают на землю. Но, тем не менее, его работа хороша, хоть и не совсем воспринимается мною. Кэти Бейтс - хороша... Но этого мало. У нее нет особого развития, ее образы из сезона в сезон уж слишком походят друг на друга, и то и дело в очередной брошенной реплике угадываются персонажи предыдущих историй. С Финном Уиттроком пока ничего не ясно, возможно, из-за того, что уж слишком мощно он прогремел во "Фрик-шоу". Анджела Басетт вновь выступает в роли бой-бабы и вновь не вызывает у меня ни малейшей симпатии как актриса. А вот на Уэса Бэнтли я гляжу с огромными надеждами. Все-таки, его персонаж является центральным, но вот понять его у меня так и не выходит... абсолютно однообразные эмоции и лица, и вечное непонимание на лице никак не радуют и вводят в состояние некой эмоциональной стагнации. Ах, да - дети. Дети - отдельное печальное пятно этого сезона. Я искренне не понимаю, почему нельзя было найти детей... "более". Я бы не стал говорить об их актерских способностях, но складывается ощущение того, что они попросту не хотят играть, а стараться для них просто не интересно. Достаточно вспомнить детей первого сезона.
Кроме изысканной атмосферы отеля, ярких его обитателей и гостей, чувства стиля и окружающей грации, сезон особо ничем более и не радует. При том, по количеству глупейшего взаимодействия персонажей с обстоятельствами, их окружающими - это лидер всего сериала. Да, "Американская история ужасов" всегда отодвигала логику и психологию героев в угоду большему накалу, раскрутке сюжета и внушения зрителю чувства этих самых героев, но ведь нельзя задвигать это совсем и пускать на самотек. Первый сезон, наверное, был самым сбалансированным в этом смысле. Здесь же, действия персонажей идут вразрез со всяким здравым смыслом, в них начинают теряться "настоящие" люди, а о каком страхе и напряжении может идти речь, если главные действующие лица происходящего то и дело отдаляются от зрителя? И градус этого бреда неумолимо растет. Рекордсменом среди "умом отстающих", явно, можно назвать нашего дорого полицейского Джона. И если в первом сезоне рассказы о призраках вызывали недоумении, недоверие и "что ты несешь?", то теперь каждый (кстати, кроме Джона) моментально и охотно верит в это без каких-либо дополнительных вопросов. В геометрической прогрессии растет количество порезанных грудей, а вместе с этим и количество вампиров. Призраки вдруг начинают противоречить сами своей природе и, провозглашая свою неуловимость, они, пропадая из наручников, их расстегивают; маленькие девочки, потерявшие любимого брата и, обнаружив его спящего в гробу, вместо обращения к родителям, в полном спокойствии и отсутствии каких-либо признаков страха и ужаса вновь идут на его поиски; целый участок твердо- и пусто-головых копов; огромные лужи неестественной крови, текущие по стенами и расположенной в ванной, вполне оправдываются в голове полицейского оговоркой типа "у меня такое каждый год" и прочее, прочее, прочее... Все это не просто раздражает, но и вселяет в голову мысль о каком-то неуважении к зрителю, об абсолютной увлеченностью внешней атрибутикой и легкомысленном отношении к внутреннему содержанию происходящего. Создается впечатление того, что помимо общей сюжетной линии и сезонного скелета, остальное взваливают на плечи актеров: "Ну а тут вы сами давайте". И актеры стараются, но этого мало.
Давайте вспомним предыдущие сезоны и процесс раскрытия ветвей сюжета. Практически каждую новую серию мы продвигались по основным путям, что мы видим здесь? Мы видим очень интересно намеченные сюжетные линии, которые сеют определенную интригу, но никакого их развития нет. Нам вновь и вновь рассказывают, по своей сути, одно и тоже. Безусловно, есть исключения, но их меньшинство.
Как и было обозначено до выхода сезона, секса и грязи здесь хватает с излишком. И я бы не сказал, что это здесь во вред. Наоборот, мне кажется, все это очень правильно настраивает на понимание того мира, в котором погрязла та "местная Америка". И так, как это вещи, в большинстве своем, интимные, то и покушение на них воспринимается особенно резко, чего и добиваются фильмы такого жанра.
Сюжетных прогнозов не мало, но гадать не хочется, хотя, вот дилемма - и ожидать всего этого, прильнув к экрану, тоже не тянет. Сейчас максимально интересным кажутся личности жителей отеля, хочется выслушать их истории, а дальнейшие их судьбы пока не особо и беспокоят - видимо, еще не прижились. В итоге, максимальная проработка деталей и образов, талантливейшая работа актерского и съемочного составов, потрясающий концепт теряются в ленивом отношении сценаристов, заполняющие пробелы между основными звеньями "на отстань". Чтож, это только 4 серии, будем надеяться, что сериал обратит должное внимание на мелочи и внутри действий и решений. С нетерпением жажду видеть больше и больше Питерса и Гагу; встретить гостью Джессику Лэнг. Сериалу, который своей оригинальностью и явным талантом команды притягивает миллионы к экранам, сейчас, как никогда необходимо вновь произвести тот самый эмоциональный "Вау!" у зрителя, доказать всем, что он не выдохся и еще способен.