Режиссер: Алексей Петрухин
Актерский состав: Ирина Купченко, Анна Чурина, Андрей Мерзликин, Роза Хайруллина...
Жанр: драма
"На золотом крыльце сидели: царь, царевич... король, королевич, сапожник, портной... кто ты будешь такой? Выбирай поскорей, не задерживай добрых и смелых людей".
Сегодня у нас (в Новосибирске) был "предпремьерный" показ фильма "Училка". Помимо самого просмотра, была предоставлена возможность выслушать небольшое вступительное слово создателей этой картины и после завершения фильма обсудить его вместе с режиссером и главными актерами: Анной Чуриной и Андреем Мерзликиным. К сожалению, Ирина Купченко, исполнившая главную роль, не смогла принять участия в представлении картины из-за нехорошего самочувствия. Не удивительно, что подобное общение позволяет взглянуть на кино немного под другим углом, узнать его скрытые грани и более однозначно ответить для себя на определенные вопросы, поднятые в фильме. А факты о процессе создания во многом помогают оценить проделанную работу с точки зрения идейности и мотивов.
Учитель, он кто? Он зачастую нечто вроде манекена, болтающегося там себе на фоне доски и вечно пытающегося осуществить акт "насилия над личностью" в стенах школы. Впихнуть в головы никому ненужные и неактуальные факты; заставить уже наученные жизнью организмы думать, размышлять и чувствовать; выпытать из них бессмысленное уважение к прошлому и добиться ответственности перед загубленным предыдущим поколением будущим. Это, в большей мере - взгляд современного школьника. Да, разумеется, это немного преувеличено, но вектор указан верный. Все низкое возвышается, а высокое втаптывается в грязь, все чаще - расцветает цинизм и равнодушие, большее внимание привелекает внешняя обертка, а не ее содержимое, куда авторитетнее становится "рука силы", а не опыта и знаний. А теперь вопрос. А только ли в школах?.. Это кино вовсе не о школе, оно о стране.
На экране мы видим уставшую от жизни, утопающую в потоке пренебрежения со стороны учеников учительницу истории. Не находя понимания и сталкиваясь с человеческой глупостью и равнодушием, податливыми и мягкотелыми людьми вокруг, она и сама уже настолько выдохлась в бесчисленных попытках прорвать эту блокаду материи и достучаться до глубинных смыслов и миссий, что в очередной раз, слова ее звучат болезненно тускло и вовсе куда-то в себя. В них уже нет надежды на возможное услышание и уж, тем более, их принятие. У нее остается лишь закономерная серая жизнь, с горечью в сердце и связанными в этой системе руками.
Казалось бы - драма и точка, а нет... режиссер отошел от стандартов визуализации социальных проблем и прибегнул к синергии жанров. Во всей свой красе предстает фарс. Тут определенные проблемы, дабы их обличить, возведены в свой абсолют. Я не помню ничего подобного из просмотренного мною. Настолько резко здесь граничит смех и драма, что порой не успеваешь перестроиться. И чем дальше, тем смех становится печальней, и само понимание того, над чем ты сейчас смеешься, толкает в глубокую думу. Подобное с непривычки воспринимается с трудом. Эти эмоциональные метания и некая фактическая нереалистичность могут вызывать недоумение, но это до тех пор, пока за каждым таким эпизодом не начнет виднеться наша с вами реальность. Гротеск с помощью понятных всем форм помогает рассказать о куда более значимых и глубинных вещах. Буквализм здесь не поможет, куда важней читать между строк. Поэтому крики одной из учениц: "Ты предал нашу любовь!" смешны вовсе не от подачи и внезапности, а от столь мелкого вклада в это слово и от настолько глубокой уверенности в собственном "опыте".
Актерская игра здесь на отличном уровне, хотя, безусловно, на фоне именитых актеров, подростки выглядят не совсем убедительно. Местами проскакивает очевидное переигрывание и шаблонность, что впрочем допускает выбранная форма. Анна Чурина сумела с успехом изобразить загнанную в этот клубок формализма и процедур директрису, которая хоть и мыслит в нужных оттенках, но теряется в своей неопытности и страхе перед неудачами. Андрей Мерзликин очень точно вписался в эту бригаду спасения самих себя с вечным "под мою ответственность". Но венцом этого отряда абсурда, конечно, была Роза Хайруллина, которая неимоверно точно сумела подытожить всю систему. Опущенные в пол глаза и абсолютно пустые слова, произносимые лишь ради факта их произнесения. И все ради - "Я рядом." Но, безусловно, самым ярким пятном в актерской работе этого фильма была Ирина Купченко. Именно ее персонаж был полностью погружен в драму. В то время, как другие лишь изредка туда заглядывали, она там жила. Именно ее эмоция, протянутая красной нитью сквозь всю картину, задавала темп. Ее невероятной силы глаза вновь и вновь возвращали во всю серьезность происходящего. Абсолютно пустой и потерянный взгляд в начале, отрекшийся от тщетных попыток борьбы с системой и наполненный болью, презрением и безысходностью в конце - заставляли верить ей на протяжении всего экранного времени.
Технические недочеты хоть и были, но глаз особо не резали. Это и дважды повторенная сцена, и игнорирование в школе выстрела, и исчезновение разбитой гипсовой головы к концу. Все это мелочи. Такие вещи трудно простить фильмам с огромными бюджетами, и без того большими дырами в сюжете, при отсутствии идеи и исключительном желании заработать. Здесь же, на них не очень хочется обращать внимание, поскольку фильм этот не коммерческий, а главной своей целью имеет вовсе не заоблачные сборы. И все эти недочеты меркнут перед куда более важной задачей и искренним воплощением.
Вопрос о концовке до сих пор остается для меня спорным. То, как закончен данный фильм - лишнее подтверждение тому, что картина отходит от привычных правил кино. Более того, и сама финальная сцена выглядит очень инородно во всей картине, складывается ощущение, что это уже вовсе не от-туда, хотя и полностью, как мне кажется, справляется с поставленной перед ней задачей. К концу фильма появляется немало сцен, которые так и напрашиваются на последующие после них титры, но каждый раз тебя одергивают назад. Во время просмотра это немного напрягает и создается впечатление затянутости и невнятного монтажа, но когда видишь финальную сцену, ненароком все встает на свои места. При всей ужасающей картине дня, которую демонстрирует нам это кино, при всем ужасе, облаченном в эту форму, в конце виднеется свет. Каждый герой находит в себе нечто высокое и важное, кто-то через страх смерти, кто-то через бьющийся пульс живого человека, пускай даже через потрясение - здесь важней конечный пункт.
Школа сейчас, зачастую, воспринимается как механизм должный. Он должен родителю, должен ученику, должен государству, при этом растворяется базовое понимание того, что отдача необходима и с обратной стороны. Как следствие - воспитание в человеке потребителя и полное отсутствие у него чувства ответственности перед самим собой и своим будущим, а в итоге - и будущим своей страны. Массовая черствость души и вечная борьба с ветряными мельницами. Данный фильм помогает оглянуться и посмотреть на себя. На уровне школы и выше. Позволяет задуматься над значимостью каждого брошенного слова, жеста или необдуманного поступка. Все это, в потоке класса кажется ничтожно малым и незначительным, и с какой мощью порой он может отгреметь в сознании учителя. Насколько отношения между людьми сейчас сводятся к простейшим вещам, а нужды ограничиваются вещами материальными. Именно поэтому, я считаю, что фильм достоин внимания и должен быть увиденным и услышанным. Да, форма его необычна и не каждому по нраву, но может все-таки стоит заглянуть внутрь? Смех и слезы, абсурд и вещи до боли знакомые - все это в одном фильме и обрамлено хорошей актерской работой и глубокой мыслью людей, создавших его.
Фильм стартует с 26 ноября и я очень советую его посетить. Я не обещаю, что он вам понравится, но я искренне надеюсь, что вы его поймете.