На моей фотографии - современные ворота в Армянском переулке, 4/1, принадлежащие архитектурно-строительной компании Kvest. Циркуль, совмещенный с наугольником, пожалуй, самая распространенная из всех масонских эмблем. В ней циркуль изображает Небесный Свод, где чертит свой план Великий Архитектор Вселенной, а наугольник - Землю, где человек выполняет свою работу. Взаимное положение циркуля и наугольника имеет символическое значение. При открытии работ в первом (ученическом) градусе наугольник кладется поверх циркуля, во втором градусе (подмастерья) один из концов циркуля освобождается, а в третьем градусе (мастера) оба конца циркуля свободны. На фото циркуль и наугольник совмещены по второму градусу.
Кстати, к этой второй степени посвящения относились и относятся множество знаменитостей, которые позировали фотографам, демонстрируя правой рукой
соответствующий знак, и чьи имена можно узнать, задав в Гугл-поиске по картинкам запрос hidden hand.
Каменщики, которые не строят, то есть масоны, кто они?
Их естественно разделять на классиков и современных масонов, которые преследуют какую-либо политическую или эзотерическую или карьерную цель. Классики искренне верили в пользу эзотерической концепции в те времена (конец 18-го века и начала 19-го века), когда как на Западе, так и в Российской Империи в среде образованных и прогрессивных людей Церковь считалась архаичным общественным институтом. И поэтому, к примеру, все декабристы были членами масонских лож. Это просто исторический факт, также как и факт про отцов-основателей Соединенных Штатов: среди 57 человек, которые подписали Декларацию независимости, 56 были масонами.
Или Вольфганг Амадей Моцарт написал масонскую оперу «Волшебная флейта». Сейчас на этом не делается акцент, однако она указана масонской самими авторами.
Пушкин вступил в масонскую ложу в Кишиневе, в возрасте 22-х лет. После этого он никогда приверженцем масонства не был. Но у масонства есть такое положение, как «нестираемость»: если человек вступил в масонство когда-нибудь, значит, он всегда является масоном.
Масонство
отразилось в архитектуре, в музыке, в литературе... И эти авторы, которых мы знаем и любим, имели другие цели, чем люди, которые, скажем так, последние семьдесят-восемьдесят лет использует масонскую символику и организацию в другом значении.
По поводу первых масонов Москвы я посетил экскурсию «Московские масоны: мифы и реальность» - по переулкам старой Москвы, связанным с масонами Новиковского кружка. Начало прогулки - у памятника масону Грибоедову на Чистых Прудах. Окончание - на Лубянском проезде. Это одна из авторских экскурсий
Алексея Орлова.
Я ожидал, что наша прогулка будет вести к зданиям с подобными украшениями:
Однако большинство таких домов находится в районе Пречистинки и Воздвиженки. И около двух часов мы большей частью пробовали разобраться в наслоении легенд, связанных с масонами. И выяснили, что немалая часть информации, что есть на Ютубе - моем главном источнике знаний по москвоведению - ложна.
Взять красивейший комплекс зданий страхового общества «Россия» - Сретенский бульвар, 6/1. О нем рассказывается как о масонском в
бодром ролике с 20 млн просмотров. На здании - звериные и птичьи барельефы вплоть до крокодила. Есть и там саламандра.
Но хотя в Алхимии саламандра - символ стихии Огня, и у архитектора Гауди в
парке Гуэль в Барселоне саламандра - явно масонский символ, у архитектора Проскурина в описываемом здании это не так. Тут саламандра просто символизирует спасение после пожара. Аналогично в страховом контексте нужно понимать и пеликана (что на следующей фотографии - в самом вверху), просто как
символ самопожертвования.
А вот
другой ролик, где экскурсоводом выступает действующий масон (его экскурсии дорого стоят). Там он не только перепутал разных Гагариных и их дома, но и в разговоре про
мой бывший приход там воспроизводится легенда про то, что разрушенный молнией храм архангела Гавриила (Меншикову башню) достраивал масон Гавриил Измайлов. Однако он не только не масон, но даже и не существовал. Вот как!
В этом храме бывали масоны кружка Николая Новико́ва (дворянское произношение) и
Иоганна Шварца. Они позволяли себе петь там на латыни. И на этом же языке были некоторые каменные таблички перед входом, стертые по требованию митрополита Филарета (Дроздова). Вроде бы справа от алтаря там есть икона с масонским глазом... не помню точно, лет десять не заходил. А зайти в храм успеваешь только на экскурсии, которая начинается в 16 часов. Мы начали в 18, и в результате храм к нашему появлению был уже закрыт.
Впрочем, в Москве есть
храм прямо с масонским знаком Лучезарная Дельта.
Где находится дом, в котором принимали в ложу? А вот он в Бобровом переулке напротив калягинского театра. Это так называемый
Юшков дом. В числе разных арендаторов этого здания была и знаменитая Строгановка. Тут отучились Саврасов и Левитан. Ну а нам тут рассказывали про обряд посвящения из профанов в первый градус. Мне он противен, и поэтому я не буду про это почти ничего писать.
Только сделаю для себя пометки в телеграфном стиле: комната раздумий для профана; голосование братьев черными и белыми шарами (два черных шара - отказ, один черный шар - вопрос к голосовавшему); внешний вид посвящаемого «не одетый, не раздетый»; пролитие крови из груди; новые имена в индейском стиле: к примеру, Михаил Кутузов - Зеленеющий Лавр, некий масон - Подобный Оливе.
Где находилось общежитие масонской организации, в подвалах которого Новиков тайно печатал алхимические книги? Вот тут оно было, хотя и не сохранилось.
А что за переводчик Иоанн Масона, про которого даже упоминают в «Ревизоре»? Это просто так обрусело имя Джона Мейсона. Н. И. Новиков в 1783 году издал популярную в масонских кругах книгу Мейсона «Познание самого себя» в переводе розенкрейцера И. П. Тургенева. Ранее она ходила по рукам в самиздате, то есть в рукописях. Полагаю, что это было произведение в теософском стиле: самосовершенствование без несения своего креста.
Вообще ядро тогдашнего масонства хоть и считало себя христианским, на самом деле было гностическим. Ну и книжки у них были свои, специфические.
Ну а высший 33 градус масонства предполагает готовность напрямую общаться с инфернальным миром. Мы знаем об этом на примере имевшего 33 градус посвящения Альберта Пайка, его 900-страничной книги для масонов шотландского обряда и сохранившимся письмам.
Иван Гагарин рекомендовал Татищеву Новикова, и в результате тот продолжил в Москве ту же деятельность, что начал в Санкт-Петербурге. Он фактически стал основателем отечественной журналистики и коммерчески-успешным издателем.
А потом Новиков получил пятнадцать лет не понятно за что. К счастью, отсидел в Шлиссельбургской крепости в Петербурге (более известной как Орешек) только 4 года. Когда Павел I пришел к власти, то сразу же дал ему свободу.
В процессе экскурсии мы заходили под арку Почтамта на Мясницкой, связанного с масоном Кучеревым, в усадьбу Ованеса Лазаряна (Лазарева), в бывшую усадьбу Лопухина (родственника Петра I, масона-философа, который избежал гонений Екатерины), там где сейчас лютеранский храм Петра и Павла, и еще пару мест, связанных с масонством, которые со мной никак несрезонировали.
Приходите сами и смотрите-слушайте. В заключение я лучше покажу те три места, которые со мной как раз срезонировали.
Следующий дом имеет отношение к масонству, к Гагарину, кажется. Но дорог мне тем, что это - та самая богадельня из «12 стульев», где
работал застенчивый Альхен. Ильф и Петров работали по соседству в газете «Гудок» и хорошо знали эту натуру.
Второй дом, где теперь посольство Белоруссии - первое здание московской мэрии начала XIX века.
И наконец, дом архитектора Матвея Казакова. Не просто дом, который он спроектировал, а дом, в котором он жил. Уже лет двадцать затянут занавеской. И ничего там не происходит.
Очень огорчительно было узнать от экскурсовода, что и Матвей Казаков был масон.
Я хотя не потомок его, но он - из нашего рода по материнской линии. И тоже вольный каменщик!
Вот такая получилась прогулка в центре города, в котором осень нам танцует вальс-масон...
Соцсети Алексея
yosha-orlow:
Fb,
ВК,
Insta.