Дом Юшкова, Мясницкая ул., 21

Mar 31, 2021 08:25




Дом Юшкова, 1793 г., арх. В.И.Баженов

Дом Юшкова  - один из наиболее ярких памятников московского классицизма. Построен в 1783-1805-х годах по заказу генерал-поручика И. И. Юшкова. Автором проекта был Василий Баженов. Дом Юшкова расположен на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка.
Сейчас достоверно известно лишь то, что на рубеже 1780-90-х гг. генерал-поручик Иван Иванович Юшков приобрел участок земли в самом центре Москвы, «в четвертом квартале церкви Флора и Лавра, что у ворот Белого города» (на пересечении Мясницкой улицы и Боброва переулка) для постройки собственного дома. Рядом - церковь Святых великомучеников Фрола и Лавра, куда в день их поминовения со всей Москвы извозчики вели красиво наряженных лошадей, дабы окропить из святой водой: «Флор-Лавер до рабочей лошади добер».

Генерал Иван Иванович Юшков был представителем древнего знатного рода - среди его предков был князь, покинувший золотую орду для службы самому Дмитрию Донскому. Потомок же этого князя, Иван Иванович, хоть и был генералом, в битвах не участвовал - свои чины он заслужил на государевой службе, поднявшись до главного судьи судного приказа (что-то вроде Председателя Верховного суда), впоследствии став президентом камер-коллегии, генералом-полицмейстером в Санкт-Петербурге и, наконец, московским губернатором.



.
А началось все с того, что участок земли, на котором стоит дом № 21 на углу Мясницкой и Боброва переулка, приобрел в 1716 году будущий генерал-аншеф Иван Ильич (старший) Дмитриев-Мамонов - участник Полтавского сражения, Персидского похода и других военных баталий начала XVIII века. Известно, что в Москву он был отправлен для подавления возможных бунтов. 21 мая 1725 года, в день учреждения ордена Святого Александра Невского, Мамонов был пожалован орденом в числе первых девятнадцати его кавалеров за многочисленные военные походы и ревностную службу, которую он нес «порядочно, верно и беспорочно». Успел ли он что-то построить - доподлинно не известно. Есть версия, что он то ли начал строительство, то ли даже успел выстроить дом. Умер он в 1730 году в возрасте 50 лет.

Возможно, И.И. Юшков сделал заказ на строительство дома, но происходило оно уже при жизни его сына - А.И. Юшкова (1773-после 1835), генерал-лейтенанта, командира пехотной дивизии, участника Бородинского сражения. Для него в 1783-1805 гг. архитектором В.И. Баженовым был выстроен каменный двухъярусный дворец с ротондой на углу, вошедший в историю архитектуры под названием «Юшков дом».

Александр Иванович Юшков
Александр Иванович Юшков (1773 - 24 июня 1859, Пенза) - русский генерал, участник Наполеоновских войн.


Портрет Александра Ивановича Юшкова мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

При Петре Ивановиче Юшкове  в доме проводились пышные балы и масонские собрания. И при этом он не только продолжил великосветский стиль жизни своего отца, но, похоже, решил его превзойти. В дом Юшкова по-прежнему приезжала на грандиозные и пышные балы вся московская знать. Слава масона, хлебосола, ценителя высокого искусства, и светского персонажа, Юшкова-младшего, гремела по всей стране. Балы, которые он закатывал, поражали воображение современников:
.
«Он в 1811 г. давал у себя на даче в течение трех недель сряду 18 балов, с фейерверками и музыкой в саду, так что окрестные фабрики перестали работать, ибо фабричные все ночи проводили около его дома и в саду».
.
Даже монахи из соседнего монастыря дивились с высоты монастырских стен небывалым фейерверкам, громкой музыке и цыганскому пению. Удивительно, но при таком хозяине дом каким-то чудом пережил два грандиозных московских пожара - в 1812 году служители расположенного рядом почтамта просто напоили и связали факельщиков, которые поджигали дома по приказу отступавшего Наполеона. Все деревянные дома на улице сгорели.

Дворянской улица оставалась и в первой половине XIX века; позднее дворян сменили преимущественно купцы и фабриканты. В 1813 году решением Комиссии о строении Москвы улицу расширили до 25 метров и новые каменные дома стали возводить на новой красной линии.

В 1816 году при пожаре сгорела практически вся Мясницкая улица, но опять же, огонь не тронул творение Баженова. После всего этого в народе за домом окончательно укрепилась слава масонского гнезда, а впоследствии, когда мистическое обаяние масонов несколько спало, неожиданно выяснилось, что в доме завелись «страшные приведения».



Литография А.Ш. Мюллера с оригинала Ф. Дица 1840-е гг. Москва. Слева - Императорский почтамт на Мясницкой улице. Справа - церковь Флора и Лавра и Юшков дом.




Мясницкая улица 1900 - 1903




Церковь Фрола и Лавра на Мясницкой  1901 - 1903
Привычка жить на широкую ногу в сочетании с неумением зарабатывать привела Юшкова-младшего к закономерному итогу - разорению. К 1830-м годам Юшков разорился и вынужден был сдавать помещения в своём доме в аренду.

Был тут магазин купца Андрея Кригера, где продавались «всякого сорта французские новопривезенные вина бочками, ведрами, ящиками, бутылками», была торговая контора по продаже новых английских патентованных бумажных полотен.

В 1838 году зал в доме Юшкова стало арендовать Московское художественное общество.




С архитектурной точки зрения Юшков дом был новым словом в московской застройке: «Возможно, именно здесь впервые в Москве осуществлена ставшая столь характерной для этой эпохи композиция крупного городского дома с ротондой на углу квартала и симметричными крыльями, примыкающими к ней по красным линиям обеих улиц. Среди этих зданий Юшков дом выделялся прежде всего особой монументальностью и красотой крупной, но легкой  колоннады»

Композиционным ядром дома Юшкова является угловая полуротонда с  колоннадой . Эта полуротонда в дальнейшем неоднократно копировалась другими московскими архитекторами.







Боковые крылья дома Юшкова, выходящие на улицу и переулок, имеют одинаковую архитектуру и оформление.



ул. Мясницкая



Бобров переулок

Нижний цокольный этаж отделан каменными плитами, стены верхних этажей покрыты штукатуркой.






Дом И. И. Юшкова. Вестибюль. townevolution

В 1844 году в доме Юшкова разместилось Училище живописи и ваяния, хозяин продал учебному заведению свой дом за 35 тысяч рублей серебром .
.

Предшественником Училища был рисовальный «натурный» класс, организованный в 1832 году группой любителей живописи по инициативе Е.И. Маковского, А.С. Ястребилова, генерал-майора М.Ф. Орлова, Ф.Я. Скарятина, при поддержке и по разрешению генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицына.
.
Развитию и процветанию художественного класса при «Московском обществе любителей художеств» очень помогали благотворители, отдававшие знания и большие капиталы на поддержку художеств России.
В 1843 году из художественного класса было образовано Училище, в которое принимали учеников всех сословий. Большим достижением было разрешение Императора об освобождении от крепостной зависимости выпускников, получивших звание художника. В Училище были привлечены значительные художественные силы того времени - художники B.C. и А.С. Добровольские, К.И. Рабус, В.А. Тропинин, скульптор Н.А. Рамазанов и др.

Училище живописи, ваяния и зодчества известное как педагогами (Васнецовым, Поленовым, Саврасовым), так и свободой - тут расцвело рисование обнажённой натуры.






В натурном классе Академии художеств, Петербург (Живописная мастерская профессора В. Е. Маковского) 1913 г.




Мемориальная доска



Портрет Саврасова А.К. на фоне картины «Грачи прилетели»
надпись:
Выдающийся русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов
преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества с 1857 года по 1882 год

Обучение талантливых студентов было бесплатным. А вот ежели талант не обнаруживался в первые два года учебы, студента безжалостно отчисляли. Правда и самородкам из провинции было не просто - надо же было где-то жить и на что-то питаться. Про одного такого бедного студента, которого звали Исаак Левитан, рассказывали, будто он прятался по ночам в одной из многочисленных пустых комнат дома Юшкова. Говоря современным языком - бомжевал по подвалам. Привидений, по словам друзей художника, он там не встречал, зато приходилось сталкиваться с «нечистой силой» в лице солдата Земляникина - одинокого ночного сторожа училища.

В конце XIX века училищу был присвоен статус высшего учебного заведения. Для скульпторов и живописцев срок обучения составлял 8 лет, для архитекторов - 10 лет

Многие выпускники Училища стали выдающимися художниками и скульпторами: В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, И.И. Левитан, К.С. Петров-Водкин, С.А. и К.А. Коровины. Многие из них становились впоследствии преподавателями Училища. Здесь также преподавали В.Д. Поленов, В.А. Серов, Л.О. Пастернак (отец Бориса Пастернака) много лет  вел натурный класс.

Здание на Мясницкой прочно связано с именем Бориса Пастернака. Здесь семья Пастернаков прожила 16 лет. Каждую весну в залах Училища открывались Передвижные выставки. На одной из передвижных выставок произошла знаменательная встреча Л.О. Пастернака с Л.Н. Толстым, которая положила начало их дружбе и сотрудничеству.

Леонид Осипович Пастернак (22 марта (3 апреля) 1862, Одесса - 31 мая 1945, Оксфорд) - русский живописец и график еврейского происхождения; мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец писателя и поэта Бориса Пастернака и архитектора Александра Пастернака.


Автопортрет. 1908 Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Леонид Осипович Пастернак, „Лев Николаевич Толстой с семьей в Ясной Поляне”, 1902. 
В 1902 году картину приобрел Великий князь Георгий Михайлович для Русского музея в Петербурге.

В последующие годы Л.О. Пастернак иллюстрировал романы «Война и мир» и «Воскресение», а также писал портреты членов семьи Толстого.



Рыжая плакала о том, что она во всей жизни своей ничего не видала, кроме ругательств, насмешек, оскорблений и побоев. Иллюстрация Л. О. Пастернака к роману Л. Н. Толстого «Воскресение»




Училище живописи  1900 - 1915 pastvu

В конце XIX века дом Юшкова перестраивался: были расширены окна, изменилась отделка, со стороны Боброва переулка пристроили кирпичный корпус .




До Октябрьской революции художественное образование в стране находилось в ведении Академии художеств, учрежденной Сенатом в 1757 году. Больше 100 лет академия была единственным высшим учебным заведением в стране, где изобразительному искусству обучали по европейским стандартам. Поступить туда мог далеко не каждый: обучение было платным и только для мужчин.

В 1918 году академию упразднили и открыли Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), введя кардинально новый принцип организации обучения: вступительные экзамены упразднили, женщин принимали наравне с мужчинами, а наличие начального образования стало необязательным критерием - для поступления требовалось лишь желание учиться. Занятия строились по принципу обучения в индивидуальных мастерских, абитуриент сам выбирал мастера, к которому хочет пойти.

В 1920 г. путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества) были образованы  Всесоюзные Художественные Технические мастерские(ВХУТЕМАС).



Александр Веснин. Проект оформления здания ВХУТЕМАСа на ул. Мясницкая к 10-й годовщине Октябрьской революции. 1927.

Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование. За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. В 1927 г. ВХУТЕМАС преобразован во ВХУТЕИН (Всесоюзный Художественный Технический Институт).

В конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным - от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.

Вместо него были созданы Московский архитектурный институт и Московский художественный институт (которому позднее было присвоено имя В. И. Сурикова).

В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт

Многие преподаватели ВХУТЕИНа ушли из педагогики, а те, кто остался, разъехались по стране. Полностью изменилась система преподавания в художественных институтах, все вхутемасовские учебные наработки были забыты до 60-х годов XX века, когда ассистентам преподавателей ВХУТЕИНа и самим преподавателям удалось вернуть некоторые методики в вузы.

С началом Великой отечественной войны полиграфический институт был эвакуирован в Курганскую область. Но большая часть оборудования, институтская библиотека, многие преподаватели и студенты - остались в столице. Позже опасность взятия Москвы гитлеровцами миновала и, когда возникла необходимость создания института боеприпасов, его решили создать на существующей базе полиграфического института. Как оказалось, будущему МИФИ передали не только здание, библиотеку и лаборатории полиграфического института - многие его сотрудники стали сотрудниками ММИБ.




Мясницкая улица  1896
Московский механический институт (с 1945-го года уже без боеприпасов в названии) стал хозяином дома по 21 по улице Кирова  надолго. А весь институт стал меняться под новую атомную науку. Это превращение в основном закончилось в 1957 году.




Лауреат Нобелевской премии по физике Николай Геннадиевич Басов, выпускник МИФИ 1950 г., со студентами, 1960-е годы.
МИФИ


Первый номер университетской газеты МИФИ "Инженер-физик" (1960 год).

После того как в 1962 году МИФИ переехал в новый корпус на Каширском шоссе , в доме Юшкова разместились Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС .




Здание МИФИ, Каширское шоссе, 31 1964 - 1965
Основное здание Московского инженерно-физического института (сейчас - Научно-исследовательский ядерный университет) по адресу: Каширское шоссе, дом 31, было введено в 1963 году

В 1986 году дом был передан Институту живописи, скульптуры и художественной педагогики. В 1989 году институт был преобразован в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества .
.
Во второй половине 1990-х годов в доме Юшкова была проведена реставрация .



ул. Мясницкая



Бобров переулок

атом, институты, Баженов, Басов, художники, Саврасов, Пастернак, Мясницкая ул., Москва, МИФИ, Маковский, Левитан, училище, Бобров пер., Толстой

Previous post Next post
Up