Life is only on Earth. And not for long
Торжество в честь свадьбы Жюстин и Майкла в самом разгаре, но невеста не чувствует себя счастливой, несмотря на все попытки окружающих расшевелить ее. Напоминающее пир во время чумы празднество завершается драматически, а тем временем к Земле медленно подлетает планета под названием Меланхолия, грозя скорым апокалипсисом.
Фильм состоит из трех частей: пролога, в котором фон Триер виртуозно оперирует аллюзиями, пуская под вагнеровскую музыку «экранизированные» живописные полотна. Тут тебе и «Офелия» Милле, и голландцы…Каждый кадр варьируется от агрессивной жесткости до надрывного страдания, что задает нужную всей ленте тональность. Вторая часть - «Жюстин» - повествует о свадебном ужине и сфокусирована в основном на заглавной героине, третья - «Клэр» - уже о приближении Меланхолии глазами сестры Жюстин Клэр.
Двухчастная композиция фильма, суть, едина и раскрывает, на первый взгляд, два совершенно разных характера. Жюстин не нуждается в земном счастье, ей нужна лишь ее меланхолия, которая избавляет от необходимости играть в благополучие и притворяться довольной жизнью, это ее футляр. А тут очень кстати к Земле подлетает красивая голубая планета, которая может раз и навсегда избавить от притворства и фальши. Футляр Клэр - как раз земное счастье, ей есть, ради чего жить, что терять, и поэтому она принимает появление Меланхолии так, как приняли бы миллионы - как настоящий конец света. Однако при ближайшем рассмотрении может показаться, что речь не о различных стилях восприятия действительности, а о двух гранях одной сущности, ведь вряд ли человек способен придерживаться одной поведенческой тактики перед лицом неминуемой смерти. Обе героини интересны. Во время просмотра одна из них обязательно будет вам ближе и понятней, но будет ли это рвущая связь с реальностью Жюстин или эмоционально устойчивая Клэр?
Кирстен Данст категорически хороша в первой части, но во второй пальма первенства определенно у Шарлотты Генсбур, которая, все же, какая-то абсолютно триеровская актриса, что превращает ее героиню в максимально органичный элемент фильма. Другая Шарлотта - Рэмплинг - весьма колоритная мама героинь, которая, несмотря на всю свою резкость, наверное, одна может правильно догадываться, что творится в душе у Жюстин. Мужские персонажи тоже весьма интересны. Муж Клэр Джон в исполнении внешне напоминающего президента РФ Кифера Сазерленда сперва кажется таким уверенным и сильным, но на поверку оказывается лишь укрепляющим стереотип о том, что сильный пол не всегда такой уж сильный. Майкл Александра Скарсгарда - безмерно любящий и понимающий жених, принимающий единственно верное решение в предложенных ему обстоятельствах. Юмористическую нотку вносит исполняющий партию отца Жюстин и Клэр Джон Херт. Присутствие в фильме ребенка Клэр и Джона Лео (Кэмерон Спюрр) добавляет и без того наэлектризованной до предела атмосфере фильма трагичности, ведь обреченность ребенка всегда страшнее обреченности взрослого.
Единственный небольшой минус фильма - в последних перед титрами секундах. Такое чувство, что когда снимался последний эпизод, в дверь студии Триера просунул голову Майкл Бэй и сказал: «Уууу, ребята, что-то у вас тут про конец света, а ни одного взрыва еще не было! Хотите, я вам пару дымовых шашечек с площадки «Трансформеров» притащу?» Можно было выключить камеру на три секунды раньше - зритель бы все верно понял и без пиротехнических изысков.
А вообще Ларс фон Триер снял по-настоящему красивое, гармоничное, эмоционально сбалансированное кино, с чем, думается, следует его поздравить, посмотрев фильм на большом экране. Ну или на маленьком, в крайнем случае.