Ответ по всей форме

Dec 10, 2018 04:09

Между прочим, по поводу сегодняшнего (прошедшего) чтения из Евангелия. Мне кажется, что слова Господа:

сию же дщерь авраамлю сущу, юже связа сатана, се, осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный?
имеют, помимо общечеловеческого значения, и прямой "законнический" ответ, такой аргумент, который фарисеи не могли проигнорировать. А именно, разрешение от болезни здесь связывается с развязыванием веревки.
Между тем, это очень классический пример бесконечного раввинистического спора о субботней работе. Например:
Более того, если было намерение завязать разрешённый в шабат тип узла, а из него получился запрещённый, и в этом случае нет запрета развязать такой узел.... Например, когда узел причиняет страдание, и, в частности, когда он несильно затянут, разрешается развязать его, если изначально его намеревались развязать в тот же день. Например, человеку, завязавшему в канун шабата на ботинках не слишком сильно затянутый двойной узел с намерением развязать его в тот же день, разрешено развязать узел в шабат, если он хочет снять ботинки, так как в ботинках спать он не может.
https://toldot.ru/articles/articles_23876.html

Так что этот ответ довольно многослоен, и помимо ясного общечеловеческого текста содержит и внутрииудейский подтекст, по-моему.
Впрочем, наверняка это наблюдение уже кем-то сделано и разработано, хотя гугл-запросом по очевидным вариантам я ничего не нашёл, так что если у кого есть ссылка - поделитесь в комментариях.
Было бы любопытно в этой связи вспомнить и о теориях библейской критики, которые сопоставляют Феофила, адресата Евангелия и Деяний, с одним из бывших иудейских первосвященников, а Иоанну из Евангелия - с его внучкой, чья могила недавно была найдена в Иерусалиме.

Если попробовать из этого сделать более общие выводы, то можно вспомнить, что возбранение развязывать узлы в субботу следует, согласно раввинистическому мнению, из того, что это было одним из видов работы при водружении скинии. В этом смысле развязывание Христом связанной сатаной дщери Авраама - это ещё и образ утверждения новой скинии, нового храма живых камней, переход от синагоги к Церкви, от буквального закона к духовному. И тут уже можно опираться на толкователей:
6. «В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться». Выше мы уже сказали, что это было третье пришествие Господа к бесплодной смоковнице, на что указывает число-восемнадцать лет в скорченной женщине. Ибо человек сотворен в шестой день (Быт 1.27), и в тот же шестой день закончены все дела Господни. Но число шесть, помноженное на три, дает восемнадцать. Итак, поскольку человек, сотворенный в шестой день, не захотел иметь дел совершенных, но прежде Закона, под Законом и в начале благодати был слаб, то он был восемнадцатилетней скорченной женщиной. «Она была скорчена и не могла выпрямиться». Всякий грешник, помышляющий о земном, не ищущий небесного, не может смотреть вверх, потому что, предаваясь низшим пожеланиям, он уклоняется от прямоты ума своего и всегда видит только то, о чем помышляет. - Возлюбленнейшая братия, обратитесь к сердцам своим, всегда надзирайте, что вы ежечасно содержите в своих помышлениях. Один помышляет о почестях, другой - о деньгах, третий - о добычах. Все это внизу; и когда .ум в этом запутывается, тогда он уклоняется от прямоты своего положения. А поскольку он не приподнимается к осенению небесного, то никак не может смотреть вверх, как скорченная женщина.
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoeslov/besedy-na-evangeliya/31

Таким образом, Рождеством Господа начался шестой век, который и совершается ныне до сокровенного конца времен. В этом отношении тройственности подразделения мы также полагаем это шестеричное число некоторым прообразом времени, посредством которого мы считаем первым временем то, что до закона, вторым - то, что под - законом, третьим - то, что в благодати. В последнее время мы восприняли таинство обновления для того, чтобы также и в конце времен мы, обновленные во всех частях воскресением плоти, исцелились от общей немощи не только души, но даже и плоти. Поэтому символом Церкви считается та женщина, что была [прежде] скорчена (curuauerat), ибо имела духа немощи, а [затем] исцелена и выпрямлена Господом (Лк.13, 16). Ибо из-за этого внутреннего врага печален голос псалмопевца: «душа моя поникла (Curuauerunt)» (Пс.56, 7). А ведь эта женщина имела духа немощи восемнадцать лет, что есть трижды шесть. Очевидно, что число месяцев в восемнадцати годах равняется шести в кубе, т.е. шестью шестью шесть. И в той же самой главе Евангелия говорится также и о смоковнице, на которой не находилось плода уже третий год. [Ее следовало срубить], однако за нее поручился [виноградарь] так, чтобы [господин] оставил ее на этот год: если она принесет плод, хорошо; если нет, ее срубят (Лк.13, 6-9). И [здесь] три года относятся к тому же тройственному подразделению, а число месяцев в трех годах равняется шести в квадрате, т.е. шести разам по шесть.
https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-troitse/1_5
Previous post Next post
Up