Арианство и антипаламизм в Древней Руси

Aug 30, 2011 18:49

Читая древнерусские литературные памятники, обнаружил интересные детали.
(1) Менее удивительное.( паламизм и антипаламизм )

Leave a comment

Comments 16

alexandrg August 30 2011, 16:00:27 UTC
Детали, конечно, интересные. Но выводы у Вас совершенно экстремистские. :)

Reply

illusoryshadow August 30 2011, 20:49:23 UTC
Почему? Я же лично не говорю, что св. Владимир был арианином, это в ПВЛ написано. Тут есть о чем поразмыслить, думаю, а "я просто разместил".

Ну а осведомленность в паламитских спорах, хоть и противоречит мнению Флоровского о том, что "официальное третьеримство" было антивизантийским (потому что Хронограф - один из его источников, как уже достаточно твердо показано), но не так удивительно: в конце концов, прп. Нил Сорский был на Афоне всего за пятьдесят (примерно) лет до выхода Хронографа.

Reply

alexandrg August 31 2011, 09:29:21 UTC
Потому что арианство и антипаламизм предполагают КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ противоречие православию. Здесь же имеют место издержки перевода и общая неразвитость богословской культуры. Кроме того, говорить о существовании антипаламизма за несколько веков до начала собственно паламитских споров - просто некорректно. Это типичный анахронизм.

Reply

illusoryshadow August 31 2011, 11:37:17 UTC
\Потому что арианство и антипаламизм предполагают КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ противоречие православию. Здесь же имеют место издержки перевода и общая неразвитость богословской культуры.\
Думаю, это скорее "догматическая индифферентность", чем неразвитость. Со времен "Фотиева крещения" до ПВЛ уже больше двухсот лет прошло. У того же свт. Илариона в "Слове" все совершенно правильно изложено. В общем, да, к этому я и хотел привлечь внимание.

\Это типичный анахронизм.\
Да, правда. В тексте этого слова нет, но не удержался и дал броский заголовок. Признаю вину.

Reply


andrev August 30 2011, 16:42:18 UTC
// три собьства свѣршена, мысльна, раздѣляема числомъ и собьствомь, а не божествомъ ... три совершенных естества, мысленных, разделяемых по числу и естеством, но не в божественной сущности

по-моему совершенно очевидно, что в том символе, который Вы назвали "арианским" неправильно только то, что славянское "собьство" надо на русский переводить как "ипостась", а не "естество". Но это говорит скорее уж об "арианстве" переводчика, нежели св. князя Владимира.

Reply

illusoryshadow August 30 2011, 20:36:39 UTC
А разве можно говорить, что Сын подобосущен Отцу?
Я полагал, что только "Сын единосущен Отцу" - корректная формулировка.

Reply

andrev August 31 2011, 03:42:49 UTC
подобосущен вместо привычного нам единосущен - это проблемы перевода с греческого на славянский, следствеи отсутствия на тот момент устоявшейся славяской терминологии. Если взять контекст, видно, что смысл там полностью православный: напр. "Не трие бози - единъ Богъ, понеже едино божество вь трехъ лицих" и т.п.

Reply

illusoryshadow August 31 2011, 11:15:36 UTC
Но дело в том, что слово "подобосущный" тоже является техническим термином, причем таким, который выражает арианскую веру ( ... )

Reply


anonymous September 1 2011, 08:29:23 UTC
о паламизме хорошо

Reply


Русь святая, храни веру арианскую? livejournal May 9 2012, 09:54:44 UTC
Пользователь danuvius сослался на вашу запись « Русь святая, храни веру арианскую?» в контексте: [...] нъ". Замечены и обсуждены эти выражения здесь: http://illusoryshadow.livejournal.com/13456.html [...]

Reply


Русь святая, храни веру арианскую? livejournal May 9 2012, 15:55:14 UTC
Пользователь ampelios сослался на вашу запись « Русь святая, храни веру арианскую?» в контексте: [...] Замечены и обсуждены эти выражения, напр., здесь: http://illusoryshadow.livejournal.com/13456.html [...]

Reply


Leave a comment

Up