Брессон снимал очень разные фильмы. И однако же, его ни с кем не спутаешь. А эти два - имеют много общего, и на их примере, пожалуй, удобнее всего объяснить мое отношение к Брессону. Поскольку оба являются отражением одной и той же философии. Философии Брессона и философии, на мой взгляд, однозначно религиозной.
(
Как-то длинно и нудно получилось, но высказаться хочется :) )
Мистика, ессно, связана с мистерией, но это не одно и тоже. Мистерия - действо, смысл которого доступен только вовлеченным в него; для внешнего наблюдателя он скрыт. Внешнего наблюдателя быть не может, он исключается - мистерия разыгривается посвященными. Само слово означает таинство - посвящение в тайну. Из Элевсинских Мистерий вышел античный театр; их содержание неизвестно, хотя было много попыток его реконструировать на основе крайне смутных толкований разных мифов.
"Праздник" в "Андрее Рублеве" такая мистерия. Мистерия, как прафеномен, замешана на Эросе - влечении и, соответственно, вовлечении, но это отнюдь не "групповуха", в ней есть свой сюжет и свои, очень строгие рамки ритуала.
Искусство вышло из мистерии, из распада ее на миф и ритуал, став, в том или ином виде, кодом - и мифа и ритуала. Но оно уже предполагает не участника, а зрителя. Весь фокус в том, что мистерия все-таки не умерла, и возможность войти в круг посвящения в смыслы - чего угодно, всего, что имеет место быть - доступна в той степени, которую мы сами определяем своей готовностью поступиться местом "зрителя" и стать "участником". Искусство - самая безопасная форма такого участия-посвящения. И в то же время - самая труднодоступная. В другие мистерии, житейские (простейший случай - любовь), мы все время вляпываемся, сами того не замечая, а вот чтобы вступить в эту потребно изрядное усилие.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Да, "Вампир" вышел на dvd. Примерно даже знаю, где купить :)
Reply
Reply
Leave a comment