Брессон снимал очень разные фильмы. И однако же, его ни с кем не спутаешь. А эти два - имеют много общего, и на их примере, пожалуй, удобнее всего объяснить мое отношение к Брессону. Поскольку оба являются отражением одной и той же философии. Философии Брессона и философии, на мой взгляд, однозначно религиозной.
(
Как-то длинно и нудно получилось, но высказаться хочется :) )
Я смотрела "Мушетт", и половину "Бальтазара" (как-то тогда я была не в настроении, а пересмотреть пока руки не дошли). Да, "Мушетт" - другой фильм. И Вы правы - женский (я действительно только сейчас задумалась о разнице с точки зрения пола). Но не по восприятию женский, а по отношению Брессона - "дело мужчины - преодолевать, дело женщины - страдать". А это как раз типично "мужской" взгляд :) Поэтому с "женской" сущностью Брессона не соглашусь, хотя идея считать Ланселотта "смертельным щелбаном мужскому" - заманчива :) Несколько минут ее посмаковала :) Надо подумать еще. Но "Дамы" и "Мущетт" - фильмы "мужские", это, повторюсь, сугубо "мужской" взгляд на женщину.
Reply
Есть отдельная тема (отчасти ее затронул Бахтин) - раздвоение Героя. В "Мушетт" не два героя (девочка и браконьер-эпилептик), а един в двух ликах (кстати, в "Бальтазаре" осел удвоен в того же эпилептика).
"Сущность" слишком сильное словечко; женское и мужское здесь не пол, а модусы сознания, все время двоящегося и перенастраиваемого. Если принять тезис о благодати как "теме", то ближе к ней - женское. "Противостояние" - мужское.
Драка (активность) и страдательность - мужское и женское - не выдумка мужчин, а полюса бытия: Ян и Инь.
Собственно, в искусстве по-большому счету речь всегда не о женщинах или мужчинах, а о человеке в целом. Тогда брессоновская "благодать", или, проще, счастье, будет чем-то более женским, чем мужским.
А что - разве не так?;)
Мушетт ведь блаженная (при всем ее остервенении).
Reply
А брессоновское счастье - оно Брессону :) А не мне, что я и пытаюсь объяснить.
Reply
Reply
А Мушетт... Да, я согласна - она и блаженная, и гордая, и определенно не униженная. Но только вот что в этом хорошего-то? Брессон и для Мушетт находит благодать, Вы правы. У него и для Мушетт есть ответ - см. мой заглавный пост, который как раз об этом - о принципиальном существовании в религиозном (ну вот не знаю просто, чем бы заменить это слово :)) мировоззрении правильных ответов. А по мне - так это как раз ситуация, в которой правильного ответа не существует. Жила девочка, в грязи, так уж вышло, лучшее, что у нее было в жизни - катание на автодроме в течение 5 минут, и умерла. Грустно. Можно ли было что-то изменить? Я не знаю. Но в том, как рассказана эта история Брессоном, счастья нету. Благодать-то, может, и есть. И Брессону этого достаточно. ОК, я понимаю его взгляд. Но не принимаю :)
Reply
Leave a comment