Брессон снимал очень разные фильмы. И однако же, его ни с кем не спутаешь. А эти два - имеют много общего, и на их примере, пожалуй, удобнее всего объяснить мое отношение к Брессону. Поскольку оба являются отражением одной и той же философии. Философии Брессона и философии, на мой взгляд, однозначно религиозной.
(
Как-то длинно и нудно получилось, но высказаться хочется :) )
"Почти каждый разговор о Брессоне не обходится без поминания его католицизма. По мне, такие ссылки больше сбивают с толка, чем помогают: вряд ли пониманию произведения искусства способствуют догматические различия вероисповеданий; если же дело не в них, тогда о чем разговор? Я не католик, однако это не мешает фильмам Брессона быть доступным мне в той же степени, как и любое другое серьезное произведение искусства, полагающееся на мой житейский опыт культурного человека - будь то "Божественная комедия", сонеты Шекспира или "Герника" Пикассо. Пожалуй только "Дневник кюре" требует знания некоторых тонкостей католического церковного обихода, притом, что это именно культурные различия, а не сугубо догматические. Но даже если и догматические - что с того? Фильм не часть мессы, его назначение не литургическое. Различия же в пониманиях таких категорий как благодать не привилегия, и обусловлены не только - и даже не столько нюансами ритуала, особенно если помнить, что благодать - дар счастья, т.е. именно дар, а не заслуга. Разумеется, любое вероисповедание полагает причастными этому дару только своих адептов, но может ли это a priori служить препятствием в понимании того, о чем речь. Человеческое вопрошание о счастье не вопрошание о том, что это такое, но лишь - или много более того - вопрошание о его насущности: не вопрос, но - зов.
Я помянул именно благодать потому, что это понятие полагаю главной темой Брессона, хребтом его вероисповедания художника - а не прихожанина. Аура его фильмов может казаться сколько угодно мрачной, его скепсис - оправданным и убедительным, но речь - всегда и везде (исключение - и то не безусловное, "Ланселот" - фильм-памфлет: о том, на что человек променял счастье) о возможности счастья для человека, о том, чем такая возможность обусловлена. И нигде вопрос не затыкается на формуле credo. Не словом достигается благодать - действием, деянием. Причем - и это важнее любых credo, ибо не им подчиняется, так как есть, собственно, в основе своей неподчинение, необусловленность, т.е. свобода - деянием вопреки, поперечь того, чем свойственно человеку оправдывать свою слабость, ущербность перед лицом мира - вопреки обстоятельствам.
Противостояние.
Так мог бы называться "Дневник кюре". "Мы на войне, мой мальчик" - говорит молодому священнику его духовный наставник, когда видит нужду своего подопечного в поддержке более, чем в утешении - и, возможно, таким конвертированием упования укрепляет его до степени веры - "надо выстоять - это все, что мы можем". Противостояние, по Брессону, есть укрепление духа, высшая дисциплина. Оно самоценно, не требует оправданий и предпосылок, оно само предпосылка: приведенное к действию несогласие с тем, что человека унижает, низводит в прах.
Собственно же католицизм Брессона состоит в том, что Бог не имманентен, и при этом нигде не подвергается сомнению. Трансцендентность Бога избавляет католика от такой типичной для протестантизма проблемы, как Его молчание (та же теодицея, бергмановские заморочки), и в то же время сообщает совсем иной, объективирующий, характер его исповеданию и служению."
Как видите, я, не любитель (мягко говоря) всяческих "правильностей", углядел совсем другое.
А ваш анализ безукоризнен сам по себе, при том, что вовсе не зануден.
Reply
Примерно так...
Reply
Где-то я прочитала статью (кажется, я говорила), в которой через запятую, в качестве примера великих религиозных режиссеров, были названы Брессон, Дреер и Одзу (исповедовавшие разные религии). Вчера я посмотрела "День гнева" Дреера (за который, кстати, огромное спасибо) - он великолепен и объемен. На эту историю я, человек нерелигиозный, могу посмотреть с разных сторон (я, наверное, отдельно потом напишу), могу обойти ее кругом, и она откроется под другим углом. Объем и живые лица актеров - вот те две вещи, которые есть у Дреера, и которых мне так не хватает у Брессона для того, чтобы мне нравились (а не просто были интересны) его фильмы.
Reply
В таком контексте Брессон представляется мне (держитесь крепче, чтобы не упасть) изначально более "женским" челом, нежели "мужским". "Дневник" и "Приговоренный" - исключения, связанные, возможно, с внутренней полемикой человека сугубо религиозного с экзистенциализмом. Пятидесятые - время Сартра, которого Брессон скорее всего на дух не переносил. А нескончаемые разборки между правыми и левыми экзистенциалистами по поводу зудящих проблем колаборционизма и Сопротивления должны были казаться ему чудовищно пошлыми. "Приговоренный" - антиэкзистенциалистский фильм.
Потом он вернулся к "женскому" - тому, с чего начал в "Дамах". А еще потом дал "мужскому" смертельного щелбана в "Ланселоте".
А? Тепло? По-моему совпадает...
Reply
Я смотрела "Мушетт", и половину "Бальтазара" (как-то тогда я была не в настроении, а пересмотреть пока руки не дошли). Да, "Мушетт" - другой фильм. И Вы правы - женский (я действительно только сейчас задумалась о разнице с точки зрения пола). Но не по восприятию женский, а по отношению Брессона - "дело мужчины - преодолевать, дело женщины - страдать". А это как раз типично "мужской" взгляд :) Поэтому с "женской" сущностью Брессона не соглашусь, хотя идея считать Ланселотта "смертельным щелбаном мужскому" - заманчива :) Несколько минут ее посмаковала :) Надо подумать еще. Но "Дамы" и "Мущетт" - фильмы "мужские", это, повторюсь, сугубо "мужской" взгляд на женщину.
Reply
Есть отдельная тема (отчасти ее затронул Бахтин) - раздвоение Героя. В "Мушетт" не два героя (девочка и браконьер-эпилептик), а един в двух ликах (кстати, в "Бальтазаре" осел удвоен в того же эпилептика).
"Сущность" слишком сильное словечко; женское и мужское здесь не пол, а модусы сознания, все время двоящегося и перенастраиваемого. Если принять тезис о благодати как "теме", то ближе к ней - женское. "Противостояние" - мужское.
Драка (активность) и страдательность - мужское и женское - не выдумка мужчин, а полюса бытия: Ян и Инь.
Собственно, в искусстве по-большому счету речь всегда не о женщинах или мужчинах, а о человеке в целом. Тогда брессоновская "благодать", или, проще, счастье, будет чем-то более женским, чем мужским.
А что - разве не так?;)
Мушетт ведь блаженная (при всем ее остервенении).
Reply
А брессоновское счастье - оно Брессону :) А не мне, что я и пытаюсь объяснить.
Reply
Reply
А Мушетт... Да, я согласна - она и блаженная, и гордая, и определенно не униженная. Но только вот что в этом хорошего-то? Брессон и для Мушетт находит благодать, Вы правы. У него и для Мушетт есть ответ - см. мой заглавный пост, который как раз об этом - о принципиальном существовании в религиозном (ну вот не знаю просто, чем бы заменить это слово :)) мировоззрении правильных ответов. А по мне - так это как раз ситуация, в которой правильного ответа не существует. Жила девочка, в грязи, так уж вышло, лучшее, что у нее было в жизни - катание на автодроме в течение 5 минут, и умерла. Грустно. Можно ли было что-то изменить? Я не знаю. Но в том, как рассказана эта история Брессоном, счастья нету. Благодать-то, может, и есть. И Брессону этого достаточно. ОК, я понимаю его взгляд. Но не принимаю :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Не хочу цепляться, именно с вами не хочу, любого другого поймал бы на слове - и тогда пришлось бы ему покрутиться!
Будь по-вашему, тем более, что мы выясняем не точки зрения все-таки, а разбираемся с неким занятным феноменом по имени Брессон. И неплохо продвинулись уже:)
Reply
Reply
Что такое "нравится" - это тоже хорошая отдельная тема для дискуссии :) Мне, например, нравятся раздражающие фильмы.
Reply
А насчет "нравится" - это такая ТЕМА, что закачаешься, на волюм нехилый потянет. Я давно вокруг нее как кот вокруг сметаны хожу. И в то же время это моя хворь - чесотка и проказа. Можно будет слегка углубиться в эту материю при личной встрече - но, опять же, не слишком, а то до свету не управимся:)
Reply
Leave a comment