Почему на дронах летать - законно.

Feb 08, 2019 15:33


Вторая часть, про практико-юридические аспекты этой нашей микроавиации.

В прошлый раз  рассказывал про то как на практике привлекают к ответственности за полеты на коптерах.  Сейчас попробую разъяснить, почему привлечение по статье 11.4 КоАП РФ за полеты на коптерах, авиамоделях, и воздушных змеях не законно.



Будет теория и буквоедство, приготовьтесь. Сначала разберемся, что у нас собственно летает, и есть ли этого «нечто» формальное, легальное определение.



Начну издалека. Заранее извиняюсь за непрямую ссылку, сайт транспортной прокуратуры не хранит новости, для информирования граждан они пользуются рассылкой релизов по электронной почте в местные СМИ и администраций, которые и постят тексты. Но не суть, здесь главное - логика.

«Такие понятия как "дрон", "коптер" и тому подобные, в действующем законодательстве отсутствуют, однако имеется определение беспилотного летательного аппарата, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". "Беспилотный летательный аппарат" представляет собой летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов.»

Вывод транспортной прокуратуры прямой, как падающий кирпич:

«все, что летает на радиоуправлении либо с помощью полетного компьютера, называется беспилотным летательным аппаратом.»

Этим железобетонным выводом они пользовались, в показанном в прошлый раз деле об административном правонарушении. Летал - снимал на коптере, значит использовал беспилотное воздушное судно, о чем тут вообще говорить? И, значит, должен был выполнить (невыполнимую в радиусе примерно 30 км от Перми) процедуру разрешительного порядка использования воздушного пространства.

Сразу же возникает вопрос, а если бы летал на воздушном змее, также дистанционно управляемом, то, согласно той же логике, гражданин использовал беспилотный воздушный змей, и должен был не летать выполнить требования воздушного законодательства для беспилотных воздушных судов.

А что если бы коптер был массой меньше 250 гр. и не требовал регистрации? (которая не работает).

Теперь к сути. У  российского воздушного законодательства есть, оказывается, вышестоящая инстанция, а именно Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ.  ICAO - International Civil Aviation Organization) - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. Нормы ИКАО, в частности «Чикагская конвенция» ратифицированы Россией. По сути Воздушный кодекс принят в исполнение Чикагской конвенции.

По поводу беспилотных воздушных судов со стороны ИКАО написано не много:

- Есть циркуляр ИКАО 328-AN/190, пункт 2.4 которого говорит о том, что нормы воздушного законодательства не применяются для авиамоделей (в оригинале циркуляра на английском - моделей, предназначенные для любительских целей) и их применение «не подпадает под действие положений Чикагской конвенции и является исключительно объектом регулирования в рамках соответствующих национальных правил, если таковые имеются»

Еще насчет упомянутого выше циркуляра ИКАО 328-AN/190. Именно во исполнение этого документа в Воздушный кодекс внесли одиозные изменения, касающиеся в том числе регистрации беспилотников «не менее 250 гр.».

Вот текст Пояснительной записки к этому законопроекту (ранее его находил на сайте госудмы, сейчас нашлась на сайте Минтранса:
«При разработке проекта использованы рекомендации ИКАО, изложенные в циркуляре Cir 328 AN/190 "Беспилотные авиационные системы (БАС)".. »

Так что данный циркуляр не только является нормой бОльшей юридической силы, нежели изменения Воздушного кодекса РФ, но и, последние, собственно, приняты для его исполнения.

- интересно, что на сайте ИКАО есть раздел Действующие государственные правила по БАС, раздела касающегося России там нет ). ИКАО считает, что норм и правил по поводу беспилотных воздушных судов в России нет, ну или не знает про такие.



Действующие государственные правила в области БАС

Подведу итог.

1. Российское законодательство не содержит легального, однозначного и непротиворечивого определения беспилотного воздушного судна, его отличия, от, например, авиамодели, или модели самолета, вертолета.

2. Административная практика - признавать все что летает и управляется беспилотным воздушным судном, без упоминания противоречия между Воздушным кодексом РФ и международным законодательством. При молчаливом непротивлении подозреваемого в административном правонарушении, естественно. В числе подозреваемых - все, кто запускает дроны, коптеры, авиамодели, воздушные змеи любых типоразмеров вне помещений.

3. Если бы правоохранительные органы, в частности транспортная прокуратора, выполняли требования закона (а не плана раскрываемости, например), то обязаны были обращать внимание на неустранимые противоречия законодательства. А в отношении граждан использовать еще и п.4  ст. 1.5. КоАП «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Вот когда однозначно будет указаны (выполнимые) требования, как в законах, так и в подзаконных актах, то тогда можно и привлекать нарушителей правил.

Но это не значит, что злостных нарушителей, летающих над аэродромами, нельзя привлечь к ответственности. Механизмы для этого есть, но нужно доказывать фактическую, а не выдуманно-формальную, угрозу безопасности полетов. Вот, например, за лазерное шоу вблизи аэропорта привлечено к ответственности юр. лицо (а вот еще, решение суда апелляционной инстанции). И никаких дронов чуть выше проводов, обратите внимание, только фактические помехи воздушному движению.

Но это теория. Практика же складывается совсем другая. Поэтому приходится тысячам «летунов» с камерами «не попадаться»...  Что, в принципе, не правильно, однако иного выхода эээ правоохранительные органы не оставляют.  Не ездить на велосипеде по городу, не фотографироваться в метро (вру, уже разрешили) и не запускать коптер - не предлагать, эти советы за пределами объективной реальности.

А вот как именно не попадаться, что делать если попадетесь - тема отдельной статьи, не переключайтесь, как говориться.

fpv.perm.ru, юридическое, микроавиация

Previous post Next post
Up