Васса и Мокош (ко дню Купалы) . Часть первая

Jul 08, 2013 19:31

Моя прабабка, Васса, выросла в глухой алтайской деревне в сотнях километров от Уфы и других больших городов. Когда она приезжала в Ленинград, что бы навестить сына - моего деда, для меня начиналось самое волшебное время: Васса, как все ее называли, обладала неисчерпаемой женской мудростью, перешедшей к ней от ее матери, бабушки, от женщин староверок, моих прародительниц.

В ее характере соединялись, казалось, несоединимые черты: пленяющая мягкость и податливость, и твердость, как у ивы - она всегда оставалась собой, но принимала ветры и бури, которых в ее жизни было не мало, как что-то естественное, лично к ней не относящееся, и уж тем более не способное повлиять на ее любовь к жизни. она могла принимать решения, но не навязывала их ни своему сыну, ни мне, но почему-то ее участие всегда приносило удачу. Мы всегда ждали ее, и не хотели отпускать, когда приходило время. Некоторые из ее рассказов я запомнила, а другие мама и дед рассказывали мне, вспоминая время, проведенное с этой необыкновенной женщиной.

В нашем современном мире, да, и наверное в других «мирах», в которых живут из поколения в поколение люди, принято считать положение вещей «нормальным». Нам спокойно, когда черное - это черное, белое-белое, вода - мокрая, камни не живые, а за ночью приходит день.

Васса же была тем человеком, который заронил в меня искорку сомнения в постулатах, спасающих нас от сомнений в ежедневном хаосе. Больше всего, конечно, мне было интересно узнавать про природу мужчин и женщин, ведь эта тема в те времена была почти запрещена. Но Васса считала, что девочке можно рассказывать, кем она станет, кроме того - даже нужно, а то, не приведи Даждьбог, вместо девушки она станет партработником, а в женщину не превратится вовсе.

У старорусов, рассказывала прабабка, понятие человек - не равно сумме понятий мужчина и женщина. Человек - это, в сущности - мужчина, муж, воин, охотник. Младенец становится мальчиком, и постепенно вырастает человеком. Его тело и дух имеют земную природу, человек тверд и стремителен, как копье или стрела. Физическая сила, понимание жизни, окружающего мира дают ему возможность выживать в одиночку. Гнев, отрицание чужеродного, агрессия по отношению к другим - все это составляющие его природы. Человек разрушает, его созидание совершается через смерть. Возрождение и сохранение - это не его функция.

Женщина же - жена, жить, является существом совсем другого плана, другой природы. Она не так твердо стоит на земле, ей присущи не знания, чувствование, сегодня мы называем это интуицией. Это и есть ее «знание». По своей природе она является полной противоположностью человеку. Женщина - это что-то вроде духа, или домашнего божества, способного менять свою суть. В критической ситуации она может выжить одна, но тогда она теряет свои качества воды, становясь чем-то средним, как замерзшая река, не живая, как земля, и не дающая жизни, как влага.

В старообрядческом культе женщины присутствует фигура, напоминающая богоматерь. Девственница держит на руках младенца, своего ребенка, посланного ей свыше и несущего некую таинственную природу.

Вот здесь и начинается все самое интересное. Помните миф о боге времени Кроносе, пожиравшем своих детей? Это время, разрушающее все, что им было создано.

Здесь же аллегория младенца намного сложнее. Позднее он становится сыном бога из плоти и крови, умершем за людские грехи. В мистическом дохристианском учении он рождается у девушки - Мокоши до того, как между ней и мужчиной возникают отношения, или в тот самый момент, и является он неким Амуром, что ли.

Но опять-таки, они не делили любовь на страсть-секс-дружбу, а младенец - Троян, или Купала - солнцеворот, умирающий и воскресающий дух. Он является как бы фильтром, если выражаться терминами современной психологии, через который женщина - жить строит свои отношения с человеком. И здесь опять в нашем мозгу всплывает шаблон современного дуального восприятия, ведь мы привыкли к тому, что есть материнская роль, есть социальная, и так далее.

Жить же, и человек являются по сути двумя противоположностями, отталкивающими друг друга, и которые встречаются лицом к лицу только на обратной стороне луны. Младенец, купала - позволяет женщине оставаться собой: она бережет своего ребенка, и знает, что его агрессия и насильственное поведение это его суть, а не вызов ей, и принимает бури и ветра, как жизнь, а не как тяжкий крест. Человек же, отдавая должное благоговение жити, домашнему божеству, женскому духу хранящему очаг и держащему на руках Купалу (вот откуда у индусов появляется сторукая богиня!), становится сильнее, и чары Мокоши приносят ему удачу за пределами жилища.

Отсюда обычай наряжать женщину - так позднее стали украшать изображения и деревянные фигурки божеств.
Previous post Next post
Up