ДУРНАЯ КОМПАНИЯ

Jan 04, 2015 10:57

"Не обманывайтесь! «Портит дурная компания самые лучшие нравы»". (1-е послание к Коринфянам, глава 15, стих 33, Современный Русский Перевод Библии)

Таис была необычной женщиной. В Книге Притчей сказано: «Видел человека, искусного в работе? Он служит царям, а не черни». Так вот Таис служила царям. Александру Македонскому, например. Сопровождала его в походах. Потом она стала женой одного из лучших военачальников Александра - Птолемея, сатрапа Египта, ставшего впоследствии египетским царём и родоначальником династии Птолемеев. В каком же деле была искусна Таис? Она была гетерой. Нет, это не совсем то же самое, что проститутка. Гетеры были независимы, умны, прекрасно образованы и могли выбирать, с кем заводить отношения (а Таис, похоже, умела выбирать). Гетер уважали, им посвящали стихи и поэмы. О Таис написал пьесу знаменитый греческий комедиограф Менандр. Именно из пьесы Менандра «Таис» и позаимствовал апостол Павел эту цитату: «Портит дурная компания самые лучшие нравы».

Ой! Что это я сейчас сказал? Апостол Павел, в своём послании, вдохновлённом Святым Духом, в одной из центральных глав Нового Завета, посвящённой теме воскресения из мёртвых, цитирует комедию об афинской гетере? Как нам относиться к этому факту, и что нам с ним делать?

Для начала попробуем разобраться, что означает эта цитата в контексте Послания? Из множества проблем, которыми страдала коринфская церковь, в 15-й главе Павел обращается к проблеме отрицания телесного воскресения Христа. Во-первых, он утверждает, что воскресение Христа - это и есть Евангелие (ст.1, РСБ: «напоминаю вам, братья, Евангелие»). Убери воскресение - и ты уничтожишь саму суть Христианства. Во-вторых, он напоминает, что воскресение Христа было предсказано в еврейских Писаниях. В-третьих, он говорит о многочисленных (не менее 250!) свидетелях телесного воскресения Христа, которые были живы на момент написания послания. Коринфяне могли лично встретиться с ними и сравнить их «показания» с учением Павла. И далее, рассуждает Павел, вам придётся сделать выбор: либо признать эти свидетельства правдой, либо «мы оказываемся лжесвидетелями, которые свидетельствуют против Бога, заявляя, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал» (ст.15). Павел накаляет страсти, бросая читателям вызов: либо признайте христианство самым крупным мошенничеством в истории человечества, либо признайте, что Иисус Христос действительно сначала умер, а потом воскрес. Четвёртый аргумент Павла состоит в следующем: допустим, что воскресение Христа - ложь, основанная на заговоре нескольких сот человек; допустим, что заговор с таким большим количеством участников возможен; но тогда какой смысл членам группы, в том числе и самому Павлу, жертвовать удобствами и ежедневно рисковать самой жизнью ради распространения лжи? Ведь если воскресение Христа и жизнь после смерти как таковая - это ложь, то единственным логичным смыслом жизни может быть только получение удовольствия: «будем есть и пить, ведь завтра мы умрем!» (ст.32)

Прежде чем перейти от темы воскресения Христа к теме воскресения остальных умерших людей, которую Павел начинает развивать с 35-го стиха, апостол призывает своих читателей прекратить заниматься самообманом, «протрезветь» и сделать выбор: с кем вы, коринфяне? И тут-то и приходит ему на помощь Менандр c его: «Портит дурная компания самые лучшие нравы». То есть вы как-то определитесь, кто вам подлинный друг, а кто «дурная компания»? Либо апостолы с их рассказом о воскресении говорят правду, и тогда те, кто отрицают воскресение - дурная компания. Либо апостолы лгут, а на лжи нельзя строить жизнь, и тогда нужно признать, что Евангелие лишь портит добрые нравы.

И всё-таки, зачем Менандр? Зачем Таис? Ответ на этот вопрос мы, скорее всего, так и не узнаем до конца. Полный текст пьесы не сохранился. Есть лишь отрывки, мы не знаем сюжета. А ведь древние религиозные писатели, в т.ч. и Павел, приводя цитату, обычно ожидают, что читатель понимает контекст всего произведения, из которого она взята. Так что этот стих останется одной из тайн Библии. А тайны тоже нужны, без них не интересно! Но сам факт цитирования (а Павел цитирует греческих поэтов ещё как минимум дважды в Новом Завете) говорит о многом. Есть такое утверждение: «Чтобы понять Библию, достаточно читать саму Библию». Может ли это утверждение быть верным, если Библии было недостаточно даже для того, чтобы написать саму Библию? Или те, кто так говорят - это дурная компания?

Молитва (Луки 20:35): Помоги, Господи, «сподобиться достигнуть того века и воскресения из мертвых». Аминь

поэзия, 1-е Коринфянам, воскресение, литература

Previous post Next post
Up