Dec 28, 2014 10:30
«О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня» (Книга Иова, глава 29, стих 2, Русская Синодальная Библия)
Есть песни, на которых выросло целое поколение. Вот, например, «Костёр» Машины Времени. Многие мои сверстники знают рефрен наизусть:
…Еще не все погасли краски дня.
Еще не жаль огня,
И Бог хранит меня.
Тогда, в 70-е, 80-е, слова «Бог хранит меня» звучали как крамола, как протест против системы, которая, кроме прочего, была безбожной. А ведь песню знала и пела вся страна. «Бог хранит меня» - в этих словах были и попытка верить, и надежда на перемены. А перемены - да, пришли. Многое изменилось. Где-то религия стала официальной идеологией. А где-то она снова, уже искренне, считается «пережитком прошлого», препятствием на пути прогресса. И как слова «Бог хранит меня» полны надежды, так, перенесённые в прошедшее время «дни, когда Бог хранил меня» - это, по-моему, самое дно безнадёжности.
В 29-й главе Книги Иова, Иов вспоминает прежние дни. И вот что мне бросилось в глаза в этих воспоминаниях. Когда Враг планировал нападение на Иова, целью были в первую очередь его имущество и здоровье. Отними имущество и здоровье, - рассуждал он, - и Иов проклянёт Бога. Но Иов меньше всего сетует о потере богатства, и даже о здоровье. Вчитываясь в его слова, понимаешь, что самая большая пытка для него - потеря человеческого достоинства, потеря возможности делать добро и уважения людей, которое было следствием того добра, которое он делал:
«И кто слышал меня - звал счастливцем, и кто видел меня - был свидетелем,
что подавал я бедняку желанную помощь и спасал беззащитного сироту.
Избавленный от гибели меня благословлял, и в сердце вдовы я вселял радость…
Слепому я был вместо глаз и вместо ног - хромому;
для обездоленных я был отцом и разбирал тяжбу незнакомца;
а челюсти злодея я сокрушал, вырывал у него из пасти добычу…» (ст.11-17)
Можно ли сказать, что сатана просчитался? Или он понимал, что, отнимая у человека имущество и здоровье, отнимаешь и достоинство, и уважение?..
В каждом большом городе много бездомных. Но нигде их, пожалуй, я не видел их столько и в таком ужасном состоянии как в столице благополучной Дании. Помню мы шли с женой по центральной улице исторической части Копенгагена, где прямо в своих нечистотах в окружении пустых бутылок лежали несколько человек. А жена сказала: «Ведь каждый из них когда-то был ребёнком и мечтал о том, кем станет, когда вырастет. Наверное, никто из них не думал, что превратится в… такое».
Мать Тереза сказала: «Нагота - это не только отсутствие куска материи на теле, но это утрата достоинства, человеческого достоинства: утрата всего, что красиво, что чисто, что целомудренно. Нищета, бездомность - это не только отсутствие дома, выстроенного из кирпичей. Бездомность - это состояние, в котором люди полностью забыты, отвергнуты, оставлены в одиночестве, как будто они никогда не были никем ни для кого». Правильно сказала.
Молитва (Плач Иер.5:21-22): „Дай нам к Тебе вернуться, и мы вернемся! Дай нам вновь прежние дни! Неужели совсем Ты отверг нас, и нет предела Твоему гневу?!»
Книга Иова,
достоинство,
доброта