Jan 11, 2015 10:48
(размышления по недельной главе Ваэра, 1-я алия, Исход 6:2-6:13)
11-е января 2015-го г. от Рождества Христова / 20-е тевета, 5775-го г. от сотворения мира
У вас бывали такие моменты, когда вы чувствуете себя непригодным, не способным справиться со своей жизнью, с теми задачами, которые она перед вами ставит? Когда хочется просто забиться в угол, накрыться одеялом и не выходить оттуда никогда? А что если в такие моменты вам приводят в пример кого-то, кто справляется гораздо лучше? Если вы похожи на меня, то после того, как кого-то ставят в пример, хочется убежать ещё дальше и забиться в угол ещё глубже. И пусть те, кто лучше, сами справляются лучше. Без меня. Если вы узнали себя, то у меня для вас есть и хорошая новость: вы также пожожи на великого пророка Божьего Моисея. В первой алие главы Ваэра (Исх.6:2-13) у него происходит замечательно интересный диалог со Всевышним. Давайте послушаем их разговор и поразмышляем о том, какое отношение он может иметь к нашим жизням сегодня.
(2) И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. (3) Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им; (4) И Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали.
Что Бог хочет здесь сказать Моисею? C одной стороны, эти слова как бы принижают достижения патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. Но посмотрим на них в контексте. В конце 5-й главы Моисей обращается к Богу и жалуется Ему, мол с того момента, как Ты послал меня, чтобы якобы облегчить судьбу еврейского народа в Египте, всё стало ещё хуже, никаких положительных изменений, только отрицательные. И в этих стихах, которые мы прочли, Бог фактически упрекает Моисея.
Помните, у Лермонтова:
«- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля... (Лермонтов М.Ю., «Бородино»)
Вот Бог говорит здесь Моисею примерно то же самое. Мол что за пророки у меня пошли, не то что Авраам, Исаак и Иаков. Что означают слова «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с [именем] «Бог Всемогущий», а с именем [Моим] «Господь» не открылся им»? Что это за имена и в чём между ними разница? Слово «Всемогущий» передаёт еврейское слово Эль-Шаддай, а слово «Господь» - четырёхбуквенное имя Бога «йуд-хэй-вав-хэй» (ИХВХ). Иногда четырёхбуквенное имя пробуют читать как «Яхве», иногда как «Иегова», но правда в том, что мы не знаем как его читать. Евреи боялись произносить это имя, и в конце концов оно стало непроизносимым, потому что, как известно, в иврите нет гласных, и никто уже не помнит, как произносится это слово. Мудрецы объясняют, что имя Эль-Шаддай характеризует Бога как хозяина системы мироздания - он властелин природы. А четырёхбуквенное имя характеризуют Бога как кого-то, кто не только может управлять системой мироздания, но и существует вне системы, независимо от системы: вне времени, вне пространства, вне законов физики.
Почему Бог говорит, что не открылся патриархам четырёхбуквенным именем? Разумеется, патриархи знали это имя. После жертвоприношения Исаака, Авраам даёт месту жертвоприношения имя, которое в синодальном переводе звучит как «Иегова-Ире - на горе Иеговы усмотрится». Но знать и получить откровение - как известно разные вещи. Бог говорит, что не открылся патриархам именем «Господь», потому что Он дал им обещание, но они при жизни так и не увидели исполнение этого обещания. Бог пообещал Аврааму: я дам тебе и потомству твоему землю Ханаанскую, но что мы видим? Авраам не только не стал хозяином Ханаанской земли, но до конца жизни остался там пришельцем и странником. Так сказать, «лицом без гражданства». Когда ему нужно похоронить свою жену, он вынужден покупать землю у местных жителей, и исследователи говорят, что та цена, которую Авраам должен был заплатить в 10 раз превышала рыночную стоимость этого клочка земли. И, казалось бы, где же Бог со своими обетованиями? Послание к Евреям говорит об Аврааме, Исааке и Иакове, что они
«умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались» (Евр.11:13)
И Бог приводит патриархов в пример Моисею и говорит: смотри, этим людям я что-то пообещал, они при жизни не увидели исполнения этого обещания, но умерли в вере, продолжая надеяться. А ты? Я дал тебе поручение. Ты только начал его исполнять, у тебя что-то пошло не так, и ты уже с претензиями: «Зачем Ты меня послал? Всё стало только хуже! Ты ничего не исполнил! Шеф, всё пропало, гипс снимают, клиент уезжает…». После таких слов можно было бы ожидать, что Бог скажет Моисею: «всё, ты уволен, расчёт получишь в кассе». Но мы видим что-то противоположное. Сначала Бог упрекает Моисея, а потом продолжает его вдохновлять:
(5) И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. (6) Итак, скажи сынам Израилевым:Я Господь, и выведу вас из- под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; (7) И приму вас Себе в народ, и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из- под ига Египетского; (8) И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь.
Бог излагает Моисею план операции Исход. Здесь мы наблюдаем 6 стадий, выраженных в 6 глаголах. Первые 4 глагола - это Его безусловные обещания Бога:
• выведу
• избавлю
• спасу
• приму
Т.е. Он говорит: вот, что я собираюсь сделать. Это не зависит ни от чего, это Моя суверенная воля. Она вообще никак не зависит от ваших заслуг, от того, что вы по этому поводу сейчас думаете. Бог говорит: Я сделаю это на основании завета, т.е. договора, который я заключил с Авраамом.
Далее одно действие со стороны израильтян, которое является результатом первых четырех действий Бога,
• вы узнаете
«Вы узнаете…», также является условием для 5-го действия Бога:
• И введу вас землю
Итак:
1. «ВЫВЕДУ ВАС ИЗ- ПОД ИГА ЕГИПТЯН» - это первая стадия освобождения. Она заключалась в прекращении той непосильной работы, которую фараон наложил на израильтян, когда заставил их выполнять норму кирпичей без поставки соломы. Это иго, этот непосильный рабский труд привёл к тому, что они уже не могли адекватно воспринимать информацию и слушать Моисея. У них просто не было времени и возможности думать. Без того, чтобы этот рабский труд закончился, не могло быть и речи ни о каком дальнейшем продвижении. Поэтому первое обещание Бога: выведу вас из-под ига. Здесь очень важный принцип: если у человека вообще не остаётся свободного времени, а только работа, он никак не может продвигаться к Богу. Поэтому стратегия фараона, стратегия греха, стратегия этого мира и направлена в первую очередь на то, чтобы у народа Божьего не осталось свободного времени. И это первое, что Бог обещает изменить.
2. «ИЗБАВЛЮ ВАС ОТ РАБСТВА ИХ» - это вторая стадия освобождения. Бог обещает, что не только непосильный, но и вообще любой рабский труд закончится. Для раба возможна ситуация, когда господин в принципе неплохо к нему относится и даёт только посильные поручения. Но Бог говорит: мой народ и рабство несовместимы, для вас закончится не только непосильное рабство, но и вообще любая форма рабства.
3. «И СПАСУ ВАС МЫШЦЕЮ ПРОСТЕРТОЮ И СУДАМИ ВЕЛИКИМИ» - здесь Бог предвещает казни Египетские и спасение израильтян через воды Чермного моря. Именно здесь Бог обещает явить Себя не только как Эль-Шаддай - хозяин системы, но как Господь, существующий вне системы, который если нужно изменяет законы мироздания. Но какой результат всего этого обещает Бог глаголом «спасу» (дословно «искуплю»)? Результат - это избавление от рабской психологии. Даже после формального освобождения раб может сохранять психологию подчинённого положения по отношению бывшего господина. Колонии продолжают смотреть снизу-вверх на метрополии. С другой стороны - и мы это очень хорошо можем наблюдать в современном мире - колония всё время опасается, а не вернётся ли власть метрополии, не вернётся ли рабство? 10 казней привели к тому, что египтяне перестали относиться к израильтянам, своим бывшим рабам, как к гражданам второго сорта. А когда египетское войско утонуло в Чёрмном море - это означало, что рабство больше никогда не вернётся. Таким образом, 3-е обещание Бога - это обещание избавить израильтян не только от какого бы то ни было рабства, но и от психологии раба: от комплекса неполноценности перед бывшими господами и от страха того, что египетское рабство вернётся.
4. «ПРИМУ ВАС СЕБЕ В НАРОД, И БУДУ ВАМ БОГОМ» - эти слова относятся к дарованию заповедей, дарованию Торы (Библии) на Синае. Только свободный человек может принять заповеди. Раба может заставить делать что-то, но это не будет его добровольным выбором. А исполнение заповедей предполагает именно добровольный выбор. Библия - это книга для свободных людей. Почему Бог и называет свой народ «царственным священством». Царя никто не заставляет что-то делать. Если царь что-то делает, то он это делает потому, что он так хочет. Таким образом Бог показывает Моисею, как Он собирается поднять и продвинуть израильтян: из нисшей касты Египта - касты неприкасаемых, касты рабов, он собирается за короткий период сделать из них высшую касту, аристократию - царей и священников.
Итак 4 действия Бога: выведу, избавлю, спасу (или искуплю), и приму. И за этим следует действие израильтян - узнаете:
5. «ВЫ УЗНАЕТЕ, ЧТО Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ, ИЗВЕДШИЙ ВАС ИЗ- ПОД ИГА ЕГИПЕТСКОГО» - Бог обещает, что израильтяне узнают Его так, как не знал Авраам, что Он откроется им как Господь. Не только как дающий обещания, но и исполняющий обещания. Но почему Бог говорит, что израильтяне узнают Его только после 4-х стадий освобождения? Почему не сразу? Знаете, поступательные изменения можно всегда объяснить естественными причинами: ну был непосильный труд, ну вышло нам послабление, теперь посильный. Ну и что? Ну когда-то же должно было стать легче. Но когда огромная группа людей за короткий период продвигается от самой низшей касты в самую высшую касту, чем это можно объяснить? Чем можно объяснить создание государства Израиль в 1948-м году? Только что 6 миллионов евреев были уничтожены в Европе, как овцы на заклание. Казалось бы, этот народ никогда не поднимется. Но вдруг они воссоздают государство там, где его 2000 лет не было, на территории, окружённой врагами, численно превышающими израильтян в 200 раз, и выигрывают все войны на протяжении всех 77 лет истории государства Израиль. Как это можно объяснить? «Я… вспомнил завет Мой. …и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из- под ига Египетского». «Милости Господни вспоминай, считай» - это очень хорошая песня. Оглядываясь назад на пройденный путь мы познаём Бога как своего Господа практически, а не теоретически.
6. «ВВЕДУ ВАС В ТУ ЗЕМЛЮ» - это 5е обещание, но уже обусловленное. Я введу вас с в землю ПОСЛЕ того, как вы узнаете, что Я Господь. К сожалению, далеко не все узнали. На протяжении всех 40 лет в пустыне израильтяне продолжали бунтовать протим Моисея и Аарона. И что они говорили? «Зачем ВЫ вывели нас из Египта». Несмотря на все чудеса, они так и не узнали, что это Господь вывел их. Многие таки не смогли избавиться от психологии рабов. Зачем вы вывели нас? В Египте было мясо, был чеснок, были огурцы… Ребята, так вы ж были рабами. А плевать! Огурцы были!.. «Введу вас в землю» - это обещание для тех, кто смог избавиться от рабского мышления, кто выполнил условие: «ВЫ УЗНАЕТЕ, ЧТО Я ГОСПОДЬ, БОГ ВАШ»
Итак, Бог изложил стратегическое видение, и Моисей, снова вдохновлённый и мотивированный идёт работать с персоналом. И что мы читаем?
(9) Моисей пересказал это сынам Израилевым; но они не послушали Моисея по малодушию и тяжести работ. (10) И сказал Господь Моисею, говоря (11) Войди, скажи фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. (12) И сказал Моисей пред Господом, говоря:вот, сыны Израилевы не слушают меня; как же послушает меня фараон? а я не словесен.
Опять 25. Эта песня хороша начиная сначала. Какой же неудобный человек этот Моисей. Как с ним сложно. Вот то ли дело был Авраам! Ему сказано было один раз: встань, иди в землю. Он встал и пошёл. А этот? Бог говорит:
- Иди!
А он:
- Давай обсудим это!
- Так только что всё обсудили. Давай, иди к фараону.
- Та не, та шо я пойду? Смотри, израильтяне ж меня не послушали. Это ж типа простое задание было, я не справился. А Ты мне сразу сложное. И Ты ж сам только что сказал, что мне до Авраама далеко. Не, я, наверно, не пойду, а?
Вот сразу видно, человек будет Библию писать. Чуть что, так сразу дискуссия. С одной стороны, с другой стороны… А мы потом ещё пытаемся разобраться в том, что он написал! Шутки шутками, но как можно объяснить, что Моисей открыто спорит с Богом? Ну допустим, был Моисей кротчайшим человеком на земле, но если Бог говорит, «Войди, скажи…», как может великий пророк ослушаться?
Ответ в 13-м стихе:
(13) И говорил Господь Моисею и Аарону, и давал им повеления к сынам Израилевым и к фараону, царю Египетскому, чтобы вывести сынов Израилевых из земли Египетской.
Только здесь появляется слово «повеление». Как ни странно, в иврите, в языке, на котором даны заповеди, нет повелительного наклонения. Перевод зависит от контекста. Слова, переведённые как «войди, скажи…» можно перевести как «войдёшь, скажешь…» 13-й стих подчёркивает, что до 12-го стиха не было повеления. Была дискуссия! Помните, в книге пророка Исаийи, Бог спрашивал: кто пойдёт для нас? И пророк отвечает: «вот я, пошли меня!». Бог объяснял Моисею ситуацию и ожидал, что он проявит инициативу. Он говорил: «надо пойти» и надеялся, что Моисей скажет, как Исайя: «вот я, пошли меня». Но только Исайе после того, как он проявил инициативу пришлось показать, что у него проблема с его устами, с его речью. А Моисея другая проблема: он сам слишком хорошо понимает свои недостатки и никак не может решиться на инициативу. И когда Бог понимает, что инициативы Он здесь не дождётся, Он говорит: Так, всё, дискуссии закончились. Все построились. Слушай мою команду. И тут Моисей понимает, что не отвертится…
Когда мы осознаём стандарты Бога, мы очень хорошо понимаем свою несостоятельность. Когда Христос изложил ученикам Своё виденье брака, мужики почесали в затылке и сказали: «ну, если всё так запущено, то лучше человеку не жениться». Апостол Павел пишет: «мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил церковь и предал себя за неё». Когда ты после нескольких лет брака начинаешь понимать, что это означает, закрадывается мысль: «у меня никогда не получится, стоит ли пытаться?» Когда Бог говорит нам, как мы должны работать: «не только за страх, но и за совесть… всё, что делаете, делайте от души, как для Господа», мы говорим: «Если бы у меня был другой начальник, если бы он по-другому ко мне относился, то может быть… А так… Нет, даже и пытаться не буду».
В церкви мы тоже часто слышим лермонтовские слова, разве что не всегда в стихах:
«- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Раньше меня эти слова раздражали. Но теперь, когда я слышу рассказы братьев и сестёр, прошедших коммунистические гонения, не сломавшихся в тюрьмах, не разочаровавшихся в Боге после предательства людей, с кем они вместе ходили в церковь, я думаю, что я действительно и в подмётки не гожусь таким христианам, как эти.
В 2010-м году мы праздновали 100-летний юбилей Таллиннской Русской Церкви ЕХБ Вифания, к которой я принадлежу. Я думаю о тех христианах, которые основали церковь, годы становления которой пришлись на смутное страшное время: Первая мировая война, две революции, смены государственного строя, Война за независимость Эстонии... Несмотря на всё это, Бог использовал этих простых людей, чтобы создать церковь, продолжает существовать спустя более чем 100 лет, пережив множество потрясений 20-го и 21-го веков. Когда я думаю о христианах, которые основали церковь Вифания, я думаю, что это действительно были духовные гиганты. Кто знает, сделает ли кто-нибудь из нас, её сегодняшний членов что-то столь же значительное?
Но вы знаете, великий физик и замечательный богослов сэр Исаак Ньютон сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Израильский философ Пинхас Полонский развил его мысль, чуть перефразировав её: «Мы стоим на плечах гигантов, поэтому можем видеть больше и продвинуться дальше». Моисей не был таким же духовным гигантом как Авраам. Он был гигант поменьше, ну совсем чуточку. Каждому из нас далеко и до Моисея, и до Авраама, но если мы стоим у них на плечах, то значит происходит всё-таки не деградация, а продвижение. Моисей стоял на плечах Авраама, и поэтому Бог смог совершить через него более великие дела, чем через Авраама.
Возможно, нам далеко до духовной высоты наших братьев и сестёр предыдущего поколения. Но мы стоим у них на плечах. Теперь, 100 лет спустя после 1-й Мировой войны, мир снова смотрит в лицо конфликта цивилизаций. Каждому из нас в отдельности, и всем нам вместе как церкви брошен беспрецедентный вызов. Сами по себе мы, наверное, не способны с ним справиться. Но Бог поставил перед нами уникальные задачи. Суды великие идут вместе с мышцей простёртой - Бог хочет проявить Себя и явить Свою славу в наше время таким образом, как это никогда не случалось раньше. Гиганты прошли перед нами не для того, чтобы мы смотрели на них с низу вверх и теряли надежду, а чтобы подставить нам свои плечи. Стоя на плечах гигантов, мы сможем решить те задачи, которые ставит Бог перед нашим поколением, сможем увидеть больше и продвинуться дальше.
продвижение,
Ваэра,
недельная глава Торы,
свобода,
Исход,
лидерство,
Шмот