Манхэттен вынужден был расти вверх из-за отсутствия возможности расширяться в любом другом направлении.
Е.Б.Уайт
Что интересует туриста в городах? История, архитектура, туземцы и развлечения.
Выскажу странную вещь - если в людях и развлечениях у туриста в Манхэттене недостатка не будет, то исторических и архитектурных впечатлений наберется маловато.
Что касается истории - причины очевидны: относительная молодость города (всего лишь 400 лет), отсутствие живописных исторических персонажей, которыми полна Европа с ee античностью и средневековьем. и, самое главное, беспрецедентная устремленность города в будущее. Как заметил один зевака "Я понял, почему город называется Нью-Йорк - здесь ничему не дают состариться".
С архитектурой - обратная картина. Интересных зданий много - около
четырехсот. Беда в том, что их слишком много. И теперь
О небоскребах
А почему вообще появились небоскребы и почему только в XIX веке?
Можно, конечно, считать первыми небоскребами пирамиды Древнего Египта, пагоды Древнего Китая или готические соборы, но все-таки классический небоскреб - это высокое многоэтажное здание, предназначенное для жилья и работы.
Потребность в многоэтажных зданиях всегда существовала в местах с дефицитом или дороговизной земли, но рождение высотных зданий стало возможно только в XIX веке после появления стального каракаса и, что не менее важно, изобретения лифта.
Все это начиналось в Чикаго. В годы, последующие за Великим пожаром 1871 г., население и благосостояние города росли, что привело к строительному буму. Но вскоре в небольшом деловом центре Чикаго просто не осталось места для нового строительства, и у предпринимателей не было другого пути, как нарашивать этаж за этажом.
Пальма первого истинного небоскреба принадлежит вот этому невысокому по сегодняшним меркам 12-этажному зданию.
Home Insurance Building, Чикаго, 1885
Архитектор Уильям Ле Барон Дженни
Именно здесь был впервые использован стальной каркас - конструкция, которая позволила в дальнейшем строить небоскребы в сотню этажей.
Дело в том, что если в обычных домах стены являются несущими, то есть держат свой вес и вес всего здания, то в небоскребах основную нагрузку берет на себя стальной скелет. А стены могут быть сложены из относительно легких и непрочных материалов и не должны чрезмерно утолщаться книзу.
Но хотя Чикаго - колыбель высотных зданий, ареной Золотого Века небоскребов стал
Манхэттен. Обьясняется это тем, что в 1893 г. чикагские отцы города, напуганные ростом числа небоскребов, превращающих улицы в темные и неуютные ущелья, установили 10-этажный лимит на все новые конструкции. Но небоскребы уже были рождены и чувствовали себя уверено. Они быстро двинулись на Восток - эстафету подхватил Нью-Йорк.
А потом богатые мира сего поняли, что звездный статус может быть достигнут
владением самого высокого здания в мире, и началась первая высотная гонка.
Звание "самого высокого" поочередно принадлежало
1908 - Singer Building
1909 - Metropolitan Life Tower
1913 -
Woolworth Building
1930 -
Chrysler Building
1931 -
Empire State Building
Закончилась гонка в 1931 г., когда в драматической битве гигантов -
Chrysler Building и
Empire State Building - победил "Билдинг Имперского Штата" и почти 40 лет оставался самым высоким в мире.
С тех времен между двумя ярчайшими произведениями стиля Art Deco существует
незримая связь. На известной скандальной картине художницы Madelon Vriesendorp "Flagrant Delit" (Случайная связь) эти два небоскреба изображены в нью-йоркских аппартаментах, застуканные ревнивым небоскребом (RCA building) наутро после
Небоскребы Манхэттена
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
Если даже считать, что эти известные строчки Есенина посвящены небоскребам, то заведомо не нью-йоркским. Почему? Нет расстояния, чтобы видеть большое.
Нью-йоркских небоскребов много и стоят они очень близко друг к другу.
Рассмотрим все точки, откуда можно наблюдать небоскребы.
Начнем с земли. Если вы стоите рядом с небоскребом, вы его просто не видите.
Нравится? Не забудьте, что при этом приходится смотреть прямо в зенит и следить, чтобы тебя не сбил такой же любитель вертикали.
Если отойти от небоскреба на пару кварталов и посмотреть вдоль улицы,
видимость улучшится, но теперь часть небоскреба, даже если это Empire State Building, будет загорожена соседями,
Конечно же, для небольшого числа небоскребов есть возможность увидеть их полностью с комфортной дистанции, например, с поляны Центрального Парка
Вид на небоскребы с вертолета (либо с высоты обзорной площадки) тоже не совершенен - лес виден и вершины деревьев небоскребов просматриваются, но стволы сливаются
"Лучший вид на этот город, если сесть в бомбардировщик" водное такси.
Не случайно знаменитая Skyline встречается везде, от визиток до автомобильных номеров. Действительно, нет, наверное, человека, который бы не знал, как выглядит Манхэттен с воды, или на худой конец, с побережья Бруклина. Но даже эта удобная позиция позволяет увидеть во всей красе лишь небоскребы побережья Манхэттена.
Остается только завидывать нью-йоркцам далекого 1931 года, когда
Chrysler Building и
Empire State Building виднелись отовсюду, о чем свидетельствует фотография того времени.
Похожие эмоции недавно вызывал
World Trade Center (Всемирный Торговый Центр). Я еще успел застать Центр и прекрасно помню то мистическое чувство, которое появлялось, когда шел по кривой "амстердамской" улочке Нижнего Манхэттена и с любой точки видел нависающие над всем миром чудовищно высокие Близнецы ...
Но вернемся к Нижнему Манхэттену.
Как уже говорилось, небоскребы Манхэттена сосредоточены в двух районах -
меньшая группа - в Нижнем Манхэттене, большая - в Мидтауне. Эти две точки сгущения отличаются друг от друга не только количеством небоскребов, но и их возрастом и стилем.
Знаковые небоскребы Нью-Йорка
Основная масса небоскребов Нижнего Манхэттена была построена в начале ХХ века. И их легко опознать по пирамидальной форме. Эта форма вавилонского зиккурата, или, как говорят американцы, свадебного торта - следствие известного закона о зонировании 1916 года, который обязывал срезать небоскребы таким образом, чтобы уменьшить затенение улиц.
Остальные небоскребы (параллелепипедной формы, из стекла и металла) - послевоенные. Кстати, именно они доминируют в Мидтауне
В Нижнем Манхэттене встречаются и кусочки одноэтажной Америки, сумевшие сохраниться даже в этих кущах небоскребного рая.
Естественно, многие из этих зданий - исторические памятники. Но об этом, а также о наиболее интересных небоскребах - в следующий раз.
Манхэттен. История. Манна-хатта, Новый Амстердам, Нью-Йорк
Манхэттен. Переобитаемый остров
Манхэттен. Районы
Манхэттен. Перечень постов Манхэттен вынужден был расти вверх из-за отсутствия возможности расширяться в любом другом направлении.
Е.Б.Уайт
Когда описываешь что-то многоликое, важно выбрать правильную точку зрения. Как уже говорилось, по степени укорененности манхэттенская публика делится на
туристов, коммьютеров (приезжающих на работу) и постоянных жителей.
Манхэттен удобно видеть туристическим, деловым и жилым.
Эта тройственность как раз хорошо заметна в Нижнем Манхэттене - историческом и деловом районе города с достаточно большой долей постояных жителей.
Read more...