Пионеры подфлага. Часть 1 - как все началось

Jun 11, 2020 16:59

В наши дни работа на судне с иностранным экипажем и под чужим флагом для российского моряка дело обычное. А ведь бывали времена, когда это было совсем не так. Конечно, и при СССР такое было возможно, и я даже знал одного старшего механика, работавшего на кубинских судах.  Мы проработали вместе больше года на одном судне. Он прекрасно говорил на английском и испанском языках и рассказывал много интересного об этом периоде своей жизни. Ну и у меня, конечно,  тоже возникали мысли по этому поводу,  и я тоже не отказался бы попробовать. Однако осуществить подобное было совсем не просто, и основная проблема была в том, что у меня отсутствовало самая главная составная часть для успешного прорыва на работу за границей - партийный билет. Так что я даже и не рыпался. И вдруг все переменилось кардинальным образом, причем без всякого моего участия.

       В 1991 году, летом, у меня подходил срок очередной "большой переаттестации", которая происходила раз в пять лет. Для успешного прохождения аттестации, кроме тестов по специальности, надо было еще изучить и сдать правила техники безопасности, пожарную безопасность, охрану труда, английский язык, военно-морскую подготовку и не помню уже что еще. В общем, сплошная головная боль.  Однако был более простой и даже приятный способ - отучиться на 2-месячных курсах повышения квалификации при ДВВИМУ (так тогда назывался наш нынешний Морской Университет). Мало того, что таким образом у тебя продлялся отпуск, так еще и платили среднюю зарплату, а аттестация проходила "автоматом". Вот на эти курсы я и записался.
       И вот однажды сидим мы себе на лекции, и вдруг в аудиторию заходит начальник курсов, называет мою фамилию и объявляет, что меня срочно требуют в отдел кадров. Мне быстренько выписывают свидетельство об успешном окончании курсов, хотя оставался еще почти месяц учебы, и вот я уже на улице Посьетской, стою перед инспектором по электромеханикам.  Тут на меня спускают полкана - оказывается, меня ищут уже три дня и не могут найти - и велят бежать в ССХ (службу судового хозяйства). На резонный вопрос "зачем" отвечают, что там все объяснят. Прихожу в ССХ, в электромеханическую службу,  где на меня опять спускают полкана, и велят подняться на второй этаж, и найти там старшего механика Г.  Спрашиваю "зачем" - оказывается, мы с ним едем на приемку нового судна в Германию.  Какое судно, спрашиваю. Не знаем, отвечают, но что-то большое.  Все страньше и страньше, думаю. Старший механик Г. мне знаком, работали вместе на ролкере "Гавриил Кирдищев", где он был стармехом. Но он уже несколько лет работает в службе ССХ и должность его звучит "механик-наставник" - а это будет покруче, чем просто какой-то там старший механик.  И вдруг он опять стармех? Непонятно.  Однако иду, поднимаюсь, нахожу. Там уже привычно выслушиваю, что меня носит непонятно где, когда я очень срочно нужен тут. Оказывается, уже надо идти в кассы Аэрофлота и выкупать билеты до Москвы, и это должен делать обязательно я. В общем, к концу дня все маленько успокаивается и мне удается наконец спокойно переговорить с Г. Результат разговора: да, летим в Германию, в город Бремен, принимать новое судно. О новинке известно, что это контейнеровоз, и что он большой - и это все.
       В общем, через несколько дней мы оказываемся в Москве, где в ожидании немецкой визы зависаем недели на две. Каждый день, как на работу, ходим в Министерство Морского Флота непонятно зачем. В министерстве мы сдали паспорта, заполнили анкеты для визы, нам поставили печати в командировку, и это вроде бы обязало нас регулярно там показываться. По большому счету никому мы там были не нужны. Приходим часам к 10, потом до обеда я сижу в кабинете, обитатели которого имеют какое-то отношение к электромеханической службе, и зеваю,  а Г. ходит по этажам и разговаривает со знакомыми, которые образовались у него за несколько лет работы в ССХ.  Хотя так уж совсем бесполезно это время не прошло.  Во-первых, я наконец узнал хоть какую-то информацию о судне, хотя и очень приблизительную. У здешних специалистов нашелся общий план парохода с размерами, и однолинейная схема судового электроснабжения. Из общего плана я узнал название судна - "Владивосток" - его размеры и контейнеровместимость. Они меня и впечатлили, и озадачили. Впечатлили потому, что по нашим дальневосточным меркам начала 90-х годов 230 метров длины, скорость 21 узел и вместимость в 2680 контейнеров было очень круто. Ну а озадачило то, что я не мог себе представить, где же такой пароход применить в наших условиях. Не то чтобы я числил себя в специалистах по экономике, но общей информацией владел. Родное ДВМП к тому времени почти растеряло контейнерные линии, которые когда-то усиленно и успешно  развивались. На мой непросвещенный взгляд новое судно таких размеров, а тем более серию подобных судов, пристроить было просто некуда. Ну не было для них работы! Да и слухов никаких об этом не ходило.
  Вторая бумажка мне сообщила, что на судне будут три дизель-генератора по 900 квт, валогенератор 1200 квт, и носовое подруливающее устройство 1200 квт напряжением 6300 в. Ну спасибо и на этом. А затем произошло одно маленькое, незаметное событие, которое развернуло мои мысли в другом направлении. Однажды один из сидевших в кабинете министерских людей мимоходом спросил, есть ли у меня  приложение к рабочему диплому. Я посчитал, что он имеет в виду талон, в котором всякие контролирующие органы прокалывали дырки при различных нарушениях - каждая дырка влекла за собой неминуемую переаттестацию, а три - понижение в рабочем разряде - и ответил, что конечно же есть. Но потом вдруг передумал и переспросил - а что он имеет в виду? Министерский человек очень удивился и сказал, что мне обязательно нужно особое приложение к диплому, которое дает возможность работать на судне под иностранным флагом. На мое удивление он удивился еще больше, а затем  просветил, что новому судну предстоит работать под чужим флагом. Я тут же побежал искать Г. и он это подтвердил, в свою очередь удивившись тому, что меня эта новость каким-то образом миновала. На несколько дней я даже превратился в диковинку - человека незнающего. Ну что сказать ... я был очень удивлен.

Теперь немного о быте. В Москве мы с Г. жили в общежитии ММФ на проспекте Мира. Несмотря на солидную вывеску - как же, Министерство! - общежитие осталось общежитием. Наш "номер" состоял из двух комнат. В одной стояло четыре койки, в другой только две - эту комнату мы и заняли. Умывальник был только в большой комнате, вода была только холодная. Удобства были в коридоре, единственный душ находился на первом этаже, причем его надо было заказывать заранее у бабушки-привратницы. Обедали мы в столовой министерства, а ужинали иногда в каком-нибудь кафе,  а иногда прямо в номере. С продуктами иногда случались проблемы. С одной стороны, в московских магазинах того времени было просто изобилие, а с другой - у местных тогда были какие-то карточки, подтверждающие проживание в Москве. Тогда уже появилось такое явление, как "колбасные электрички",  и продавцы иногда просили показать такую карточку и отказывались выдать тебе что-нибудь экзотическое, типа вкуснющего сыра, который можно было намазать на краюшку хлеба. После пары таких отказов я выработал у себя московский акцент, что очень помогло. При приближении к кассе я задавал любому соседу любой пустяковый вопрос, главное чтобы меня слышала кассирша, и таким образом проканывал за своего. А вот у Г. такое не получалось.
       Где-то через неделю нас догнал наш будущий капитан. Поселили его в другом месте, под названием "Гостиница Министерства Морского Флота", и это уже было жилье совсем другого масштаба и качества. Помню плоховато, но вроде бы это было обычное жилое здание, только с вывеской. Но главное, он жил один в однокомнатной квартире с душем и санузлом, так что мы сразу напросились к нему в гости. И там он нам поведал совершенно невероятную историю своего появления в столице. Оказывается, прямо у трапа самолета его встретила черная машина и повезла на прием  к министру морского флота. Оказывается, у него были с собой личные дела нас с Г. и других будущих членов экипажа, которые только еще должны прибыть. Оказывается, министр со вниманием их прочитал и недовольно поморщился, узнав, что Г. был уже трижды женат. В общем, складывалась интересная картина. Наш (теперь уже) капитан два года работал лоцманом в Мозамбике. Уже наш старший механик работал в службе судового хозяйства. Наш будущий второй механик два года работал старшим механиком. Наш будущий третий механик несколько лет работал вторым. Ну а я до этого был старшим электромехаником на лихтеровозе "Алексей Косыгин", а теперь буду просто электромехаником. Получается, все мы пришли на новое судно с понижением, пусть и формальным, в должности. А еще получалось, что проекту придается очень большое значчние, раз уж сам министр снизошел к знакомств с нашими биографиями. 
       Вот так мы жили себе поживали, а время шло, и наконец нам с Г. вернули паспорта с немецкими визами, выдали по 200 марок командировочных и отвезли в аэропорт. Сделав бывалый вид, мы прошли таможенный и пограничный контроль, погрузились в Люфтганзу и вылетели в город Гамбург.

море, dsr senator, работа в море

Previous post Next post
Up