Моё интервью сайту Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное чтение»
https://pravchtenie.ru/razgovor-s-professionalom/detsko-yunosheskimi-literaturnymi-konkursami-my-boremsya-s-tsifrovym-autizmom-detey/?fbclid=IwAR3nyNBSUv4mwAl7j3oKEfJPGCWr-K649HZOCbBEqbr-5J0IEdIfkfZb7rQ , 20 февраля 2020 г., со мной беседует доцент Литинстута им. А.М. Горького, поэт, прозаик и публицист Сергей Арутюнов.
Игорь ВИТЮК:
«Детско-юношескими литературными конкурсами мы боремся с «цифровым аутизмом» детей»
(2-я часть интервью, начало -
https://igor-vityuk.livejournal.com/279820.html )
- Есть ли среди ваших лауреатов дети, которые пошли дальше лауреатского диплома - начали овладевать профессией, поступили в профильные вузы, печатаются?
- Почти за два десятка лет, в детских литературных студиях Ленинского и Ступинского городских округов (а это - самые активные, не побоюсь сказать - лучшие в стране детские студии) выросла целая плеяда успешных ребят, которые нашли себя в ссамых разных сферах жизни. Я прошу Вас разрешить назвать этих ребят поимённо, несмотря на достаточно внушительный список.
1. Евгения Чибисова (Ступино) - ныне член Союза писателей России и Союза журналистов России. В детскую студию «Роднички» (далее - студия) пришла в 12-летнем возрасте. Лауреат стипендий губернатора Московской области одарённым детям и «Молодым талантливым авторам Московской области». Лауреат Московской областной литературной премии им. Евгения Зубова. Дипломант Московской областной Губернаторской литературной премии им. Роберта Рождественского. Автор двух книг стихотворений. Окончила Ступинский филиал МАТИ, работала преподавателем в МАТИ и редактором радиожурнала в Ступинской редакции радиовещания. В настоящее время работает в Сколковском институте науки технологий. Профессиональная область - программирование и наука о данных. Подготовила к защите кандидатскую диссертацию.
2. Анастасия Фатова (Ступино) - член Союза писателей России. В студию пришла в 12-летнем возрасте. Лауреат Московской областной литературной премии им. Евгения Зубова, автор книги стихотворений «На краешке мечты». Окончила Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова. Работает в компании Johnson&Johnson в должности старшего менеджера по торговым маркам.
3. Ангелина Стебакова (Ступино) - член Союза писателей России. В «Роднички пришла в 13 лет. Автор книги стихотворений «Мой дом - это небо». Окончила Военный университет Минобороны России по специальности «перевод и переводоведение» и Российский новый университет по специальности «финансы и кредит». Работала на различных должностях государственной гражданской службы РФ. В настоящее время - руководитель аппарата заместителя Министра экономического развития Российской Федерации. Имеет классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации государственного советника Российской Федерации 3 класса.
4. Елена Базанова (Ступино) - член Союза писателей России, В «Роднички» пришла в 15-летнем возрасте. Автор книги стихотворений «Под крылышком весны». Обучается в Московском институте психоанализа.
5. Екатерина Кривенко (девичья фамилия - Смирнова) (Ступино) - член Союза писателей России. В студию «Роднички пришла в 13-летнем возрасте. Лауреат стипендии губернатора Московской области в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», дипломант Московской областной литературной премии имени Роберта Рождественского. Автор книги стихотворений «Солёный привкус счастья». Окончила Российский государственный университет по специальности Управление персоналом. Работает на предприятии «КАМПИНА» в Ступино.
6. Татьяна Чистякова (Ступино) - член союза писателей России. В «Роднички» пришла в 14 лет. Пятикратный губернаторский стипендиат. Автор книги стихотворений «Пристань надежды», победитель районных, областных, московских и всероссийских конкурсов. Инвалид. Окончила Московский государственный психолого-педагогический университет, работает в региональной общественной организации людей с ограниченными физическими возможностями «Перспектива» специалистом по развитию лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью.
7. Алина Самсонова (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной литературной премии имени Евгения Зубова, дипломант литературной областной премии имени Р.Рождественского в номинации «Поэтический дебют», автор книги стихотворений «Путём Млечным». В «Роднички» пришла в 14 лет. Окончила Московский государственный университет печати им. Ивана Фёдорова (ныне - Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета»).
8. Максим Глазун (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской премии им. Р.Рождественского, лауреат стипендии губернатора Московской области в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», дипломант Международной премии «Филантроп» для людей с ограниченными физическими возможностями автор двух книг стихотворений. В «Роднички» пришёл в 14 лет. Обучается на факультете филологии МГУ им. Ломоносова.
9. Арина Бобкова (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной Губернаторской премии им. Р.Рождественского, лауреат Московской областной литературной премии им. Евгения Зубова, лауреат стипендии губернатора в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области». В студию «Роднички» в 13 лет. Автор книги стихотворений «В зеркальной власти». Студентка факультета «Высшая школа телевидения» Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
10. Анастасия Блинова (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской литературной премии имени Р.Рождественского, лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области», автор двух книг стихотворений. В студию пришла в 14 лет. Окончила ГИТИС (театроведческий факультет). В настоящее время - член епархиального отдела Московской епархии по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации; пресс-секретарь Малинского благочиния Московской епархии.
11. Светлана Белова (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской литературной премии им. Р.Рождественского, лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области», автор книги стихотворений «Улыбнуться дождю». В «Роднички» пришла в 14 лет. Студентка юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте.
12. Алиса Никитина (Ступино) - член Союза писателей России, лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области», автор книги стихотворений «О важном и странном». Победитель международного конкурса-фестиваля «Русская тройка», всероссийского конкурса-фестиваля имени Андрея Дементьева «Зелёный листок». В «Роднички» пришла в 11 лет. В настоящее время - студентка Тверского Государственного Медицинского Университета.
13. Елизавета Громкова (Ступино) - лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области, победитель областных и районных конкурсов, автор сборника стихов «Струны». Студентка Московского технологического университета, институт тонких химических технологий. С 9 лет посещал студию «Роднички».
14. Полина Микрюкова (Ступино) - лауреат Московской областной литературной премии имени Е.Зубова, лауреат стипендии губернатора в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», автор книги стихотворений «Кладовая мыслей». Победитель международных, областных и районных конкурсов. Учится в Институте психологии Российской академии наук. В студии «Роднички» - с 7 лет.
15. Иван Серебрилин (Ступино) - победитель районных конкурсов. Студент Московской финансово-юридической академии. Пришёл в студию в 15 лет.
16. Ирина Бутузова (Ступино) - лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области, автор книги стихотворений «Любви забытые страницы». В студию пришла в 10 лет. Окончила педагогический факультет Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна). Работает в школе-интернате г. Ступино Московской области. Посещала студию «Роднички» с 8 лет.
17. Анна Ярцева (Ступино) - лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области, автор книги стихотворений «В полёте мыслей». Победитель районных, областных и всероссийских конкурсов. Окончила факультет «Техносферная безопасность» Московского авиационного института. Работает в группе компаний «ЭКОСТАНДАРТ». С 8 лет занималась в студии..
18. Варвара Щипанова (Ступино) - лауреат стипендии губернатора «Молодым талантливым авторам Московской области». Семикратный лауреат стипендии Губернатора Московской области «Одарённым детям с ограниченными физическими возможностями». Автор книги стихотворений «Кладовая мыслей». Победитель многих международных, всероссийских, областных, межрайонных и районных конкурсов. Студентка Государственного университета управления - факультет «Реклама и связь с общественностью» института Маркетинга. Пришла в студию «Роднички» в 8 лет.
19. Оксана Корниенко (Ступино) - победитель областных, межрайонных и районных конкурсов. В 2017 году окончила Академию Федеральной службы охраны (г. Орёл). В настоящее время - действующий офицер Вооружённых Сил Российской Федерации.
20. Анастасия Клюкина (г. Видное Ленинского городского округа) - член Союза писателей России, лауреат фестивалей детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» 2003 и 2004 годов, а затем и Московской областной литературной премии имени Е.П. Зубова. Окончила Литературный института им. А.М. Горького, автор книги стихотворений «Когда стоишь на небесах», публиковалась в сборнике «Женская проза "нулевых"» (составитель - Захар Прилепин). Пришла в детскую литературную студию «Слово» г. Видное в 12 лет.
21. Елизавета Горбунова (г. Видное) - член Союза писателей России, дипломант Московской областной губернаторской премии им. Р.Рождественского, лауреат стипендии губернатора в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», победитель Международного православного литературного конкурса «Благословение», обладатель Золотой медали областного конкурса «Открывая Америку» в номинации «Поэтический перевод», золотой «Ники» IV Межрайонного литературного конкурса для детей и подростков Подмосковья «Люблю тебя, мой край родной», лауреат Московской областной литературной премии им. Е.Зубова. Автор книги стихотворений «Однажды на моей планете». С 10 лет посещала детскую литературную студию «Слово». Студентка Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С.М. Кирова.
22. Светлана Гринь (г. Видное) - член Союза писателей России, лауреат Московской областной губернаторской литературной премии им. Р.Рождественского, лауреат стипендии губернатора в номинации «Молодым талантливым авторам Московской области», победитель Международного православного литературного конкурса «Благословение», лауреат XVI Международного конкурса «Созвездие талантов» в номинации «Поэзия» с присуждением премии им. Д.С. Лихачёва, лауреат межрайонных литературных конкурсов детей и подростков Подмосковья «Люблю тебя, мой край родной» и др. Автор двух книг стихотворений. С 8-ми лет занималась в детской литературной студии «Слово». Окончила Высшую школу экономики. Работает по специальности.
23. Дарья Иванова (псевдоним Дарья Иванс) - победитель международного литературного конкурса «Между строк», всероссийских литературных конкурсов «Волшебное слово», «Фантасты XXI столетия», межрайонного литературного конкурса «Люблю тебя, мой край родной». Летом 2015 года по программе международного обмена проходила литературную учебу в США, участвовала в работе международного творческого семинара молодых писателей. Выпустила книгу рассказов и эссе «Между». С 12 лет посещала детскую литературную студию «Слово». Учится в Высшей школе экономики.
- Послужной список детей впечатляет! Дальнейшие успехи в жизни стали продолжением литературных побед?
- Можно и так сказать, но с одной поправкой: победа в литературном конкурсе была лишь первым шагом, а затем ребёнок получал приглашение посещать детскую литературную студию. И вот здесь-то он начинал по-настоящему расти, поскольку цель работы наших детских студий состоит не только в повышении уровня литературного мастерства, но и в социализации ребёнка, в пробуждении его личности.
Разверну эту мысль в тезисах:
1. Современная школа даёт ребёнку систему знаний (скорее - сумму информации, а не систему), а вопросы воспитания и социальной адаптации школьника находятся на периферии внимания. При таком подходе духовный рост личности крайне затруднён. На школьных уроках нет свободного диалога между учителем и учеником, между самими учениками. А занятия в литературной студии, когда происходит обсуждение произведений ребят и осмысление наследия классиков дают ребёнку опыт проживания самых разных жизненных ситуаций: и сверстников, и старших коллег, и известных писателей. Такой опыт, почерпнутый в свободном общении из художественной литературы, - бесценен.
2. Посещение литературной студии излечивает ребят от «цифрового аутизма» (это - не медицинский термин, а социальный). Абсолютная всепоглощающая увлечённость детей гаджетами и социальными сетями лишает их навыков и радости непосредственного общения со сверстниками и окружающим миром в целом. Мы же снова возвращаем их в мир живых коммуникаций. Они усвоили от нас: «Дети, которые сегодня читают книги, завтра будут управлять теми, кто погружён в социальные сети».
3. В студию приходят творческие ребята, но внутренне зажатые, ориентированные на личный опыт общения с авторитарными взрослыми, которые неумышленно обижали детей своими замечаниями. В студии же нет понятия «я - начальник, ты - дурак», а обсуждению подлежит не личность ребёнка, а написанное произведение. Наш девиз на занятиях: «Только текст!». Мы на корню пресекаем обсуждения типа «что за ерунду ты написал», а приучаем говорить корректно: «в этом стихотворении я вижу такие недоработки…». Поэтому после нескольких месяцев занятий ребята раскрепощаются, раскрываются, становятся позитивными. «Не бить крышкой рояля по пальцам» - главное правило руководителя детской литературной студии (руководителям взрослых ЛИТО тоже полезно руководствоваться этим принципом).
4. В процессе обсуждения произведений ребята перестают бояться критики, учатся связно говорить (причём - без подготовки, экспромтом), учатся слушать и слышать товарищей и преподавателей. Уже через год занятий они резко выделяются в лучшую сторону на фоне своих одноклассников.
5. Ребята приобретают чувство слова. Из их речи понемногу уходит сленг и грубая лексика, они умеют писать большие тексты с ясной композицией. Одна из девочек, названных выше, рассказывала: «Я начала учиться в вузе, а там есть такая форма занятий, как семинары. Для большинства моих однокурсников семинары стали проблемой: стесняются выступать, не умеют говорить, тушуются в дискуссиях. Зато я себя чувствовала, как рыба в воде. А сколько проблем у студентов с написанием курсовых работ! Скачивание из интернета не засчитывается, - преподаватели умеют пользоваться сервисом «антиплагиат». Я же без проблем писала и курсовые работы, и другие тексты, всегда получая от преподавателей похвалу за оригинальность работ».
Другой парень - третьекурсник вуза, будущий преподаватель английского языка - до сих пор посещает детскую студию (наряду со взрослым ЛИТО). А на вопрос «Зачем тебе это?» отвечает: «Я развиваю в себе чувство языка и познаю методику обучения языку. Ведь я хочу преподавать не только соотечественникам английский язык, но и иностранцам - русский».
6. В студию нередко приходят ребята из неблагополучных семей. Причём внешне - это вполне нормальная семья, но ребёнок чувствует себя лишённым внимания и родительского понимания. В его произведениях проскакивают суицидальные мотивы. И студия для него становится настоящей семьёй. Дети отогреваются душой. Более того, нередко потом у родителей открываются глаза на своё чадо: «Раньше она нас совсем не слушалась, а сейчас стала внимательной и доброй. Ведь Вы для неё, - обращается мама к руководителю студии, - самый главный авторитет в жизни».
7. В будущем ребята выберут разные профессии, с литературой себя свяжут единицы, но благодаря общению в студии, они умеют разбираться в себе, в своих мотивах и поступках, в окружающих их людях.
8. Эмоциональная жизнь многих детей и подростков однообразна, скудна, пассивна, лишена ярких впечатлений. Литературное творчество способствует воспитанию чувств, развивает образное мышление, позволяющее воспринимать жизнь во всей её полноте.
9. Будущие филологи и литературные работники постигают суть современных литературных процессов. Ведь в школе сейчас упор делается на запоминание и натаскивание на изучаемые темы. А в литературных студиях дети сами живут внутри литературного процесса, и это даёт им колоссальное преимущество при учёбе в филологических вузах.
10. Но главное - это нравственное измерение! Мы на занятиях говорим не только о мастерстве, но, прежде всего, о вечных темах: жизнь и смерть, любовь и ненависть, свобода и несвобода, красота и уродство… Вектор движения души, заданный в детстве, ведёт человека всю жизнь.
Занятия в литературных студиях возвращают детям блеск живых любопытных глаз, психологию первооткрывателей и связанное с этим непреходящее ощущение новизны окружающего мира.
И завершая тему работы детских литературных студий, я назову две лучшие в Подмосковье (полагаю, что и в России) литературные студии.
1. Детско-юношеская литературная студия «Роднички» городского округа Ступино (создана в 2004 году, сейчас её возглавляет член Союза писателей России Галина Леонова), которая работает при городском ЛИТО «Родники» (руководитель - секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры Московской области Владимир Леонов). Около 200 раз питомцы студии становились победителями в конкурсах и фестивалях различного уровня, в том числе всероссийских и международных. У студии есть пять сельских филиалов в Ступинском округе. 12 выпускников студии приняты в Союз писателей России. Ежегодно выходит альманах «Роднички» с произведениями студийцев.
Одним из направлений студии является работа с детьми с ограниченными физическими возможностями. Дети-инвалиды 16 раз становились лауреатами стипендии губернатора Московской области, трое из них выпустили книги стихотворений. Двое стали членами Союза писателей России, один ребёнок-инвалид - лауреатом и четверо - дипломантами губернаторской премии им. Р.Рождественского, один - дипломантом международной премии «Филантроп». В творческом коллективе созданы все условия, чтобы такие люди смогли в полной мере раскрыть свои способности, и не только литературные. Они, чувствуя доброжелательное отношение, раскрепощаются, чувствуют себя уверенно и в творчестве, и в общении с людьми, и вообще в жизни. Это даёт им силу и жизненную энергию, позволяет справляться с болезнью и добиваться больших успехов в жизни. Особую роль в этом играют и дистанционные занятия с ними.
2. Второй коллектив, достойный самых добрых слов, - детско-юношеская студия «Слово» в городе Видном Ленинского городского округа. Она была создана в 1998-м году литературоведом, старшим научным сотрудником Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, почётным гражданином города Видное, секретарём правления Московской областной организации Союза писателей России Алексеем Зименковым и учителем-словесником Видновской гимназии Любовью Хоркиной.
За более чем 20 лет в работе студии приняло участие около 200 детей. Лучшие из них стали лауреатами и дипломантами международных и общероссийских литературных конкурсов, региональных фестивалей. С 2002 года в библиотеке Дома-музея Корнея Чуковского в посёлке писателей Переделкино раз в полгода студия при поддержке Межпоселенческой библиотеки и администрации Ленинского округа проводит общеобластной семинар для литературно одарённых школьников Подмосковья. В качестве преподавателей приглашались известные поэты и прозаики: председатель Московской областной организации Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии, заслуженный работник культуры России Лев Котюков, председатель Московской городской организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры России Владимир Бояринов, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Крупин, член правления Союза писателей России, главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев, секретарь Союза писателей России, главный редактор газеты «Московский литератор», заслуженный работник культуры России Иван Голубничий, доцент Литинститута им. А.М. Горького Александр Торопцев, заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России, заслуженный работник культуры России Игорь Витюк, секретари правления Московской областной организации Союза писателей России - заслуженный работник культуры Московской области Владимир Леонов и старший научный сотрудник ИМЛМ РАН Алексей Зименков и другие.
Опираясь на опыт работы подмосковных студий, хочу внести следующее предложение. Наряду с созданием Координационный Совет по детско-юношеским конкурсам при Издательском Совете РПЦ нужно подумать об учреждении детской литературной студии, куда могли бы ежемесячно приходить заниматься одарённые дети Москвы и Подмосковья - победители детско-юношеских литературных конкурсов. Аналогичная студия очень нужна при Литинституте им. А.М. Горького.
Более того, можно обратиться в Министерство науки и высшего образования РФ с предложением создать хотя бы по одной такой студии в лучшем филологическом вузе каждого субъекта Федерации (в городах-миллионниках - по нескольку студий) и включить их работу в состав Государственного задания соответствующих вузов с обеспеченным финансированием, чтобы можно было оплачивать работу преподавателей. В масштабах страны затраты будут мизерными, зато эффект - потрясающий (см. 10 пунктов результативности студий, приведённых выше). Ну а пока я бы предложил руководству нашей Церкви донести до настоятелей храмов просьбу: приглашать в воскресные школы на занятия с детьми писателей из числа прихожан (таковые имеются в каждом благочинии), - здесь и финансовые расходы не требуются.
Беседовал Сергей АРУТЮНОВ