«Детско-юношескими литературными конкурсами мы боремся с «цифровым аутизмом» детей» (1 ч. интервью)

Feb 22, 2020 14:27

Моё интервью сайту Издательского Совета Русской Православной Церкви «Православное чтение» https://pravchtenie.ru/razgovor-s-professionalom/detsko-yunosheskimi-literaturnymi-konkursami-my-boremsya-s-tsifrovym-autizmom-detey/?fbclid=IwAR3nyNBSUv4mwAl7j3oKEfJPGCWr-K649HZOCbBEqbr-5J0IEdIfkfZb7rQ , 20 февраля 2020 г., со мной беседует доцент Литинстута им. А.М. Горького, поэт, прозаик и публицист Сергей Арутюнов.

Игорь ВИТЮК:
«Детско-юношескими литературными конкурсами мы боремся с «цифровым аутизмом» детей»
Детское литературное творчество - Вселенная ещё та, если неотступно в неё погружаться. Казалось бы, волна похожа на волну: особенный детский тон изложения, присущие только малышам приёмы речи, но стоит нырнуть глубже, и взору открываются чудесные коралловые рифы: мир почти ангельский, чистый, наполненный надеждой, которую мы давным-давно то ли утратили, то ли забыли на антресолях, как старого плюшевого медведя.
О том, кто такие современные дети, как они пишут о самых серьёзных вещах, мы разговариваем с поэтом, заместителем председателя правления Московской областной организации Союза писателей России, редактором военно-художественной студии писателей Центрального Дома Российской Армии, заслуженным работником культуры Российской Федерации полковником Игорем Витюком.
(1-я часть интервью)- Игорь Евгеньевич, каких только детско-юношеских конкурсов и инициатив нет на портале Центрального дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе! Исполнительские, музыкальные художественные, хореографические, военной вышивки («Катюша-юниор», «Армейский калейдоскоп», «Суровая нитка», «Родная Армия», фестиваль детского творчества «Мир глазами детей» и др.! Что касается специфически литературных ристалищ (всероссийские литературные конкурсы им. генералиссимуса А.В. Суворова и «Твои, Россия, сыновья!») - часто ли приходится иметь дело с детскими работами? Каковы они? Меняются ли с быстротекущим временем, или что-то вечное, невымываемое остаётся в самом их существе?
- Всероссийский литературный конкурс имени генералиссимуса А.В. Суворова стал преемником существовавшей до 2015 года Всероссийской литературной премии им. А.В. Суворова, которая была учреждена военно-художественной студией писателей Минобороны России в 2002 году по инициативе начальника студии, известного поэта, лауреата Государственной премии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, заслуженного работника культуры России полковника Владимира Силкина и вручалась писателям и деятелям культуры не только за литературное творчество, но также и за создание военно-патриотических произведений в музыкальном искусстве, театре, изобразительном искусстве, киноискусстве, за издательскую и просветительскую деятельность в рамках военно-патриотического воспитания. Её лауреатами в разные годы становились: Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР Владимир Карпов; Герой Советского Союза Михаил Борисов; лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Геннадий Стрекалов; Герой России и дважды Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Михаил Калашников; Герой России полковник Александр Маргелов; Герой России Юрий Колесников;    Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии Егор Исаев; лауреат премии Министерства обороны СССР, доктор филологических наук Олег Михайлов; лауреат премии Правительства Москвы, доктор филологических наук, Заслуженный работник высшей школы России Владимир Гусев; лауреат премии Министерства обороны СССР и «Национальный бестселлер» Александр Проханов; лауреат премии Ленинского комсомола, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев; лауреат Государственной премии России Владимир Фирсов;   лауреат Государственной премии России, Народный артист России Михаил Ножкин; доктор биологических наук, профессор МГУ, известный телеведущий Николай Дроздов и многие другие известные прозаики, поэты и публицисты. То есть это была престижная литературная премия для состоявшихся писателей. После того, как военно-художественная студия писателей стала подразделением Центрального Дома Российской Армии (далее по тексту - ЦДРА) и начала работать в рамках Государственного задания, премия трансформировалась в Суворовский конкурс и стала более демократичной с точки зрения участия. Теперь участвовать в конкурсе могут и дети без ограничения возраста.

Другой наш Всероссийский литературный конкурс «Твои, Россия, сыновья!», проводимый с 2005 года, ориентирован на участие в нём начинающих литераторов: военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, членов их семей, ветеранов боевых действий и военной службы.  Он носит более узкий, прикладной характер, поскольку ставит целью выявление и популяризацию литературных произведений о современных Вооружённых Силах России, о страницах их славной героической истории. Победителей этого конкурса мы приглашаем на проводимые раз в два года всеармейские совещания писателей (в нынешнем апреле пройдёт пятое такое совещание), где они набираются мастерства у признанных писателей, а затем получают и рекомендации для вступления в Союз писателей России.



Но, начиная с 2016-2017 годов, мы заметили, что в наших конкурсах стали активно участвовать дети: школьники средних и старших классов, воспитанники суворовских и кадетских училищ. Из сотен работ, поступающих на конкурсы, несколько десятков - это детско-юношеские. И стихи, и публицистика детей и юношества, в основном, посвящены военно-патриотической тематике: любовь к Родине и гордость за нашу страну, воспевание подвига воинов в Великой Отечественной войне, произведения о своих отцах - офицерах Вооружённых Сил России. Такая узкая направленность обусловлена условиями конкурсов

- Как дети попадают к вам на литературные конкурсы - проход свободный, или предпочтительнее, чтобы ребёнок-конкурсант был из семьи военнослужащих? На какие темы предпочитают писать ваши дети? Можно ли избрать свободную тему в рамках конкурса?
- Поскольку условия конкурсов публикуются на сайте ЦДРА, то с ними знакомятся, прежде всего, сотрудники гарнизонных домов офицеров, солдатских клубов и библиотек в воинских частях, воспитатели суворовских и кадетских училищ. Они-то и доводят условия конкурсов до своих подопечных. Люди сугубо гражданские существенно реже интересуются такими конкурсами, поэтому и детишек, не имеющих прямого отношения к армии, - немного. Соответственно, согласно положениям о конкурсах, мы рассматриваем, прежде всего, работы на военно-патриотическую тематику. Но сейчас ситуация изменится. Появятся новые конкурсы, рассчитанные на широкий круг детей.

Как Вы знаете, в 2016 году по инициативе и при непосредственном участии министра обороны России генерала армии Сергея Шойгу было создано Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». «Цель движения в том, чтобы каждый юнармеец верил в свою Родину, знал её историю, гордился подвигами отцов и дедов и понимал, к чему можно и нужно стремиться» - сказал глава военного ведомства на первом Всероссийском слёте этого военно-патриотического движения. А его заместитель - начальник Главного военно-политического управления Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник Андрей Картаполов поделился своим мнением о «Юнармии» и её задачах:
«…Сейчас молодежь очень креативная, и здесь она может не только себя реализовать, но почерпнуть новые идеи, новые направления своей деятельности и своей жизни.  Это очень интересные люди, это неравнодушные люди, это те, кому неинтересно сидеть просто дома. Нас всё пытаются в чём-то обвинить, в какой-то милитаризации молодого поколения. Это не так. «Юнармия» - это не милитаризация, «Юнармия» - это инициатива, «Юнармия» - это креатив, это движение вперёд, это люди, которые хотят чего-то добиться в этой жизни. Больше, чем многие другие, которые хотят чуть меньше.
Мы хотим, чтобы у нас было качество, чтобы быть юнармейцем стало честью, чтобы быть юнармейцем стало стремлением у современного молодого человека - юноши или девушки.  И потом уже с площадки армии он получал бы такой хороший трамплин для движения во взрослую жизнь. Необязательно, чтобы он стал военным. «Юнармия» не предполагает, что все пойдут в военные училища, да в этом и нет необходимости. «Юнармия» предопределяет то, что человек будет любить свою Родину».

И ЦДРА активно включился в работу с юнармейцами: проводилось множество совместных мероприятий (в том числе, юнармейцы участвовали в заседаниях литературного объединения имени Героя Советского Союза писателя В.В. Карпова при военно-художественной студии писателей), а затем по инициативе начальника Центрального Дома Российской Армии, заслуженного работника культуры полковника Василия Мазуренко были созданы юнармейский отряд ЦДРА (из детей сотрудников нашего учреждения и их родственников) и Союз юнармейских отрядов, объединяющий юнармейские отряды Москвы и Подмосковья.



И мы обратили внимание, что дети-юнармейцы тянутся к литературе. Поэтому при ЦДРА был создан «Клуб любителей поэзии» - литературное (прежде всего, поэтическое) клубное формирование, в котором занятия проводятся на доступном детям языке, с элементами игры, викторин, соревновательности, с выступлениями на сцене. Клуб посещают как юнармейцы, так и обычные школьники.



В планах клуба - организовать ежегодный литературный конкурс «Золотая строка “Юнармии”», где значимое место будут занимать произведения, посвящённые Великой Отечественной войне. Этот конкурс будет своеобразным фестивалем для всех юнармейских и школьных литературных конкурсов России. Для ребят, которые хотят научиться писать, и просто для тех, кто неравнодушен к литературе, на базе Клуба созданы историческая и литературно-публицистическая секции.



- Мне известно, что Вы являетесь заместителем председателя правления (на общественный началах) Московской областной организации Союза писателей России, которая активно работает с детьми и юношеством. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Московская областная организация Союза писателей России (председатель - поэт, лауреат Международной премии имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (1997), заслуженный работник культуры России Лев Котюков) была создана в 2000 году, а начиная с 2003 года совместно с Московской городской писательской организацией (председатель - поэт, заслуженный работник культуры России Владимир Бояринов) стала проводить  фестиваль детского и юношеского литературного творчества «Подсолнушек» с выпуском одноимённого альманаха, куда включались произведения победителей. Благословил конкурс Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Почётным председателем Фестиваля «Подсолнушек» при жизни (до 2009 г.) был патриарх детской, советской и русской литературы Сергей Михалков. До 2007 года финансовую помощь в проведении фестиваля оказывало Минкультуры Московской области, но затем прекратило помогать, и в последние пять лет фестиваль не проводится по финансовым причинам.
Но за это время уверенно заявили о себе другие детские конкурсы, проводимые администрациями подмосковных районов.
Начиная с 2004 года один раз в два года проходит межрайонный конкурс литературно одарённых детей и подростков Подмосковья «Люблю тебя, мой край родной!» (организатор - Межпоселенческая библиотека Ленинского района Подмосковья, директор - Татьяна Лукашёва). Основная задача конкурса - воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю, повышение духовного и нравственного потенциала детей и подростков, выявление и поддержка юных авторов, обладающих литературным дарованием. За это время в конкурсе участвовали более 1100 детей от 6 до 18 лет из десятков районов Подмосковья.




Видновское благочиние Московской епархии (всё тот же Ленинский район) совместно с районным литературным объединением им. Ф.Шкулёва и Московской областной писательской организацией дважды провело для детей и подростков международный православный литературный конкурс «Благословение». Будет и третий конкурс.
Эти конкурсы рассчитаны на детей, которые уже смогли проявить себя в литературном творчестве.
А поиск и отбор новых юных талантов среди самых маленьких возложен в Ленинском городском округе (ранее - районе) на конкурс «Литературный дебют» (от 6 до 13 лет), аналогичные местные детские конкурсы проводятся и в других городских округах (так сейчас называются бывшие муниципальные районы). Параллельно ежегодные конкурсы для детей, начинающих свою творческую деятельность, проводит Московская губернская универсальная библиотека.
Таким образом, создана двухуровневая система отбора и поощрения юных литературных талантов.

- По какому главному критерию идёт отбор в лауреаты? Вот, скажем, работа верная, а души в ней - чуть. Или наоборот - души много, даже слишком, а смешно: факты перевёрнуты, общая картина в голове претендента - фантастическая. Кто выиграет, мечтатель или начётчик?
- Мы исходим из того, что стать настоящим писателем можно, имея три точки опоры: талант, мастерство и жизненный опыт (есть и другие важные качества, но перечисленные качества - главные). Жизненный опыт дети приобретут с годами, мастерство можно получить на семинарах и в детских литературных студиях (к вопросу детских студий я ещё вернусь), а вот талант: либо есть, либо его нет. Поэтому, в первую очередь, мы ищем в детских текстах искру таланта, прощая огрехи в мастерстве. Ибо бесталанный ремесленник-строчкогон, в конечном счёте, убивает литературу, а талантливый неумеха («чайник») открывает нашему сердцу и уму новые неведомые миры. Ещё одним моментом, на который мы обращаем внимание, является направленность вектора движения творческой энергии.

Допустим, есть два поэта  с одинаковым уровнем таланта, мастерства и сопоставимым жизненным опытом  (допущение - при прочих равных условиях, как говорят в точных науках). Только один автор ищет путь к Богу, к воссоединению с Ним, а другой занимается либо самовыражением, либо хуже того - падает в бездну, своим талантом пропагандируя грехи и пороки. Это можно проиллюстрировать движением на эскалаторе двух «поэтических клонов»: один поднимается, другой же спускается. При этом в какой-то момент времени они находятся на одном уровне (а может быть, и в одной аудитории). Так вот, я призываю слушателей семинаров (в том числе детских) идти только вверх, ибо даже «стояние на месте» в поисках виртуозных форм самовыражения посредством мастерства - это движение вниз.
С детьми в этом вопросе легче. До наступления отрочества (полового созревания) дети практически безгрешны, это - ангелочки, которые увлекают нас, взрослых, за собой к горним вершинам. И мы, взрослые, должны учиться у них «видеть Небо». А вот подросткам пубертатного возраста требуется разъяснять разницу между восхождением к вершинам духа и падением в бездну греха, поскольку нечистая сила не дремлет и искушает юные неокрепшие души всеми мыслимыми пороками, что отражается и в произведениях подростков.

- Слышали ли вы что-нибудь о конкурсе «Лето Господне» им. Ивана Шмелёва - инициативе Издательского Совета Русской Православной Церкви? В 2020 году проводится шестой его сезон. Вам мог рассказывать о нём ваш соведущий по множеству семинаров для литературно одарённых детей Александр Петрович Торопцев, на протяжении почти всех сезонов - член конкурсной комиссии…
- Совершенно верно! О Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне» я узнал несколько лет назад от своего давнего друга, Вашего коллеги по Литинституту им. А.М. Горького  Александра Торопцева - писателя (в том числе и детского), историка, философа, председателя секции исторической литературы и председателя секции детских и юношеских писателей Московской городской организации Союза писателей России, руководителя семинара по детской и юношеской литературе Литинститута. С 2006 года вместе с ним мы проехали почти всё Подмосковье с литературными семинарами для взрослых и детей, вели семинары молодых литераторов в Союзе писателей России, обучали литературно одарённых взрослых и детей - победителей корпоративного литературного конкурса «Газпрома», а также победителей всеармейских литературных конкурсов, прибывших на всеармейские совещания писателей, продолжаем вести открытый ежемесячный литературный семинар при Московской губернской универсальной библиотеке. Но своими главными конкурсами Александр Петрович считает конкурсы, организованные Издательским Советом Русской Православной церкви, прежде всего, - «Лето Господне». После его рассказов об этом конкурсе я стал регулярно заходить на сайт Издательского Совета РПЦ, а также подписался на новостную рассылку сайта «Правчтение» («Православное чтение»).

Знакомясь с работами ребят - победителей конкурса «Лето Господне», я восхитился высоким уровнем их произведений. Скажу откровенно, они по большей части превосходят уровень победителей военных всероссийских, да и подмосковных областных конкурсов.
И вот тут возникает вопрос: а можем ли мы как-то скоординировать усилия, чтобы объединить наши конкурсы в единый детско-юношеский литературный конкурсный кластер? Нет, не в единый общероссийский конкурс, - Боже упаси!
Это мог бы быть Координационный Совет по детско-юношеским конкурсам с примерно следующими задачами:
- обеспечение координации усилий организаторов конкурсов;
- обмен самыми сильными произведениями авторов для перекрёстного участия в конкурсах, когда лучшие работы, оценённые в одном конкурсе, автоматически становятся участниками другого конкурса, если выполнены требования по тематике конкурса;
- единая торжественная церемония награждения победителей конкурсов (фестиваль).
Организатором работы, на мой взгляд, должен быть Издательский Совет РПЦ, поскольку организаторы локальных конкурсов могут просто перессориться на почве выяснения, кто из них - главный. Да и высочайший авторитет Церкви в обществе не сопоставим ни с одним ведомством или общественным объединением. А в Координационном совете места хватит всем, в том числе и чиновникам из Минпросвещения и Минобороны.
Но проведение конкурсов - это не самоцель (как часто бывает в канун знаменательных событий), это - лишь первый шаг на многотрудном пути воспитания ребят, инфицированных современным потребительским обществом. И тут главная роль принадлежит детским литературным студиям и семинарам, куда бы могли прийти талантливые ребята.

- Локальные темы детских литературных конкурсов по всей нашей стране, разумеется, разнятся, но что-то единит и наше «Лето Господне», и ваши военные и областные конкурсы: поиск школьников, слова которых как-то особенно звучны, действуют, зовут. Насколько сложно найти действительно ослепительную морскую звёздочку? Удавалось ли вам? Можете ли процитировать что-то из работ ваших лауреатов?
- Как сказано в Евангелие от Матфея (7:7): «Ищите и обрящете». Да, поток работ на конкурсах большой. Тем более что некоторые учителя, выполняя некий несуществующий «план», заставляют чуть ли не всех своих учеников участвовать в конкурсе. Но намётанный за годы работы глаз сразу же отыскивает талантливые строки.
Вот послушайте некоторых из детских произведений, отмеченных нами в разные годы конкурсов:

ПАУЧОК

Как-то раз паучок
Завалился на бочок.
- Осторожно паучок,
Не вались на бочок, -
Ему роза говорит,
В колокольчики звонит.
Тут кузнечик прискакал,
Паучку конфету дал.
Все друзья конфету
Поделили эту.
          (Ангелина НОВОКШОНОВА, 9 лет, г. Ступино, 2019 г.)

СЕКРЕТ

Сейчас, так и быть, расскажу вам секрет:
Сегодня мы с папой готовим обед.

И варим, и жарим, и парим с утра -
С утра суета, суета, суета…

Мы нашу мамулю хотим удивить,
И вкусным обедом её накормить.

С братишкой красиво накроем мы стол,
Подарим цветочек, который расцвёл.

А мама нам дарит заботу и ласку,
Как милая, добрая фея из сказки.

И слов для неё нет прекрасней на свете:
«Мамулечка! Лучшая ты на планете!» 
(Виолетта ГАЛАЕВА, 11 лет, г. Ступино, 2018 год)

ИЮНЬСКИЙ СНЕГ

Июньский день цветёт и пышет.
Так ласков, так пригож и сух.
Седеют тротуары, крыши:
Их старит тополиный пух.

Шиповник манит пряным вкусом,
Мелькает листьев кутерьма,
Белобородым, седоусым
Стал сквер. Июньская зима.

Бродяга-ветер пух колышет,
Молчит, вздыхая ни о чём,
А мир вокруг поёт и дышит,
Поёт и дышит сонным днём.
(Светлана ГРИНЬ, 14 лет, г. Видное, 2012 г.)

* * *
Календарь отрывной листаю,
Вновь к рассвету спешит закат,
Первым снегом недели тают,
И часы, как всегда, спешат.

Мне, наверное, рано плакать
О непрожитом на Земле.
Черноплодной рябины мякоть
Варит осень в своём котле.

Гнутся ветви. Не смерть ли это?
Нет, всего листопадный сон
Про упавшее в пропасть лето,
Колокольный печальный звон...
(Анастасия КЛЮКИНА, 17 лет, г. Видное, 2004 г.)

Отрывок из рассказа «РОЗОВОЕ ПЛАТЬЕ»

…За моей спиной продавщица всплеснула руками:
- Настоящая принцесса!
Обновку упаковали в нарядный пакет с сердечками, тоже, кстати, розовый, и я счастливая покинула магазин. И хотя на мне были всё те же джинсы и бесформенная толстовка с капюшоном, я шла гордо, покачивая пакетом, как принцесса.
Дома сразу же приступила к примерке. Долго крутилась перед зеркалом. Меняла туфли, босоножки. То собирала, то распускала волосы…
Пока я этим занималась, мама то и дело выглядывала в коридор и улыбалась. Наконец, когда я нарядилась в новое платье и белые туфельки, высоко на затылке собрала волосы шёлковым шарфом, она сказала:
- Теперь остаётся ждать принца!
И только тут я поняла, что никогда-никогда не надену это розовое платье. Потому что очень хочу, чтобы не принц, а Серёжка из 9-го «Б» обратил на меня внимание. А если я буду в этом платье, он ко мне никогда не подойдёт…
(Елизавета ГОРБУНОВА, 15 лет, г. Видное, 2013 г.)

* * *
Морей неведомых туманы
Блистают за хребтами гор,
Камней могучих великаны
Глядят в синеющий простор,

И бездна жадно увлекает,
Когда с холма глядишь в обрыв.
Она манит, она желает,
Чтоб прыгнул ты, на крыльях взмыв,

Так воздух свеж, что замирает
Дыханье, насладившись им.
Сосновым запахом встречает
Могучий бор, лес-исполин​.

В кругу проблем, не успевая
Понять природы красоту,
Так многие стремятся к  раю,     
А я уже живу в раю!
(Полина МИКРЮКОВА, 16 лет, г. Ступино, 2017 г.)

* * *
Приближается Рождественская ночь.
Вьюга хочет празднику помочь:
Закружила в вальсе снеговом,
Лёд искрится радужным ковром
И сверкает, отгоняя темень прочь. -
Приближается Рождественская ночь.
Звёзды, как огни свечей горящих,
Предвещают праздник приходящий.
И без опоздания, точь-в-точь,
К нам пришла Рождественская ночь!
Время поздравлений пожеланий,
Исполнения несбыточных мечтаний.
Полон мир чудес и волшебства.
С праздником Христова Рождества!
(Илья ГУЛЕВСКИЙ, 15 лет, г. Видное, 2010 г.)

ОСЕННЕЕ

В тот приезд наш старший брат Саша поранил руку острой проволокой. От боли он резко взмахнул рукой. Брызнула кровь - и соседние рощи вспыхнули ярко-алым пламенем. Осень пожаром разлилась по земле…
Мы гостили у бабушки. А наши родители в это время делили где-то в Москве свой бизнес. Они яростно рвали друг у друга то, что не могло существовать, поделенное на части. И хлынувшая перелесками осень разом опалила наши сердца.
Но мы не умели сказать о том, что сделало наши глаза взрослыми. А бабушка, которая не могла проклясть своих возгордившихся, разуверившихся детей, тоже молчала. Низкое пасмурное небо, летевшее над нами, безмолвно и покорно баюкало нашу боль.
Бабушкина белёная хата стояла с опалённой чёрной завалинкой. По вечерам над двором сплетались дымы костров и серые космы туманов. А там - за дальним полем с комьями высыхающей земли и перьями жёлтой соломы, в самой низине у речных берегов, бродил и тихо завывал синий ветер. Мы бегали в поле слушать его разбойный свист. Иногда он приносил звон колоколов из деревни. Тогда младшая, Алина, крестила нас, по-детски серьезно и трогательно, и мы гуськом бежали к дому.
Ещё я помню, как на Покров Саша вытаскивал в поле бабушкино кресло. Она читала нам молитву, а потом Бабушка опускалась в кресло, а мы садились вокруг неё - Алина на колени, мы с Димой на подлокотники, Саша, как старший, становился сзади. Мы прижимались друг к другу, и, чуть покачивая нас, бабушка нараспев шептала какую-то длинную молитву, а в конце всегда добавляла: «Спаси и сохрани. Спаси и помилуй нас, Боже...»
А осень всё лилась и лилась с холмов. Медленно кружилось серое небо над нами, укутанными в вечерний дым. Синий ветер, свернувшись клубком, мирно дремал в низине.
В нашем доме под образами тускло мерцал огонёк лампадки, моля о помиловании всех забывших, разуверившихся, разбредшихся по земле.
Так жили мы под осенним небом - молчаливые, печальные дети - внуки  и бабушка, которая - сквозь боль - верила, что где-то далеко её грешные, несчастные взрослые дети, наконец, поймут и простят друг друга…
(Марина ПРОКОПЕНКО, 16 лет, г. Видное, 2006 г.)

* * *
Прошли, исчезли где-то годы.
Сейчас зима, снега в полях.
Кружатся над землёй невзгоды,
И тучи в мрачных небесах.

Но в том заброшенном поместье
Ещё горит, горит свеча.
И льётся свет её предвестьем,
Что возродится вновь очаг.

Горит свеча… И освещает
Чудесным светом всё кругом.
Огонь на стенки взгляд бросает,
И вскоре засветится дом…

Не зря, не зря свеча горела
Одна в поместье на столе,
Огня и света не жалела -
И вспыхнул свет на всей земле.
(Иван СЕРЕБРИЛИН, 17 лет, г. Ступино, 2016 г.)

***
Любого сложения суть такова:
Один плюс один - получается два.
Я числа сложил. Но сложи-ка сумей
Не числа в тетради, а души людей.
Живёт человек. Сам себе - господин.
Но он одинок, потому что один.
Вот если б сердца что-то сблизить могло,
Да чтобы из двух получилось одно.
Чтоб дружбы костёр негасимый горел,
И чтоб разлучить нас никто не сумел.
Ну, а закон крепкой дружбы един:
Складывал - два, получилось - один!
(Алексей УСТИНОВ, 16 лет, г. Видное, 2007 г.)

Продолжение следует

Арутюнов Сергей, Мазуренко Василий, Центральный Дом Российской Армии, Издательский Совет РПЦ, Дети, КОТЮКОВ Лев Константинович, ЛИТО им. Шкулёва Ленинского р-на, ЛИТО_Родники г. Ступино, Зименков Алексей, Конкурс_Твои Россия сыновья, Литературная премия им. А.В. Суворова, Леонов Владимир, ЛИТО им. В.В. Карпова при ВХСП, ПРАВОСЛАВИЕ, -ВИТЮК Игорь - интервью прессе, Военно-художественная студия писателей, Конкурс_Лето Господне

Previous post Next post
Up