90е годы вообще были временем возможностей. У меня в окружении немало таких историй. Не электронщики, люди разных профессий. На старой/основной работе перестали платить зарплату, или стала такой, что нет смысла работать, и они уходили в свободное плавание.
Один стал электриком-"шабашником", делал проводку в домах нуворишей. Заработал репутацию, к нему в очередь стояли. За несколько дет купил квартиру, машину (по тем временам новую десятку, крутизна).
Другой ушел с завода, где работал мастером, но зарплату платить перестали, а двое детей, пошел учеником к печнику, научился класть камины и печки, то же самое- репутация, очередь из клиентов, деньги.
Третий тоже ушел с завода, стал челноком, пахал, как проклятый, из Турции не вылезал, но тоже поднялся, купил аж 2 квартиры.
Летчики на местном авиапредприятии, как только открыли заграницу (при совке только самолеты ЦУМВС Аэрофлота могли летать, управления международ возд сообщений), начали грести доллары. Но только те, кто не ленился, учил английский, сидел на учебе, получал допуск
( ... )
Таки да. Когда я в 2003 году в первый раз после отъезда в 1992 приехал в Москву и встретился с бывшими коллегами по работе, по специальности из них не работал никто. А один из нашей компашки к тому времени уже умер, замерз пьяный под забором. Я просто охуел тогда, глядя на людей, о которых достоверно знал, что как специалисты они абсолютно ничем мне не уступали на момент моего отъезда, а кое-кто и заметно выше был...
Дело, видимо, в том, что я был принципиально не советский человек. Я хорошо помню, как в 87-м году остро осознал: при советской власти мне не светит абсолютно ничего, несмотря на все способности, я навсегда останусь нищим инженером. К моему счастью, примерно в это время началась движуха, и с тех пор я уже никогда не жил плохо.
Я понимаю, о чем вы, но не уверен, что "советский человек" - правильное определение проблемы.
Я довольно долго сам себя ругал тем же. :-) Начал искать дополнительные источники дохода еще в институте, но кроме разнообразных приработков у людей, которые такие подпольные бизнесы организовывали, сам ничего соорудить не смог.
Под самый конец СССР мы с коллегой крутили "кооперативное" проектирование, но опять-таки, я был конструктор, а собственно бизнес-стороной занимался коллега. Плюс, это было обреченное на скорую смерть начинание, потому что заказчиками были госпредприятия.
Где-то в начале 91-го ушел на работу в частную фирму, повторив предыдущий рецепт: кто-то создал бизнес, я просто нашел этот бизнес и поспешил туда перебраться.
Грубо говоря, я был по своему воспитанию где-то посередине между вами и типичным советским инженером: шустрее подавляющего большинства, но не заточенным строить себе бизнес самостоятельно. Потом Америка это немного подправила :-), но в целом до действительно самостоятельного бизнесмена я так и не дорос толком.
( ... )
Ну, большим бизнесменом я тоже не стал. Да и не стремился, меня это дело сильно не увлекало. Но я всегда занимался тем, что хотелось. А если не хотелось - не занимался. При советской власти это не способствовало.
Не просто приватизировать. Но и организовать работу, поддерживать летную годность (хотя после инцидентов с Ан-12, у которых находили сквозные дыры от ржавчины, их начали прижимать, а к концу нулевых совсем запретили), платить людям хорошие зарплаты.
Честно говоря, у многих был доступ к такому ресурсу. В каждой области СССР был свой авиаотряд/авиапредприятие. Тысячи самолетов. Где-то больше, где-то меньше, где-то больше больших самолетов (выше 75 тонн, ВС первого класса), где-то средних и малых.
Большинство областей профукало свою авиацию сразу же- тупо продавали свои самолеты за маленький кэш в карман начальников.
Но многие сумели сохраниться и расшириться. Я работаю в компании, которая образовалась в 1991 после распада Аэрофлота на базе областного авиаотряда, даже название то сохранила. Понятно, что уже и самолеты другие и люди сменились несколько составов, и офис головной давно в Москве. Но концепцию сохранили. Сразу ушли с российского рынка, который в 90х был сильно тесным, конкурентным и криминальным, в Африку, и там все 30 лет бороздят.
Ушлые деловые ребята нашли работу в Эмиратах и под это дело даже не покупали, а арендовали самолеты, в т.ч. у госпредприятий.
У меня, например, не было доступа вообще ни к каким самолетам. Максимум какой-нибудь б/у осциллограф мог приватизировать в своей бывшей советской конторе. Но они тогда на барахолке недорого стоили.
90е годы вообще были временем возможностей. У меня в окружении немало таких историй. Не электронщики, люди разных профессий. На старой/основной работе перестали платить зарплату, или стала такой, что нет смысла работать, и они уходили в свободное плавание.
Один стал электриком-"шабашником", делал проводку в домах нуворишей. Заработал репутацию, к нему в очередь стояли. За несколько дет купил квартиру, машину (по тем временам новую десятку, крутизна).
Другой ушел с завода, где работал мастером, но зарплату платить перестали, а двое детей, пошел учеником к печнику, научился класть камины и печки, то же самое- репутация, очередь из клиентов, деньги.
Третий тоже ушел с завода, стал челноком, пахал, как проклятый, из Турции не вылезал, но тоже поднялся, купил аж 2 квартиры.
Летчики на местном авиапредприятии, как только открыли заграницу (при совке только самолеты ЦУМВС Аэрофлота могли летать, управления международ возд сообщений), начали грести доллары. Но только те, кто не ленился, учил английский, сидел на учебе, получал допуск ( ... )
Reply
Я как был, так и остался инженером. Это мало кому удалось.
Reply
Да, это редкая удача.
Reply
На самом деле, на эту удачу я работал много лет. Но при советской власти шансы равнялись нулю, мой характер был с ней несовместим.
Reply
Профессионалы (реальные) многие остались на плаву. А при соввласти уравниловка убивала все шансы для них. Сужу по своему отцу.
Reply
Таки да. Когда я в 2003 году в первый раз после отъезда в 1992 приехал в Москву и встретился с бывшими коллегами по работе, по специальности из них не работал никто. А один из нашей компашки к тому времени уже умер, замерз пьяный под забором. Я просто охуел тогда, глядя на людей, о которых достоверно знал, что как специалисты они абсолютно ничем мне не уступали на момент моего отъезда, а кое-кто и заметно выше был...
Reply
Дело, видимо, в том, что я был принципиально не советский человек. Я хорошо помню, как в 87-м году остро осознал: при советской власти мне не светит абсолютно ничего, несмотря на все способности, я навсегда останусь нищим инженером. К моему счастью, примерно в это время началась движуха, и с тех пор я уже никогда не жил плохо.
Reply
Я понимаю, о чем вы, но не уверен, что "советский человек" - правильное определение проблемы.
Я довольно долго сам себя ругал тем же. :-) Начал искать дополнительные источники дохода еще в институте, но кроме разнообразных приработков у людей, которые такие подпольные бизнесы организовывали, сам ничего соорудить не смог.
Под самый конец СССР мы с коллегой крутили "кооперативное" проектирование, но опять-таки, я был конструктор, а собственно бизнес-стороной занимался коллега. Плюс, это было обреченное на скорую смерть начинание, потому что заказчиками были госпредприятия.
Где-то в начале 91-го ушел на работу в частную фирму, повторив предыдущий рецепт: кто-то создал бизнес, я просто нашел этот бизнес и поспешил туда перебраться.
Грубо говоря, я был по своему воспитанию где-то посередине между вами и типичным советским инженером: шустрее подавляющего большинства, но не заточенным строить себе бизнес самостоятельно. Потом Америка это немного подправила :-), но в целом до действительно самостоятельного бизнесмена я так и не дорос толком. ( ... )
Reply
Ну, большим бизнесменом я тоже не стал. Да и не стремился, меня это дело сильно не увлекало. Но я всегда занимался тем, что хотелось. А если не хотелось - не занимался. При советской власти это не способствовало.
Reply
я видел видос из Шарджи года 2000-го и не поверил своим глазам, чисто советский аэропорт с советской техникой, даже древние Ан-8 были
потрясающее зрелище
Reply
Фактически люди смогли приватизировать кусочек СССР. Не сибирская нефть, но тоже неплохо.
Reply
Не просто приватизировать. Но и организовать работу, поддерживать летную годность (хотя после инцидентов с Ан-12, у которых находили сквозные дыры от ржавчины, их начали прижимать, а к концу нулевых совсем запретили), платить людям хорошие зарплаты.
Reply
Не спорю, что пришлось немного и поработать, но все же главное - приватизация. У других просто не было доступа к подобному ресурсу.
Reply
Честно говоря, у многих был доступ к такому ресурсу. В каждой области СССР был свой авиаотряд/авиапредприятие. Тысячи самолетов. Где-то больше, где-то меньше, где-то больше больших самолетов (выше 75 тонн, ВС первого класса), где-то средних и малых.
Большинство областей профукало свою авиацию сразу же- тупо продавали свои самолеты за маленький кэш в карман начальников.
Но многие сумели сохраниться и расшириться. Я работаю в компании, которая образовалась в 1991 после распада Аэрофлота на базе областного авиаотряда, даже название то сохранила. Понятно, что уже и самолеты другие и люди сменились несколько составов, и офис головной давно в Москве. Но концепцию сохранили. Сразу ушли с российского рынка, который в 90х был сильно тесным, конкурентным и криминальным, в Африку, и там все 30 лет бороздят.
Ушлые деловые ребята нашли работу в Эмиратах и под это дело даже не покупали, а арендовали самолеты, в т.ч. у госпредприятий.
Reply
У меня, например, не было доступа вообще ни к каким самолетам. Максимум какой-нибудь б/у осциллограф мог приватизировать в своей бывшей советской конторе. Но они тогда на барахолке недорого стоили.
Reply
Не так буквально :))
Reply
Leave a comment