Да или нет?

Dec 27, 2011 23:02


Комментарии по поводу митинга 24 декабря на проспекте Сахарова

Огромная снежная гора. У ее подножья собрались две группы людей. Они сильно ненавидят друг друга и готовы разорвать противников в клочья. Но каждый знает, что любой лишний шум - и сметающая все на своем пути лавина разнесет в клочья их самих, их семьи и мирно спящие внизу поселки. И вот эти люди лишь беззвучно грозят друг другу кулаками в отчаянном снежном безмолвии...

Мы митингуем, нас достаточно, чтобы «взять Кремль и Белый дом прямо сейчас», но «мы - мирная страна». Потому что мы знаем, что по дороге к Кремлю нас обгонит толпа совсем других людей, вроде тех, кто стоял слева от сцены и пытался прорваться к ней с безумными воплями. И от них уже не будет спасения ни нам, ни кому бы то ни было. Последствия революционной лавины хорошо известны всем образованным людям, которых по результатам опросов на проспекте Сахарова было большинство.

Но и противники наши боятся. Боятся той же лавины. Поэтому на удивление безобидная полиция охраняет наше спокойствие уже два митинга подряд.


«Декабрьская волна разбилась и откатилась» - написал Леонид Радзиховский. Действительно, с Болотной мы возвращались победителями. Мы вышли впервые за 20 лет, и нас так много! Мы вышли, помня кадры с Триумфальной и Чистых прудов, прочитав памятку о поведении при задержании и подготовившись к худшему. Что ни говори, а для обычного человека это хоть немного, но подвиг.

С проспекта Сахарова мы возвращались немного растерянными, и даже не очень хотелось продолжать говорить о политике. Людей вышло больше, но оказалось, что они попали не на политический митинг, а на концерт под открытым небом с участием А. Троицкого, К. Собчак и других. А если не мирная демонстрация, то что? Революция? Нет, только не революция... Да и не будет ее, ведь цены на нефть высокие, уровень жизни в столице явно выше чем в 1989-м (сахар же не по карточкам выдают), войн и катастроф нет, единого лидера от оппозиции не видно. Но с другой стороны за прошедшие две недели стало понятно, что только революции-то в Кремле и боятся. Протест мирных граждан им глубоко безразличен.

Радзиховский правильно написал, что на такие жертвы пока люди не готовы, и если правительство поведет себя правильно, то «само рассосется». Если поведет себя правильно. Существенное предположение. Ведь за прошедший год, по-моему, было наделано столько глупостей, что диву даешься. Имея 25-30% поддержку населения, нагло и у всех на виду нарисовать себе 49%! Обозвать нас бандерлогами и агентами Хиллари Клинтон. Это они что, стабильность так укрепляли? Какой госдеп заплатил Путину и Медведеву за то, чтобы они так раскачали страну?

Мне кажется, что 4 декабря для многих стало переломным моментом. Если до этого можно было чего-то добиваться от власти, требовать улучшения каких-то законов (я и сам, признаться, писал про применение пресловутого 94-ФЗ для финансирования науки), то после выборов стало очевидно: закона в стране больше нет. Его соблюдение никто не гарантирует. Уголовный кодекс нужен премьеру лишь для того, чтобы тыкать в него недовольных, приговаривая: «На улицу выходят ангажированные негодяи и бездельники. Настоящий гражданин должен добиваться своего права в суде». Я думаю, в ближайшие месяцы мы увидим очень поучительные примеры рассмотрения нарушений избирательного законодательства в судах, в результате которых, возможно, даже выяснится, что Единую Россию обсчитали, и на самом деле она набрала 90%.

Поэтому жалкие попытки власти чего-то там либерализовать в законодательстве теперь уже мало кому интересны. Путин должен уйти. Пусть не в новогоднюю ночь, пусть не 4 марта, пусть даже через год, только бы без кровопролития. Но нужно, чтобы каждый последующий президент знал: если он так же поступит с нашей страной, его ожидает неминуемая отставка.

Это в идеале, конечно. А в реальности вас обязательно спросят: «А кто вместо Путина?». Я хотел бы, конечно, чтобы жизнь нашей страны не так сильно зависела от выбора конкретного президента. В США не всегда правят Линкольны и Рузвельты, но страна от этого не впадает ни в анархию, ни в диктатуру. Однако, в полумонархической России это пока не так. И очевидно, что в первую очередь кандидат в президенты должен быть способен удержать власть. Керенский, может быть, был по-своему неплохим человеком, но что с того... Более конкретно кандидат должен: а) иметь желание идти в президенты; б) пользоваться реальной поддержкой большинства; в) быть способным на первых порах управлять страной «в ручном режиме», а затем не препятствовать назревшим реформам. Это необходимые условия, после которых можно уже обсуждать, кто честнее, кто либеральнее, кто больше девушкам нравится. И вот стоят сто тысяч (или около того) на проспекте Сахарова, переглядываются с друг другом и думают: «А Вы смогли бы?».

И все-таки мы не зря митинговали. Прорвана многолетняя телевизионная блокада. У меня телевизора дома давно уже нет, но, порывшись в интернете, я понял, что все центральные телеканалы уделили второму митингу вполне заметное время. А главное, я знаю конкретных людей, которые узнав просто о факте того, что моя семья ходила на митинги, серьезно задумались о том, стоит ли относиться к выборам и политике вообще как к бесполезному спектаклю с известным финалом.

Нам же, вернувшимся в свою пока еще благополучную жизнь, остается серьезно подумать за новогодним столом над вопросом последних митингов: «Да или нет?».

P.S. Написал все это, а потом нашел тезисы Илларионова. Довольно интересно, с моей точки зрения.

Previous post Next post
Up