Grumman F4F Wildcat - американский одноместный палубный истребитель-бомбардировщик. Изначально проектировался как биплан, но в серию пошёл как свободнонесущий среднеплан (сказались требования к скоростным характеристикам). Прототип совершил первый полёт 2 сентября 1937 года. 8 августа 1939 года ВМС США выдали первый заказ на 78 серийных самолётов F4F-3. В связи с решением Конгресса об увеличении воздушной мощи флота в течение лета 1940 года производственный контракт на F4F-3 вырос до 200 F4F-3.
В октябре 1941 года ВМС США начали присваивать названия морским самолётам и F4F официально получил наименование Wildcat. Было построено 7,885 самолетов. Сохранилось более 40 самолетов и как минимум 17 из них в летном состоянии.
Пенсакола F4F-3
Пенсакола F4F-3A Wildcat
Пенсакола FM-2
Cradle of aviation museum F4F-3
Naval museum, Pensacola Fl ч1 National Naval Aviation Museum, Pensacola Fl в 2011 и 2014 годы ч2... Cradle of Aviation Museum все, что у меня есть по F4F все, что у меня есть по FM-2 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Первый самолет из музея в Пенсаколе это Grumman F4F-3 Wildcat с BuNo 3872 и заводским номером 754.
Построен как F4F-3.
июнь 1941 поступил на службу в United States Navy с BuNo 3872.
1941 передан в Fighting Squadron 72 (VF-72).
17 августа 1943 упал в озеро Michigan во время попытки посадки на USS Wolverine (IX-64).
после 1990 поднят из озера Michigan.
передан в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
В 1937 году среди авиационных компаний США был проведен конкурс на новый истребитель для Военно-Морских сил. Победил в этом конкурсе проект компании Brewster - самолет, получивший впоследствии имя F2А Buffalo. Среди отвергнутых проектов был самолет знаменитой компании Лероя Груммана XF4F-2. Этот моноплан представлял собой до неузнаваемости переделанный биплан F3F. Бипланная коробка крыльев была заменена одним среднерасположенным крылом большой площади, однорядный 700-сильный двигатель уступил место двухрядному радиальному двигателю Pratt Whitney R-1830. В результате установки нового двигателя самолет потяжелел, для сохранения центровки хвостовую часть удлинили. Практически без изменения было оставлено шасси - оригинальная груммановская "втяжная трапеция". Правда, как стало ясно в дальнейшем, именно шасси стало "слабым звеном" в конструкции нового самолета. Торопясь успеть к конкурсу, конструкторы Лерой Грумман и Вилли Швендлер пошли на заведомые упрощения конструкции, некоторые технические решения были приняты "на глазок". Они руководствовались только конструкторской интуицией и полагались на удачную конструкцию исходного биплана - F3F. В частности, при конструировании хвостовой части фюзеляжа принимались во внимание только соображения сохранения центровки, без учета путевой устойчивости и плеча стабилизатора.
При рассмотрении новых истребителей по результатам их сравнительных испытаний, комиссия Бюро по аэронавтике ВМС США в целом отметила общую перспективность нового самолета, но при этом обратила внимание на неудовлетворительную управляемость по всем трем осям, низкую маневренность и плохую путевую устойчивость. Зато скорость нового истребителя - 532 км/ч - была признана основным его достоинством. ВМС подписали с компанией Grumman протокол о намерениях, в котором говорилось: "ВМС США повторно рассмотрят вопрос о закупках самолета F4F после устранения всех недостатков, выявленных в ходе испытаний". Главный конструктор Вильям Швендлер в пожарном порядке взялся за перепроектирование своего детища. Для улучшения горизонтальной маневренности было необходимо увеличить площадь крыла. Крыло нарастили, увеличив его размах. Это было достаточно несложно сделать благодаря его трапециевидной форме - потребовалось удлинить лонжерон и приделать новые законцовки. Таким образом достигли сразу двух целей - улучшили маневренность, а благодаря возросшей площади и разносу элеронов - управляемость в поперечном канале. Узлов складывания крыло не имело. Сложнее дело обстояло с хвостовым оперением.
В результате продувок моделей в аэродинамической трубе выяснилось, что в полете стабилизатор попадает в аэродинамическую тень крыла и эффективность рулей высоты резко снижается. Кроме того, плечо стабилизатора и его площадь, а также площадь вертикального оперения были признаны недостаточными. С этими недостатками справились, радикально перекомпоновав хвостовую часть фюзеляжа - стабилизатор увеличенной площади располагался теперь в нижней части вертикального оперения, киль и руль направления также увеличили, закабинный гаргрот, ранее плавно "сходивший на нет", продолжили назад. Теперь он переходил в основание киля. Кроме того, хвостовую часть фюзеляжа удлинили на 0,5 м. Вооружение самолета состояло из двух крыльевых пулеметов Кольт-Браунинг М-2 калибра 12,7 мм и двух синхронизированных пулеметов Браунинг М-1 калибра 7,62 мм.
Модернизированный таким образом самолет получил обозначение XF4F-3. В июле - августе 1939 года он прошел летные испытания на заводском аэродроме Grumman в г. Бетпэйдж (летчик Селден Конверс), подтвердившие, что проделанная работа увенчалась полным успехом. Самолет, названный Wildcat, оснащенный двигателем с двухступенчатым нагнетателем, показал максимальную скорость 540 км/ч, а по скороподъемности, горизонтальной маневренности и развиваемым перегрузкам он превзошел Buffalo. Немедленно последовал заказ ВМС на 54 самолета первой серии с небольшими изменениями, в частности, вооружение самолета теперь состояло из 4 крупнокалиберных пулеметов "Кольт - Браунинг" с боекомплектом по 430 патронов на ствол. Бронирование включало в себя только 12,7-мм бронеспинку, в фонаре бронестекол не было. Прицел на ранних самолетах устанавливался телескопический. Завод Grumman в Бетпэйдже заработал на полную мощность.
Еще один борт из Пенсаколы, это Grumman F4F-3A Wildcat с BuNo 3969 и заводским номером 851.
Построен как F4F-3A.
Поступил на службу в United States Navy с BuNo 3969.
В National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
Первая серия Wildcat имела индекс F4F-3 - ведь биплан-предок нового истребителя назывался F4F-1, а прототип, участвовавший конкурсе ВВС - XF4F-2. Первая серия не имела узлов складывания крыла, так как этот узел, по мнению представителей ВМС США, снижал надежность конструкции и увеличивал ее массу, а места в авианосных ангарах было достаточно много. Из-за нерегулярного и весьма скудного финансирования постройки самолетов, первые эскадрильи получили Wildcat лишь к середине января 1941 года. Это были авиагруппы авианосцев "Уосп", "Лексингтон", "Саратога" и "Рэйнджер". К этому времени заказ ВМС был увеличен с 54 до 200 самолетов. Компания работала над улучшением самолета, вторая сотня Wildcat F4F-3 имела уже лобовое бронестекло и коллиматорный прицел. Но случилась и неприятность - заказ на двигатели R-1830-66 с двухступенчатым нагнетателем был "отобран" у компании Grumman и переадресован Boeing для установки на бомбардировщики В-17. Пришлось довольствоваться двигателем той же марки, но другой серии - R-1830-90 с одноступенчатым нагнетателем. Эта замена повлекла за собой снижение максимальной скорости до 498 км/ч и резкое ухудшение высотных характеристик. Самолеты с невысотным мотором получили индекс F4F-3A.
Начало серийного производства Wildcat вызвало интерес во многих европейских странах. В частности, Франция, имевшая один авианосец ("Беарн") в строю и еще два - в постройке, изъявила желание заказать самолеты для них в США. Компания Grumman получила заказ на 80 самолетов Wildcat в экспортном исполнении - с 9-цилиндровым двигателем Wright Cyclone и посадочными местами под шесть 7,5-мм французских пулеметов "Дарн-75" - по два в каждой консоли и два - синхронизированных, над двигателем. Эта серия получила лишь фирменный груммановский индекс G-36A. Работа была оплачена и полностью выполнена... к августу 1940 года, когда заказчик уже капитулировал перед вермахтом. Кроме того, 30 самолетов G-36A заказала Греция, но и эта партия Wildcat в итоге осталась невостребованной. Самолеты были перекуплены Англией. На них установили по четыре крупнокалиберных "Кольт-Браунинга". Доставленные в Англию осенью 1940 года, самолеты французского заказа были включены в систему ПВО военно-морских баз Росайт и Скапа-Флоу, организационно относясь к силам Берегового командования Королевской морской авиации. Англичане присвоили этим самолетам наименование Martlet ("Ласточка") Мк.1.
Следующая модификация Wildcat - F4F-4 - пошла в серию в ноябре 1941 года. Стремясь как можно лучше защитить самолет, В. Швендлер вдвое увеличил площадь бронеспинки. Под сиденьем летчика установили бронеподдон. Маслорадиаторы под крылом также были защищены противопульной броней. Все баки протектировались. Крыло сделали складным - с карданным шарниром, запатентованным компанией Grumman. Впоследствии такой же по конструкции шарнир был применен на Hellcat и торпедоносце Avenger. Вооружение самолета теперь состояло из шести пулеметов калибра 12,7 мм с боекомплектом по 240 патронов на ствол. Это обстоятельство, наряду с ухудшившейся маневренностью, скоростью и повысившейся инертностью машины, послужило причиной прохладного отношения к F4F-4 летчиков, пересевших на него с F4F-3. Несмотря на возросший вес секундного залпа, боевая ценность шестипулеметного варианта падала из-за сильно уменьшившегося боекомплекта. Последней крупной серией Wildcat, построенной компанией Grumman, стал G-36B - фактически, тот же F4F-4, но с двигателем Wright Cyclone, более распространенным в Европе, чем двигатели Pratt Whitney. Партия этих машин в 220 штук была заказана Англией в 1942 году. Самолеты этой серии были названы там Martlet Мк.4.
В 1942 году компания Grumman развернула производство своего следующего истребителя - F6F Hellcat, посчитав дальнейшее производство морально устаревшего Wildcat нецелесообразным. Но флоты США и Англии все еще испытывали необходимость в этом самолете. Он прекрасно подходил для поиска и борьбы с подводными лодками, ставшими настоящим бичом союзников, особенно в Атлантике. В 1942 году компания General Motors - автомобилестроительный концерн, к авиационному производству отношения не имевший - развернул производство Wildcat F4F-4 под индексом FM-1. От базового варианта они отличались лишь вооружением, вновь состоящим из 4 пулеметов. Было выпущено 520 FM-1, из них 132 было поставлено по ленд-лизу в Англию, где они получили название Martlet Мк.5.
И наконец, последняя, самая массовая и без сомнения, самая успешная модификация Wildcat носила индекс F4F-8 или FM-2. Это был самолет, модернизированный с учетом богатого опыта использования более ранних моделей Wildcat в войне. Его разработали инженеры Grumman, но производился он компанией General Motors. "Изюминкой" проекта стала установка 9-цилиндрового высотного двигателя Wright R-1820-56 Cyclone мощностью 1350 л.с. у земли. Он весил почти на 100 кг меньше, чем его предшественник, устанавливавшийся на G-36A, а также имел меньший диаметр, что позволило несколько обжать капот мотора и разместить внутри него маслорадиаторы. Площадь вертикального оперения немного увеличили для компенсации возросшего крутящего момента двигателя.
В фюзеляже появилась передняя пожарная бронепереборка, отделявшая главный топливный бак от кабины летчика. Под крылом теперь можно было подвесить не только подвесные баки, но еще две бомбы по 113 кг и шесть неуправляемых ракет HVAR калибра 76 мм. Такая боевая подвеска делала самолет прекрасным противолодочником и легким штурмовиком. При этом самолет был на 250 кг легче своих предшественников. Было построено 4777 самолетов этой модификации, из них 370 ушло в Англию, где их стали называть Martlet Мк.6. С января 1944 года это название было заменено снова на Wildcat для унификации с американской системой наименований самолетов. Всего было выпущено 7895 самолетов Wildcat всех модификаций.
После поступления на авианосцы нового истребителя Grumman F6F Hellcat устаревшие Wildcat были переведены в объектовое и островное ПВО, на конвойные авианосцы или в резерв. Для самолетов, переведенных на поиск подводных лодок в Атлантике, война разгорелась с новой силой. Небольшие "конвойники" США и Англии, строившиеся в массовом порядке на американских верфях, брали на борт от 5 до 25 Wildcat вместе с самолетами других типов. Действовали они от Исландии и до Карибского моря. Обнаружив лодку в надводном положении или под перископом, Wildcat атаковал ее мелкими бомбами и обстреливал из пулеметов. Шансы на победу над подводным врагом становились значительно выше после появления модификации FM-2, вооруженной НАР HVAR, и оснащения некоторых английских Wildcat - Martlet счетверенными направляющими для английских неуправляемых ракет. Кроме операций против подводных лодок, Wildcat приняли участие в поддержке десантов на Средиземном море и на Мадагаскаре, а также в высадке союзников в Нормандии - операции "Оверлорд". Многие самолеты этого типа пережили войну, и некоторые из них сохранились в летнопригодном состоянии в авиамузеях и в частном владении до настоящего времени.
И еще один борт в музее Пенсаколы, но уже Grumman FM-2 Wildcat с военным номером 86747 и заводским номером 5805. Гражданский номер N68843.
Построен для USN с BuNo 86747.
15 сентября 1993 передан в National Naval Aviation Museum, Pensacola NAS, Pensacola, FL с c/r N68843 (FM-2, 86747).
19 августа 1999 гражданская регистрация N68843, прекращена.
И наконец самолет из Cradle of aviation museum, это Grumman F4F-3 Wildcat с 12297 и заводским номером 5957. It is on loan from the National Naval Aviation Museum at Naval Air Station Pensacola, Florida
Построен как F4F-3.
Поступил на службу в United States Navy с BuNo 12297.
Попал в National Naval Aviation Museum, NAS Pensacola, Pensacola, FL.
Передан на хранение в Cradle of Aviation Museum, Mitchell Field, Garden City, Long Island, NY.
ЛТХ:
Модификация F4F-4
Размах крыла, м 11.59
Длина, м 8.81
Высота, м 2.80
Площадь крыла, м2 24.80
Масса, кг
пустого самолета 2670
нормальная взлетная 3620
Тип двигателя 1 ПД Pratt Whitney R-1830-36 Twin Wasp
Мощность, л.с. 1 х 1200
Максимальная скорость , км/ч 513
Крейсерская скорость, км/ч 349
Практическая дальность, км 1335
Максимальная скороподъемность, м/мин 1008
Практический потолок, м 10380
Экипаж 1
Вооружение: четыре-шесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2
две 113-кг бомбы.