Museo do Aire(Лиссабон): итальянский реактивный истребитель Fiat G.91.

Nov 23, 2017 20:34

Самолет на который мы хотим посмотреть поближе,это Fiat G.91 - итальянский реактивный истребитель,разработанный и строившийся Fiat Aviazione, позже превратившейся в Aeritalia,разработанный Giuseppe Gabrielli,именно поэтому он получил букву "G" в обозначении. G.91 берет начало в организованном NATO конкурсе NBMR-1 в 1953 году,в котором пытались выбрать легкий истребитель-бомбардировщик "Light Weight Strike Fighter" который будет принят в качестве стандартного во всех ВВС стран NATO. После рассмотрения всех заявок, G.91 был признан победителем конкурса NBMR-1.
G.91 начал свою службу в Italian Air Force в 1961 году, а на следующий год и в West German Luftwaffe. Служил он и в других странах,например в Portuguese Air Force,которые интенсивно использовали этот тип во время Португальской колониальной войны в Африке. G.91 имел долгий срок службы,вплоть до 35 лет.
G.91 оставался в производстве в течении 19 лет, в течении которых было построено 756 самолетов, включая прототипы и предсерийные модели. Сборочная линия была закрыта в 1977 году. G.91 использовался как основа для разработки двухдвигательного самолета Fiat/Aeritalia G.91Y.
Fiat G91/R4


Fiat G-91/R3


Museo do Aire (Лиссабон)
все,что у меня есть по Fiat G91
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В 1965 году в Португалию прибывают первые 40 самолетов Fiat G-91 версии R4,приобретенные в Германии. Впоследствии до 1982 года Португалия закупает еще самолеты версий R3 и T3. В общей сложности было закуплено 85 самолетов. За время службы они налетали 75000 часов и были списаны в 1993 году. Версии R4 успели поучаствовать в реальных боевых действиях. Это единственные версии этого самолета имевшие такой опыт.
Fiat G91/R4 5407 несет схему символизирующую его службу в Guine Outro.


Боевые действия в Корее (1950-53) показали большую эффективность легких ударных самолетов. Их основной задачей было разрушение инфраструктуры противника, уничтожение конвоев и малозащищенных объектов. Их положительными качествами были малая стоимость, возможность производства в больших количествах и способность действовать с малоподготовленных аэродромов.


В 1953 году Командование НАТО в Европе объявила конкурс на легкий ударный самолет. В конкурсе участвовали английские, французские и итальянские фирмы. Технические требования включали в себя дистанцию взлета в 1,100 m (3,610 ft) до препятствия в 15 m (49 ft),возможность работать с полуприготовленных грунтовых полос и дорог, макс скорость в Mach 0.95,дальность 280 km (170 mi) с 10 минутами над целью,иметь вес пустого максимум 2,200 kg (4,850 lb) и полный в 4,700 kg (10,360 lb). Также требовалось наличие бронированной защиты для пилота и топливных баков и возможность установки или 4 пулеметов 12.7 mm (.5 in) или 2 пушек 20 mm или 30 mm.


В то время эти требования в сумме считались почти не выполнимыми. Но 3 июня 1955 году было объявлено,что конкурс выиграл самолет G91. Конкурентами G.91 на этом конкурсе были Northrop N-156, Dassault Mystère XXVI, Sud-Est Baroudeur, Aerfer Sagittario 2 и Breguet Br.1001 Taon и на первом этапе вместе с G91 прошли еще Breguet Br., 1001 Taon и позже добавился Dassault Mystère XXVI. .


В результате предварительного выбора G.91 был получен немедленный заказ на три прототипа и порядка 27 предсерийных самолетов от Итальянского правительства,не ожидая окончательного решения.
9 августа 1956 года, прототип G.91 совершил свой первый полет на аэродроме Caselle, Турин, Италия; самолетом управлял шеф-пилот компании Riccardo Bignamini. Интенсивные испытания показали и недостатки. 20 февраля 1957 года во время испытательного полета по изучению пределов нагрузки при маловысотных полетах с огибанием рельефа местности,разрушился первый прототип G.91. Как результат хвостовое оперение на втором прототипе было усилено,стало больше и появился брюшной плавник. Второй прототип уже имел полный набор вооружения и более мощный двигатель Orpheus с тягой в 4,850 lbf. Свой первый полет второй прототип совершил в июле 1957 года.


Окончательный выбор конкурирующих проектов был запланирован на конец 1957 года. В сентябре 1957 года в Центре d'Essais en Vol в Бретиньи-сюр-Орге во Франции три конкурирующих типа самолетов встретились для оценочных испытаний. Во время этих испытаний итальянский самолет, как утверждается, добился впечатляющих результатов. В январе 1958 года Fiat G.91 был официально объявлен победителем конкурса.


В апреле 1958 года, на совещании министров обороны NATO принято решение,что G.91 будет принят NATO как легкий истребитель,а к 1961 году следует принять ему в помощь продвинутую версию Breguet Taon. В мае 1958 года на рабочем совещании было запланировано обсудить производство самолетов при финансовой поддержке со стороны Соединенных Штатов; американцы предоставили бы часть финансов для французских, немецких и итальянских самолетов. Министры обороны достигли соглашения о заказе по 50 самолетов для каждой страны.


Но после потери первого прототипа G.91,французское правительство решило развивать свой Étendard. Британское правительство также проигнорировало результаты конкурса и сконцентрировалось на развитии производства Hawker Hunter для этих же задач. Итальянское же правительство сделало заказ на G.91 для Italian Air Force еще до завершения конкурса. И эти предсерийные самолеты еще много лет будут служить в пилотажной группе Frecce Tricolori,модификация получила обозначение G.91 PAN.
Получается,что несмотря на отличные данные показанные на испытаниях, самолет заказали только ВВС Италии и ФРГ, которая позже передала часть в ВВС Португалии.


В 1957 году, Fiat Aviazone занималось созданием первой серийной линией для G.91 на своем заводе в Turin-Aeritalia Airport, Piedmont, Italy. В сумме, Fiat построил 174 G.91 различных модификаций для Италии,и дополнительно 144 самолета модификации G.91 R/3 для Западной Германии (в том числе 50 самолетов,которые были заказаны,а потом отменены Грецией и Турцией). Первый заказ был на 50 самолетов в Aeritalia,затем в Dornier и другие германские компании получили заказ на 232 машины,который позже вырос до 294. Luftwaffe (German Air Force) также купили 44 G-91T/3 двухместных учебных самолета и еще 22 были построены в Германии. Производство завершилось в 1972 году.


Германский заказ на строительство 294 самолетов G.91 выполнялся по лицензии компанией Flugzeug-Union Süd, консорциумом бывших соперников Messerschmitt, Heinkel и Dornier; Messerschmitt строил переднюю часть фюзеляжа и хвост в сборе, Dornier строил центральную часть фюзеляжа вместе с окончательной сборкой и летными испытаниями,в то время как Heinkel строил крыло. G.91 стал первым боевым самолетом,построенным в Германии с окончания Второй Мировой войны. 20 июля 1961 года, первый собранный в Германии G.91 совершил свой первый полет с аэродрома Oberpfaffenhofen .


Aeritalia также договорилась о лицензионном соглашении на производство британских двигателей Orpheus которые устанавливались на этот тип. А компания Messier-Bugatti-Dowty выпускала шасси.


G.91 также рассаматривался такими странами как Австрия,Норвегия и Швейцария. В течении начала 1961 года, четыре G.91 были перевезены кораблем в США для участия в официальной оценочной программе в пользу United States Army; эти самолеты прошли испытания,в основном в Alabama и New Mexico. US Army изучала возможности G.91 в качестве самолета Forward Air Control. Однако впоследствии служба отказалась от использования всех ВС с фиксированным крылом и поэтому G.91 оказался не у дел....


Fiat G.91 это легкий тактический штурмовик. Это дозвуковой самолет с одним турбореактивным двигателем Bristol Siddeley Orpheus. Ключевой особенностью этого самолета была его возможность действовать со слабо подготовленных коротких площадок;для этой цели шасси оснащались колесами низкого давления. Стандартная миссия G.91 это атака цели в радиусе 170 миль от его базы со временем над целью 10 минут,с максимальной крейсерской скоростью.


Цельнометаллический фюзеляж был построен традиционными и простыми методами и был полумонококком состоящим из трех секций. Передняя секция, которая изготавливалась отдельно от других,перед соединением с центральной частью,оснащалась различным радионавигационным и коммуникационным оборудованием,устанавливался транспондер,УКВ радио,система свой-чужой (IFF); а в носу обычно размещали три 70-мм камеры "Винтен". Кабина пилота располагалась непосредственно над воздухозаборником двигателя ТРД Bristol Siddeley Orpheus. С трех сторон кабина защищена бронированными стальными пластинами, стекло фонаря также бронированное. В кабине установлено катапультное кресло Martin-Baker Mk.4;кабина герметичная и с климат контролем.
Ну прямо скажем так себе эмблема нарисована:-)))


Центральная секция фюзеляжа имела отсек вооружения,который находился под кабиной,также в ней содержались семь топливных баков защищенных от повреждения бронированными пластинами. Отсек вооружения мог нести до четырех пулеметов 12.7 mm (0.50 in) M2 Browning с запасом по 300 выстрелов на ствол,или альтернативно до двух пушек 30 mm (1.18 in) DEFA с запасом в 120 выстрелов на пушку.


Другое вооружение включало различные ракеты и бомбы. В то время как дополнительные блоки с пулеметами и внешними сбрасываемыми баками могли располагаться на крыле. И оружие и боеприпасы в отсеке вооружения монтировались на панелях дверей которые могли быть быстро сняты и заменены двумя человеками на земле.


G.91 оснащен стреловидным цельнометаллическим крылом;внешние консоли могут быть легко отсоединены для транспортировки или быстрой замены, в то время как центроплан един с фюзеляжем. Стреловидность крыла 37-градусов на четверти хорды крыла с соотношением толщины крыла к хорде 10 процентов. Крыло оснащено закрылками и элеронами с гидравлическим приводом.


В хвостовой части у нас горизонтальный стабилизатор,который приводится в действие электричеством,руль высоты с необратимыми гидравлическими приводами оснащенными интеллектуальной системой загрузки,а также воздушные тормоза с гидравлическим приводом и тормозной парашют расположенный у основания руля направления.


Для упрощения выполнения полетов на различных ВПП, Fiat разработало специальное оборудование для быстрого и легкого обслуживания самолета. Оборудование для инспекции,ремонта,сборки и разборки G.91 было разработано так,чтобы иметь минимальный веси размер для упрощения транспортировки. Fiat также изучил возможность установки тормозных гаков на самолет для работы с катапультами для работы с еще более коротких полос, некоторые серийные самолеты Luftwaffe получили такое оборудование.


Нос самолета


** И что он там таит...


Еще один самолет этой модели в музее,это Fiat G91/R3 с номером 5445. Этот самолет представляет собою мемориал,посвященный 75 тыс часов налета,его пилотам и местам его службы.


Модель G91R/3 - модификация GR-1/B - отличалась улучшенными летными характеристиками. Модернизация включала улучшенные тормоза, применение бескамерных шин, усиленный каркас и главный лонжерон, что позволило увеличить максимальную допустимую нагрузку и подвесить дополнительное вооружение.


Так же было усовершенствовано бортовое навигационное оборудование - установлены доплеровский радар, устройства местоположения и самонаведения, позволяющие самолету действовать независимо (без управления с земли).


G91R/3 был спроектирован в соответствии с западногерманской спецификацией. Из 344 выпущенных самолетов этой модели 270 были построены в ФРГ фирмами Messerschmitt, Heinkel и Dornier.


G91R/3 стал первым военным реактивным самолетом, произведенным в ФРГ после Второй Мировой войны, он поступил на вооружение ВВС Германии в 1962 году. В разведывательном варианте несет три 70-мм камеры "Винтен".


Общий вид


** Схема размещения вооружения.


Крупнее. Вы можете заметить,что этот самолет отличается от предыдущего наличием двух пушек вместо четырех пулеметов.


Катапультное кресло Martin-Baker Mk.4 установленное на этом самолете.


** Подробнее


Вид сбоку.


Табличка с описанием самолета.


Нос с камерой.


** Схематическое строение.


Общий вид


** Три вида самолета.


Та самая 30-мм пушка DEFA 552


Фонарь одноместной кабины.


** Рисунок кабины.


** Приборная панель.


** Левая консоль


** Правая консоль.


** РУС


Носовая стойка.


Подвесной топливный бак.


Общий вид


** Схема разборки самолета.


Модификации:

Учебные и разведывательные варианты строились с самого начала выпуска G.91,но базовая конструкция была почти неизменна в течении всего производства. разница заключалась лишь в том,что машины серии R были одноместными,а серии T двухместными. Для размещения дополнительного места,самолеты серии T имели слегка более длинный фюзеляж.

G.91 прототипы и предсерийный самолет.
G.91A единственный прототип, построенный для испытания крыльев и баков в крыльях.
G.91BS/1 (BS - Battle Surveillance(боевое наблюдение)) производная от G.91T с улучшенной авионикой и фото оборудованием,не строился.
G.91BS/2 двухместная версия BS/1, не строился.
G.91E предложенная версия G.91Y для AMI, не строился.
G.91N единственный самолет модифицированный из предсерийного самолета с дополнительным навигационным оборудованием таким как Decca Navigator и Rho-Theta.


G.91R/1 легкий ударный/разведывательный самолет,оснащенный модифицированным носом с тремя камерами.
G.91R/1A модифицированное оборудование.
G.91R/1B усиленный планер.
G.91R/3 одноместный штурмовик,разведывательный самолет для Luftwaffe. Вооружен двумя пушками 30 mm (1.181 in) DEFA .
G.91R/3SATS один R/3 модифицированный ракетами JATO и тормозным гаком для Luftwaffe:
G.91R/4 подобен G.91R/3, но вооружен 4 пулеметами 12.7 mm (0.5 in) Colt-Browning.
G.91R/5 проектируемая версия с большой дальностью для Норвегии.
G.91R/6 проектируемая версия с улучшенными шасси,модифицированной авионикой,увеличенным топливом и оружейной нагрузкой для Италии.
G.91RS или G.91S проектируемая версия с модернизированным крылом и двигателем 31.4 kN (7,050 lbf) B.Or.12 Orpheus или Fiat 4032,не строился.


G.91T/1 учебная версия G.91R/1 для Italian Air Force.
G.91T/3 учебная версия для Luftwaffe.
G.91T/3 Logair единственная конверсия Luftwaffe T/3 с зондом сбора данных.
G.91T/4 предложенная учебная версия,оснащенная приборной панелью как на Lockheed F-104 Starfighter, не строилась.
G.91TS проектируемая сверхзвуковая версия G.91T, не строилась.
G.91PAN пилотажный самолет для Frecce Tricolori, конвертированный из предсерийного G.91.
G.91 target tug буксировщик мишеней,установлена лебедка под крылом и крепление мишени.
G.91Y 67 самолетов построенных Aeritalia значительно отличающихся от ранних версий. Одноместные самолеты, построенные на базе учебных, получившие обозначение G.91Y и прозвище "Yankee", стандартный двигатель Bristol Siddeley Orpheus был заменен на два General Electric J85 что дало на 60% больше мощности и удвоение дальности с увеличенной на 75% загрузкой. G.91Y совершил первый полет 12 декабря 1966 года. Макс скорость увеличилась до 1,110 km/h (690 mph, 600 kn, Mach 0.91). Пулеметы заменили на пару пушек DEFA 552 30 mm по 125 выстрелов на пушку. Все построенные самолеты служили в Italian Air Force.
G.91YT проектируемая двухместная версия G.91Y, не строилась.
G.91YS предложенная версия G.91Y для Швейцарии, один построен.


ЛТХ:
Модификация G.91R/3
Размах крыла, м 8.56
Длина самолета,м 10.30
Высота самолета,м 4.00
Площадь крыла,м2 16.42
Масса, кг
пустого самолета 3100
нормальная взлетная 5390
максимальная взлетная 5500
Тип двигателя 1 ТРД Fiat (Rolls-Royce/Bristol Siddeley) Orpheus BOr.3 Mk.803
Тяга нефорсированная, кН 1 х 22.24
Максимальная скорость, км/ч 1045
Крейсерская скорость, км/ч 650
Практическая дальность, км 1854
Боевой радиус действия, км 320
Максимальная скороподъемность, м/мин 1830
Практический потолок, м 12190
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 552 с 125 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 680 кг на 4 узлах подвески
2 УР воздух-земля AS.20 или
2 454-кг бомбы, или 4 227-кг бомбы, или
4 ПУ 6х76-мм или 31х70-мм ил LAU-3/A 19х70-мм НУР, или
4 контейнера с 12.7-мм пулеметом и 250 патронами

** Типичный взлет. Можно посмотреть с какими скоростями и тп...


** Типичная посадка.


лиссабон, fiat g91, fiat, museo do aire, музей, aeritalia

Previous post Next post
Up