После прогулки по статике мы плавно перемещаемся на медиаплатформу. Огромное спасибо за эту возможность Татьяне Лазуткиной и Роману Федорову!!! Медиаплатформа хороша тем, что с нее вы летную программу снимаете не против солнца, как со стороны статики, шале и мест для обычных посетителей, те с другой стороны ВПП. Начинаем просмотр летной программы с выступления индийской вертолетной пилотажной группы Sarang...
МАКС-2021 Здесь уже собралось достаточное количество авиафотографов. Поскольку Китай сейчас закрыт, то места хватает всем и никто не лезет под объектив:-)))
Большие объективы, серьезная подготовка...
И вот уже в воздухе четыре вертолета HAL Dhruv пилотажной группы Sarang (санскр. सारंग «павлин») - вертолётная пилотажная группа Военно-воздушных сил Индии. Была создана в октябре 2003 года, базируется на авиабазе Бангалор. Летает на четырёх модифицированных вертолётах индийского производства HAL Dhruv, также известных как Advanced Light Helicopter (ALH). Название группы символично - «саранг» на санскрите означает «павлин», эта национальная птица Индии. Первое публичное выступление эскадрильи прошло в 2004 году на аэрокосмическом салоне в Сингапуре. Команда была преобразована в No. 151 Helicopter Unit в 2005 году и была переведена из Yelahanka AFS, Бангалор, в Sulur AFS, Коимбатур в 2009 году.
Первые показы с использованием вертолетов HAL Dhruv состоялись на выставке Aero India 2003 в Бангалоре под руководством Sqn Ldr Аджая Патании. Позже, в 2003 году, подразделение Sarang было официально организовано как демонстрационная группа из трех вертолетов. В 2004 году команда начала выступать с четырьмя вертолетами на авиасалоне в Сингапуре в 2004 году. Команда регулярно выступает на авиасалоне Aero India, проводимом раз в два года на авиабазе Елаханка близ Бангалора, и в День ВВС, годовщину индийских ВВС, на авиабазе Хиндон каждые 8 октября. Группа также выступала на авиасалоне в Фарнборо в 2008 году.
В феврале 2007 года команда попала в первую аварию со смертельным исходом, когда Dhruv разбился на Yelahanka Air Force Station во время репетиции перед Aero India. Второй пилот, командир эскадрильи Приеш Шарма, погиб на месте, а командир Wing Commander Викас Джейтли получил серьезные травмы головы.
Командиры пилотажной группы: Wg Cdr Hari Nair,
Wg Cdr Shashank Misra,
Wg Cdr M Benny Mathews,
Wg Cdr Girish Komar
Разработка вертолета Dhruv компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) в сотрудничестве с MBB (ныне Eurocopter Deutschland) началась в 1984 году, и прототип совершил свой первый полет в августе 1992 года.
Специально разработанный и усовершенствованный легкий вертолет (ALH-DHRUV) представляет собой двухмоторный, многофункциональный, многоцелевой вертолет нового поколения в весовой категории 5,5 тонн. Базовый вертолет выпускается в варианте с лыжным шасси и колесном. Dhruv имеет “сертификат типа” для военных операций, выданный Центром сертификации военной летной годности (CEMILAC) и для гражданских операций, выданный Генеральным управлением гражданской авиации (DGCA).
Вертолет оснащен композитным несущим винтом без шарниров с эластомерными подшипниками и хвостовым винтом без подшипников. Гражданские модификации оснащены двумя двигателями TM 333-2B2 от Turbomeca, компании, входящей в группу Safran во Франции.
Сертификация служебного военного варианта была завершена в 2002 году, а гражданского варианта - в 2004 году. Поставки серийных вертолетов начались с 2001-02 годов. К марту 2017 года было построено в общей сложности 228 вертолетов, в том числе 216 для Вооруженных сил Индии.
Dhruv имеет несколько модификаций: Dhruv Mk-I, Mk-II, Mk-III и Mk-IV.
Модификации:
Mk.1 - базовая модификация с двигателями Turbomeca TM 333-2B2; всего построено 56 единиц для ВС Индии
Mk.2 - модификация с улучшенной обзорностью и гласс кокпитом; всего построено 20 единиц для ВС Индии
Mk.3 - модификация, оснащенная двигателями «Шакти»; первая партия из 10 вертолётов была принята на вооружение в 2012 году
Rudra - также известная как Dhruv-WSI (Weapons System Integrated); первый ударный вертолёт, изготовленный в Индии
Mk.3 и
Mk.4 - ударная модификация, вооруженная автоматической пушкой и управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля»
ЛТХ
ALH Mk-III ALH Mk-IV
Длина 15.9 m 15.9 m
Ширина 13.2 m 13.2 m
Высота 4.98 m 4.98 m
Макс взлетный вес 5500 kg 5800 kg
Недостижимая скорость (VNE) 292 Km/h 245 Km/h
Дальность 630 km 590 km
Продолжительность 3.65hr 3.8 hr
Вместимость 12 + 2
Двигатель
TM 333 - 2B2 (для Dhruv Mk-I и Mk-II) и ARDIDEN 1H1 (Shakti) (для Dhruv Mk III и Mk IV).
Двигатели: TM 333 - 2B2 SHAKTI
- сухой вес 167.5 kg 205 kg
- макс мощность 801 kW 1032 kW
- расход топлива 0.323 kg/kw hr 0.300 kg/kw hr
Происхождение команды по демонстрации вертолетов "Саранг", гордости ВВС Индии (IAF) сегодня, связано с испытательным полетом на тогда еще передовом легком вертолете (ALH), выполненным в Испытательном центре воздушных судов и систем (ASTE), Бангалор, 18 марта 2002 года.
По завершении первоначальной полевой оценки ALH местного производства, подразделению было поручено разработать программу для демонстрации возможностей ALH, который позже был переименован в Dhruv.
Эта пилотажная группа уникальна тем, что является одной из двух оперативных групп по демонстрации вертолетов в мире, другой из которых являются ‘Blue Eagles’ британской армии. Почему то наших Беркутов в мире не особенно знают?
Единственной модификацией вертолетов Dhruv для команды Sarang, специфичной для ее задачи по демонстрации полетов, является установка генераторов дыма. Кроме того, эти вертолеты имеют тематическую раскраску с изображением павлина, наложенного на ярко-красный фон. Как дымогенераторы, так и цветовая схема вертолетов усиливают воздействие от выступления.
Конструкция легкого многоцелевого вертолета Dhruv:
Фюзеляж. Изготовлен с широким применением КМ на основе стекло- и углепластиков и кевлара для носового обтекателя и дверей. Центральная часть фюзеляжа имеет слоистую конструкцию из алюминиевых сплавов. В носовой части размещается двухместная кабина экипажа, в центральной части размещена грузовая кабина размерами 3.1 х 1.97 х 1.42 м и объемом 7.3 м3 с задним багажным отсеком объемом 2.16 м3. В кабине установлены сиденья для 10 пассажиров и до 14 - при максимальной загрузке, имеются сдвижные двери с обоих бортов и задний грузовой люк. Хвостовая балка коническая, изготовлена из КМ, переходит в стреловидное вертикальное оперение, с правой стороны которого установлен рулевой винт. Неуправляемый стабилизатор размахом 2.6 м с перевернутым профилем GAW-2 снабжен концевыми шайбами, установленными под углом для создания боковой силы и разгрузки рулевого винта.
Шасси лыжное, с колеей 2.6 м в вариантах для ВВС и армии и трехопорное убирающееся - в варианте для ВМС, со сдвоенными колесами на самоориентирующейся носовой опоре; на главных опорах установлено по одному колесу, уборка колес производится с помощью гидравлической системы, база шасси 4.37 м, колея 2.8 м, на хвостовой балке установлена пружинная хвостовая опора. Возможна установка надувных баллонетов на колесное и лыжное шасси для аварийной посадки на воду. Морской вариант снабжается системой притягивания вертолета на палубу с помощью троса гарпуном.
Несущий винт четырехлопастный, с бесшарнирным креплением лопастей с помощью эластомеров из KM, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками, изготовлены полностью из КМ, хорда лопасти 0.5 м, на конце 0.167 м, профиль лопасти DMH-4, на конце DMH-3.
Три вертолета уходят на вертикаль...
Выше...
Далее следует синхронный разворот на вертикали.
Со стороны зрителей это все выглядит гораздо эффектнее.
Рулевой винт четырехлопастный, диаметром 2.55 м, с бесшарнирным креплением лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане, с сужающимися законцовками, профиль лопасти S102C, на конце S102E.
Силовая установка состоит из двух ГТД Turbomeca ТМ 332-2В взлетной мощностью по 788кВт и максимальной продолжительной мощностью по 663кВт, с цифровой системой управления FADEC. Двигатели установлены сверху фюзеляжа за несущим винтом в общем обтекателе с боковыми воздухозаборниками с пылезащитными устройствами, на соплах может быть установлена эжекторная система для уменьшения температуры газов.
Кроме фотографов на медиаплатформе большое количество скучающих волонтеров и еще всяких человеков.
Телевидение...
А сейчас мы сбоку увидим расхождение четырех вертолетов на попутных курсах, то, что со стороны зрителей выглядит как смертельный номер.
А здесь вы можете оценить расстояние между вертолетами, когда они начинают расходиться...
Оно не очень большое, но и не такое маленькое как кажется...
Разошлись...
Интересы у авиафотографов почти идентичны, поэтому они вскидывают свои фотоаппараты и видеокамеры почти синхронно и в одном направлении...
Но есть люди, у которых видимо вполне конкретные и узконаправленные задачи на авиасалоне и они свои силы на какие то пилотажные группы не тратят:-)))
Топливная система включает 5 топливных баков общей емкостью 1400л, расположенных под полом кабины.
Расхождение 4 вертолетов на встречных курсах...
А с этого ракурса трудно оценить расстояние между вертолетами.
Трансмиссия рассчитана на передачу взлетной мощности 1240 кВт через главный редуктор с муфтами свободного хода, который может работать в течение 30 минут без смазки. Главный редуктор обеспечивает скорость вращения несущего винта 314 об/мин, редуктор рулевого винта 1564 об/мин. Главный редуктор крепится к фюзеляжу с помощью четырех опор с демпферами, снижающими уровень вибраций.
Разошлись:-)))
Система управления электрогидравлическая, с загрузочными механизмами, БЦВМ и автопилотом, обеспечивающими поддержание заданной высоты и скорости полета. Приводы системы управления объединены с гидравлическими бустерами в компактные модули.
А теперь расхождение на пересекающихся курсах. несмотря на кажущиеся большими расстояния, эти маневры требуют очень точной и слаженной работы всей группы...
Но тут они похоже еще разносят по высоте прохождение.
Гидравлическая система с рабочим давлением 20.7МПа и производительностью 25л/мин состоит из трех независимых систем, из которых две обеспечивают привод гидроусилителей управления несущего и рулевого винтов, а третья - привод гидроцилиндров шасси, тормозов колес и специального оборудования.
Разошлись...
Крупнее
Но есть еще второй вертолет.
Электрическая система постоянного тока имеет две независимые подсистемы с питанием от двух стартер-генераторов мощностью по 6кВт и аккумуляторной батареи; система переменного тока состоит из двух подсистем с питанием от генераторов мощностью 5/10кВА.
Главное красиво для зрителей:-)))
Оборудование включает доплеровскую навигационную систему (возможна установка радионавигационной системы "Омега"), радиовысотомер, четырехканальный автопилот, связное оборудование. Возможна установка метеорологической РЛС и кислородной системы жизнеобеспечения. В поисково-спасательном варианте устанавливается лебедка, а в кабине - двое носилок; в транспортном варианте вертолет снабжается крюком для перевозки грузов массой 1500кг.
Индивидуальный пилотаж...
А теперь традиционное уже для всех пилотажных групп "сердце"...
Но опять же, его полноценно увидят только зрители, на которых и рассчитана эта программа.
Разошлись.
Более общий вид.
Вооружение в варианте для армии и ВВС включает подфюзеляжную турельную установку с пушкой калибром 20мм, на пилонах устанавливаются две ПТУР и две УР класса "воздух-воздух" или два контейнера с НАР калибром 68мм, возможна установка контейнеров для разбрасывания мин. В варианте для ВМС на пилонах устанавливаются две противолодочные торпеды или глубинные бомбы или противокорабельные УР.
Снова расхождение на пересекающихся курсах.
Иииии...
Разошлись.
А вот Исмагилов Руслан Рашидович (ООО Технологии развлечений) не очень интересуется индусами:-)))
Панорама ВПП Жуковского. Позже я ее выложу в большом разрешении...
Андрей Печенкин
Судя по вскинутым объективам, я снова что-то пропустил. Но у меня еще четыре дня впереди, я все наверстаю...
И снова 4 вертолета идут на зрителей...
Проходят мимо нас.
И еще раз расходятся на попутных курсах.
Общий вид.
И еще
И вот уже вертолеты завершив программу, попарно следуют к месту стоянки...ZD-4051 и ZD-4043
В общем это выглядит так...
И вторая пара ZD-4041 и ZD-4058.
Тактико-технические характеристики
Экипаж: 1-2 человека
Пассажировместимость: 4-12 человек
Длина: 15,87 м
Длина фюзеляжа: 13,43 м
Диаметр несущего винта: 13,2 м
Диаметр рулевого винта: 2,55 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 2,0 м
Высота: 3,93 м (до несущего винта)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 136,85 м²
Масса пустого: 2 550 кг
Максимальная взлётная масса: 4 500 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1 075 кг
Максимальная масса подвесного груза: 1 000 кг
Силовая установка: 2 × турбовальных Turbomeca TM 333-2B2
Мощность двигателей: 2 × 1200 л.с.
(2 × 895 кВт) Габариты грузовой кабины
Длина: 3,55 м
Ширина: 1,97 м
Высота: 1,42 м
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 330 км/ч
Максимальная скорость: 265 км/ч
Крейсерская скорость: 225 км/ч (экономичная)
Практическая дальность: 700 км (с 20 мин. резервом)
Продолжительность полёта: 4 ч. 20 мин.
Практический потолок: 6 500 м
Статический потолок: 4 400 м
Скороподъёмность: 13 м/с (780 м/мин)
Нагрузка на диск: 32,9 кг/м²
Тяговооружённость: 329 Вт/кг (3,04 кг/кВт)
Вооружение
Боевая нагрузка:
вариант для ВМС:
2 × торпеды или глубинные бомбы или
4 × ПКР
вариант для армии и ВВС:
1 × 20 мм пушка под фюзеляжем
8 × противотанковых ракет или
4 × блока 68 мм или 70 мм НАР или
4 × ракеты «воздух-воздух»
вариант для береговой охраны:
1 × 7,62 мм пулемёт в бортовой двери
А мы двигаемся дальше...
Я уже говорил, что снимал с дух фотоаппаратов у которых время было смещено, поэтому добавлю сбда некоторое количество фотографий пилотажной группы с большого объектива:
Влезает только три вертолета...
Вот они начинают разворот...
Видны пилоты в ЗШ...
Друг за дружкой...
Фото 8.
Еще
За деревьями
Пара
В едином строю...
Доворот...
Болтает их довольно сильно...
Крайнего вообще развернуло...
Пара
Разворот...
Можно попытаться рассмотреть конструкцию несущего винта.
Фото 25.
Крупнее
А что у нас снизу?:-)))
Фото 30.
Так со всех сторон все секреты и выведаем...
Проходит рядом
Крупнее
А теперь в другую сторону:-)))
Дымогенератор на правой стороне шасси.
Доворот