Пятая часть рассказа о фотосессии 10 марта 2021 года в ЛИИ им Громова, организованной ОКБ Яковлева совместно с музеем техники Вадима Задорожного. 1 апреля 2021 года исполнилось 115 лет великому советскому авиаконструктору А.С. Яковлеву. Все самолеты выстроены в линеечку и мы приступаем собственно к тому, ради чего и приехали сюда...
Самолеты КБ Яковлева в ЛИИ Громова 10 марта 2021 года. Кроме просто фотографий, я еще делал панорамы и я их потом выложу в большом разрешении в 7 части рассказа. А пока они приведены тут к общему размеру: 1650 по максимальной стороне.
Что мы имеем: МС-21, Як-42, Як-40, Як-130 и Як-152.... Сюда бы конечно еще наших любимцев: Як-18Т, Як-52, Як-12 и Як-18А, да наверное и из плена спасти летающий УТ-2... Что еще нынче из летающего яковлевского наследия можно найти в стране? Аааа Як-30 и Як-32 у Максима Миронова на Волжанке!!! Вот тогда бы и вышла полноценная фотосессия...
Много будет похожих фотографий группы самолетов с чуть разных ракурсов, но это история...
Панорамка...
Еще панорама...
Носы самолетов...
Самолеты выстроены не прямоугольным треугольником, а треугольником одной из вершин которого являемся в данный момент мы.
Панорама
Хвосты...
Еще одна панорама...
Очень сильно не хватало квадрокоптера, но ни я, ни он не были готовы к такому морозу. Он на аккумуляторе успевал набрать метров 30 и тут же его заряд падал на глазах и он верещал о помощи и желании вернуться на землю, причем желательно управляемо..
Фотографы как творческие люди, искали новые точки съемки. Все стремились залезть повыше. Тут бы вертолет не помешал...
От бетона.
Крупнее
Снова начинаю движение по окружности вокруг группы самолетов.
Носы Як-242 и Як-42... Надеюсь все же МС-21 сменит свое имя на имя традиционное для советских самолетов...
Панорама...
А рядом шумел могучими двигателями Ил-76 RA-76463 после ремонта.
Грустит Ту-134 RA-65562
Кого то ремонтируют, торчит только хвост. Два варианта: с хвостовым стрелком и без:-)))
Повезло нам с солнышком.
Евгений Николаевич Лебедев, организатор сего беспокойства на аэродроме....
Крупнее
Игорь Егоров не очень то хочет слезать со стремянки.
Но если долго нудеть, то вас могут пустить...
Панорама со стремянки.
Як-40.
Панорама.
Як-130 и Як-152.
Уж не знаю, какие из этих групповых фотографий пойдут куда нибудь на пользу, но вдруг...
Панорама
И еще одна.
Цельная фотография.
Общий вид слева. Длина Як-152 - 7220 мм, а МС-21 - 42,3 м (42300 мм).
Носы.
Панорама.
Хоть и мороз, а оптические эффекты у бетона присутствуют...
Носы трех типов: МС-21, Як-42 и Як-40.
Панорама.
Як-40 и Як-152.
Хвосты. Вот только хвоста МС-21 не видно.
Заходим с тыла.
Тут тоже маленькая стремяночка нашлась.
Панорама.
Хвосты Як-40, Як-42 и МС-21...
Общий вид.
Як-152.
Крупнее.
Колнна самолетов МЧС на ВПП.
Стремянку с боем занял "царь горы" Игорь Егоров:-)))
И снова одно и то же, но оторваться я не мог.
Игорь Егоров, Евгений Лебедев и Максим Чегодаев.
Крупнее они же.
И еще крупнее
Стремянку чуть передвинули...
Теперь расстояние между носами визуально больше...
Зато видно почти целиком каждый самолет.
Як-130 и Як-152.
С того же места, но от земли.
МС-21 и Як-42...
Панорама.
Як-42Д (42ЛЛ) 42440 Росгидромет.
Як-40 87659
Як-130 02 и Як-152 тоже 02.
А мы начинаем фотосессию с прибывшими к самолетам летчиками-испытателями ОКБ Яковлева. Первым нам в руки попадается Роман Петрович Таскаев (родился 14 октября 1954, Хилок, Читинская область) - заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (1998), Герой Российской Федерации (1992).
Роман Петрович Таскаев в 1967-1971 годах занимался планерным и парашютным спортом в Читинском аэроклубе.
В армии с 1971 года. В 1975 году окончил Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС. С 1981 года - в запасе. В 1983 году окончил Школу лётчиков-испытателей.
В 1983-1998 годах - на лётно-испытательной работе в ОКБ имени А.И.Микояна (в 1992-1997 - старший лётчик-испытатель ОКБ). Поднял в небо и провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта МиГ- АТ (в 1996-1998 годах). Участвовал в испытаниях сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31, МиГ-31М; провёл испытания МиГ-29, МиГ-29УБ и МиГ-29М на критических режимах полёта, а также испытания по отработке дозаправки МиГ-25РБ, МиГ-25ПД, МиГ-31, МиГ-29К. В 1995 году установил мировой авиационный рекорд высоты полёта на самолёте МиГ-29. Дважды катапультировался из аварийных самолётов в безвыходных ситуациях.
Указом Президента Российской Федерации № 891 от 16 августа 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, лётчику-испытателю Таскаеву Роману Петровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№5). В 1997 году выполнил аварийную посадку МиГ-АТ с частично разрушенным хвостовым оперением.
С 1998 года - заместитель Генерального директора ОКБ имени А.С.Яковлева по лётным испытаниям. Провёл испытания реактивного учебно-тренировочного самолёта Як-130. Поэтому и выбрал первым делом для фотографирования Як-130:-)))
Живёт в городе Жуковский Московской области. Продолжает трудиться на лётной работе в ОКБ имени А.С.Яковлева.
Заслуженный лётчик-испытатель РФ (1998), капитан. Награждён орденами Мужества (1996), Трудового Красного Знамени, медалями.
28 мая 2017 года вместе с Олегом Кононенко выполнил первый подъём самолета МС-21 в воздух. Полёт проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час без уборки шасси, его продолжительность составила 30 минут.
Состоит в Международной ассоциации лётчиков-испытателей.
У Як-130.
Еще
И еще портрет.
Все у Як-130...
А рядом Як-152...
Теперь Роман Петрович Таскаев у Як-152.
Крупнее
Еще
И еще
В обнимку с ПВД:-))
Фотографировал то в основном Женя Лебедев и Игорь Егоров, а я у них из-за плеча...
Снова крупнее
После фотосессии...
Роман Петрович Таскаев и Евгений Николаевич Лебедев.
Як-130 вид спереди.
Крупнее
Передняя часть фонаря.
И вертикальная панорамка.
И еще
Носовая стойка. В кабину ни к этому Як-130, ни к Як-152 залезть с фотоаппаратом не удалось в этот раз...
И еще одна панорама...
Фото 101.
Панорама Як-152.
ВИШ и воздухозаборник 500 сильного дизеля.
Красивый самолет... Но может все же лучше туда турбину? И не 500, а лошадей 700-750?
Одинокий тягач с отрядом самолетов МЧС.
Як-130 и Як-152, панорама.
МС-21 и Як-42
Евгений Лебедев идет к нам с очередными заданиями.
И снова стремянка. Но отсюда все разом в объектив не влезает.
Только вот так по частям.
Отдельно МС-21-300 73053...
Як-42Д 42440
Як-40
Як-130
И наконец Як-152
Игорь Егоров ведет к самолету следующего летчика-испытателя.
Это Олег Олегович Кононенко - российский лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации (2010). Старший лётчик-испытатель КБ им. А.С. Яковлева.
Родился 11 января 1962 года вгороде Ростов-на-Дону в семье лётчика-испытателя. Русский. В 1979 году, после окончания средней школы в городе Георгиевск Ставропольского края, работал сборщиком-клепальщиком летательных аппаратов на Смоленском авиационном заводе Министерства авиационной промышленности СССР. В 1980-1984 годах учился в Ейском высшем военном авиационном училище лётчиков. С 1984 года, после окончания училища, проходил службу на различных должностях в частях ВВС. С 1993 года на лётно-испытательной работе в ОАО «Опытно-конструкторское бюро имени А.С.Яковлева» (ныне входит в Корпорацию «Иркут»). За это время участвовал виспытаниях свыше 20 типов самолётов. Имеет общий налёт около 7000 часов, на испытаниях - свыше 600.
В испытательных и научно-исследовательских полётах неоднократно проявлял героизм и высокие профессиональные качества. Благодаря мужеству и самообладанию лётчика были выявлены и устранены причины поломок на нескольких самолётах, проходящих испытания. Ведущий лётчик-испытатель самолёта Як-130, государственные испытания которого были завершены в декабре 2009 года, он внёс решающий вклад в их проведение.
Указом Президента Российской Федерации № 1104 от 8 сентября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, старшему лётчику-испытателю ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева» Кононенко Олегу Олеговичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали«Золотая Звезда» (№ 971). Живёт в Подмосковье. Лётчик-испытатель 1-го класса(28.04.2003), военный лётчик 1-го класса (1989).
Отец О.О.Кононенко - Олег Григорьевич Кононенко (1938-1980), лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института имени М.М.Громова(1966-1980), заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1980), мастер спорта СССР по авиамодельному и парашютному спорту, семикратный чемпион СССР по авиамодельному спорту.
Погиб 8 сентября 1980 года при выполнении испытательного полёта на Як-38 в Южно-Китайском море. Награждён 2 орденами Ленина (29.03.1976;10.03.1981, посмертно), медалями.
Олег Олегович выбрал для фотосессии Як-42:-)))
Эмоции...
Еще
И теперь у МС-21. Именно он вместе с Романом Петровичем Таскаевым, 28 мая 2017 года поднял впервые в воздух новейший российский самолёт Иркут МС-21.
Крупнее
Еще
Рабочий момент...
От земли...
А в сторонке уже готовятся остальные летчики-испытатели ОКБ Яковлева (точнее наверное Иркута?)
А нас ждет еще одна часть фотосессии с летчиками-испытателями и часть с панорамами...