Шестая часть рассказа о фотосессии 10 марта 2021 года в ЛИИ им Громова, организованной ОКБ Яковлева совместно с музеем техники Вадима Задорожного. 1 апреля 2021 года исполнилось 115 лет великому советскому авиаконструктору А.С. Яковлеву. Фотосессии с летчиками-испытателями и разъезд самолетов...
Самолеты КБ Яковлева в ЛИИ Громова 10 марта 2021 года. ЗШ был видимо один, поэтому его передавали по цепочке:-)))
Линейка Як-42, Як-40, Як-130 и Як-152.
И панорама вместе с МС-21.
Фотосессия тоже требует моральной подготовки, особенно на таком морозе...
Следующим к самолетам уводят Олега Евгеньевича Мутовина (род. 4 октября 1965) - российского лётчика-испытателя, Героя Российской Федерации (2008). Олег Евгеньевич старший лётчик-испытатель - старший инспектор отдела Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны имени В. П. Чкалова, полковник. В настоящее время летчик-испытатель ОКБ имени А.С.Яковлева.
Проходим мимо Як-42
И останавливаемся у Як-40...
Олег Евгеньевич Мутовин родился 4 октября 1965 года в Петропавловске-Камчатском. Детство провел в поселках Палана и Пионерский (Камчатский край). Окончил среднюю школу №7 города Елизово . В 1982-1986 годах О.Е. Мутовин учился в Качинском высшем военном авиационном училище лётчиков. Прошёл путь от лётчика до заместителя командира авиационной истребительной эскадрильи в частях ПВО и ВВС Дальнего Востока. В 1995 году поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского на отделение подготовки лётчиков-инженеров-исследователей. На втором курсе без отрыва от учёбы сдал вступительные экзамены Центр подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ) Государственного лётно-испытательного центра Министерства обороны РФ им. В.П. Чкалова. В 1998 году экстерном с отличием окончил академию имени Жуковского, в 1999 году - ЦПЛИ ГЛИЦ. Служил старшим лётчиком-испытателем службы лётных испытаний Лётно-испытательного центра ГЛИЦ.
Олег Евгеньевич Мутовин внёс большой вклад в развитие современных авиакомплексов. Является крупным специалистом в области лётной оценки систем управления самолётов, применения в бою средств поражения, аэродинамических свойств самолётов, эргономики, индикации и логики работы их оборудования. Освоил практически все виды лётной подготовки, допущен к испытательным полётам всех степеней сложности. Испытывал различные авиационные комплексы семейства «Су» и «МиГ», такие как Су-30МКК, Су-27СМ, МиГ-29СМТ, МиГ-31БМ и другие. С 2001 года специализировался на испытаниях самолетов палубного базирования. В 2004-2005 годах в качестве ведущего летчика от Министерства обороны выполнял полеты по программе летно-конструкторских испытаний опытного корабельного самолёта «Cу-27КУБ» на комплексе «Нитка» и с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В 2007 году в период подготовки крейсера к первому за 12 лет походу в Средиземное море вместе с Олегом Спичкой на самолетах Су-33 и Су-25УТГ провели испытания аэрофинишёров корабля после восстановительного ремонта. В период боевой службы выполнял полёты с палубы корабля в целях оценки характеристик модернизированного оборудования самолётов в условиях дальнего морского похода. Внес большой вклад в подготовку и поддержание навыков летного состава палубной авиации ВМФ России.
Указом Президента Российской Федерации от 26 мая 2008 года № 837 за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники» полковник Олег Мутовин был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» за номером 915. В 2012-2013 в качестве ведущего летчика Минобороны провел Государственные испытания авиационно-технического комплекса (АТСК) корабля проекта 11430 Викрамадитья (авианосец) для республики Индия и испытания многофункционального истребителя МиГ-29К/КУБ на этом корабле.
В настоящее время Олег Евгеньевич Мутовин - летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева. Имеет общий налёт более 2500 часов, освоил более тридцати типов самолётов. Проживает в городе Раменское
Лётчик-испытатель 1-го класса. Награждён орденом «За военные заслуги» и рядом медалей.
Крупнее
Обсуждение результата с Игорем Егоровым.
А вдали стоит ВМ-Т...
Як-40, Як-130 и Як-152.
Экипаж Як-40 замерз и решил запустить двигатель...
Снова стало шумно и ветрено:-)))
Следующим место у самолета занимает летчик-испытатель Александр Гуськов. Не знаю насколько все правильно, но я не смог в интернете найти никаких упоминаний о нем:-((( Если кто знает, подскажите, где искать? Как мне подсказывают, он не так давно прибыл с Ахтубинска.
Крупнее
Ближе к самолету.
Общий вид.
650" height="1100" style="border:solid 1px #000000" vspace="5" />
От бетона....
И еще крупнее
Фотосессия завершена, но видимо есть еще идеи!!
Все продолжалось, это я убежал...
Пока продолжается фотосессия, я отбежал на стремянку, установленную в новом месте...
Немного не по центру МС-21:-)))
Крупнее лобовое стекло.
А у Як-130 вовсю фотографируют...
Еще одну стремянку вновь перевозят в новое место.
Тягачи ждут своей очереди поработать.
И так...
Новое место. Теперь все самолеты разом, но вид с левой стороны...
Крупнее МС-21.
Панорама...
С Як-42...
Еще одна панорама.
И чуть крупнее
Нос Як-42, вид слева.
Общий вид самолетов от земли.
Летчики-испытатели тоже любят фотографировать:-)) Вот наверное у них интересные фотоархивы?
Олег Евгеньевич Мутовин переоделся и теперь стал походить на первопроходцев авиации...
Тут бы наверное как раз подошел АИР-1 или что нибудь того времени?:-)))
На МС-21 в такой форме уже не летают...
Разные ракурсы.
Крупнее
А в это время совсем рядом куда то улетал Ми-8 95189
Снова общий вид самолетов.
Начинаются перестроения: Як-130 и Як-152 перевезут к МС-21, как современные борта... А Як-42 и Як-40 увезут на стоянку.
Як-152
Его можно и ручками, но зачем, если есть техника?
Следом везут Як-130... Тут тягач покрупнее...
Рядом с МС-21, но так, чтобы не мешать проходу Як-42...
Открыли кабину, а я опять опоздал:-(((
Передислокация Як-152
Вот теперь вышел такой треугольник.
На фоне этих самолетов удалось сфотографировать технический персонал. Может ли кто нибудь подсказать имена и фамилии для истории? Если они конечно не секретные?
Первым увозят Як-40.
Не все технические специалисты будут на фотографиях, кто то в кабине Як-40 и тягача.
Общая фотография.
Добавились еще люди.
Панорама.
И еще одна.
Наконец все готовы...
Мимо как раз проплывал Як-40...
От бетона.
И еще
А Максим Чегодаев предпочел сфотографировать Як-40 со стремянки:-)))
По рулежной дорожке.
Оставшиеся борта.
Панорама.
Пока ничего мимо не едет, стремянка свободна. Ее я и занял.
Трио выпускающихся в настоящее время самолетов.
Еще панорама.
С земли.
Як-152
Як-130
Як-130 и Як-242
А к Як-42 все цепляют водило...
С другого ракурса.
От земли.
Цепляют и увозят Як-130 и Як-152... Караул устал:-)))
Як-152 уезжает.
Тягач нацелился забрать МС-21.
Вокруг самолета началось движение.
Наконец подцепили Як-42.
Для буксировки Як-152 на стоянку в кабине сове место занимает технический специалист.
И в Як-130.
МС-21 и Як-42 к буксировке готовы. Но везти их по разные стороны ВПП.
Почему то никто не опасается толкать Як-130 за управляющие поверхности...
Маленький тягач ждет, пока ему освободят стремянку:-)))
Як-152 уже едет по рулежке.
Трогайся...
Техники в кабине...
МС-21 поехал на ту сторону ВПП. У него впереди еще много испытательной работы.
Общий вид сзади.
Крупнее
Шасси.
Створки воздухозаборника ВСУ.
До новых встреч МС-21.
Стронулся и Як-42...
За МС-21 спешит маленький тягач со стремянкой:-)))
А в это время на посадку заходит вертолет Ми-8, которого нам так не хватало для съемки группы самолетов с воздуха...
Казалось протяни руку и достанешь вертолет, ан нет...
Поворот.
Посадка Лиевского Ми-8 95189...
И наконец Як-42 двинулся в путь, ничего ему более не мешает.
Фото 125.
Вид спереди.
Крупнее
Общий вид самолета. Форточка открыта.
На тягаче еще один контролирующий...
Панорама.
Общий вид самолета Як-42Д 42440.
И общий вид сзади.
Крупнее выходные отверстия двигателей Д-36.
А на стремянке бои без правил за право снять Як-42 с самой верхней точки. и кто у нас тут "царь горы"?:-)))
А Як-130 ждет своей очереди.
Павел Субач и Евгений Лебедев
На этом мой длинный фоторассказ завершен. Осталась седьмая часть с панорамами. Но это уже повтор...