Steven f udvar-hazy center, 2018 год: Scaled Composites Model 311 Virgin Atlantic GlobalFlyer.

Apr 21, 2020 13:53

Virgin Atlantic GlobalFlyer (полное название - Scaled Composites Model 311 Virgin Atlantic GlobalFlyer, зарегистрирован под номером N277SF) - экспериментальный одноместный реактивный самолёт, созданный для кругосветного беспосадочного перелёта без дозаправок.
Этот экспериментальный самолет был спроектирован и построен компанией Берта Рутана Scaled Composites, спонсировался авиакомпанией Virgin Atlantic (Ричард Бренсон; ранее эти компании объявили о совместных работах по проекту Virgin Galactic) и принадлежал Стиву Фоссетту.
На этом самолете с 1 по 3 марта 2005 года Стив Фоссетт в одиночку осуществил безостановочный полёт вокруг земного шара за 67 часов 1 минуту. Средняя скорость полёта составила 590,7 км/ч и стала абсолютным мировым рекордом скорости безостановочного кругосветного перелёта без дозаправки. Предыдущий рекорд был установлен на самолёте Рутана Voyager (длительность перелета - 9 суток 3 минуты, средняя скорость - 186,11 км/ч).
В период с 8 февраля по 11 февраля 2006 года Фоссетт преодолел на GlobalFlyer наибольшее в истории самолётов расстояние за один полёт: 41 467 км.


National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год ч1.
National air and space museum, Steven f udvar-hazy center, 2018 год ч2
Национальный Аэрокосмический музей в Вашингтоне
 Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.


В январе 2005 года после индивидуальных испытательных полетов в Мохаве, штат Калифорния, с участием главного инженера Jon Karkow и пилота Steve Fossett, Фоссетт перевез GlobalFlyer в муниципальный аэропорт Салина в Салине, штат Канзас, где должна была разместиться недавно отремонтированная взлетно-посадочная полоса длиной 12300 футов (3750 м). Попытка кругосветного путешествия была отложена до 28 февраля 2005 года в ожидании прогноза погоды с низкой турбулентностью для хрупкого GlobalFlyer и хорошими попутными ветрами.
Управление полетом расположилось в кампусе Салина в Канзасском государственном университете, расположенном рядом с муниципальным аэропортом Салина.
Попутный ветер был необходим для того, чтобы пролететь 36,787.559 километров (22,858.729 миль), чтобы соответствовать требованиям FAI к кругосветному перелету. GlobalFlyer был разработан, чтобы совершить кругосветный полет с минимальным запасом топлива. Как оказалось, конструктивный недостаток системы вентиляции топлива привел к потере около 1200 кг (2600 фунтов) топлива в начале полета. Это заставило Стива Фоссета и Управление полетами решать: прервать ли полет, когда он достиг Тихого океана около Японии. Стив Фоссетт решил отложить окончательное решение, пока он не достигнет Гавайев. К тому времени благоприятные ветра побудили команду попытаться завершить кругосветный перелет.
Virgin Atlantic GlobalFlyer приземлился в Салине в 19:50 UTC (13:50 CST) 3 марта 2005 года, совершив кругосветное плавание за 2 дня, 19 часов, 1 минуту и ​​46 секунд. По состоянию на 2019 год это самое быстрое мировое путешествие в своем классе со скоростью 550,78 км/ч. Было определено, что общее пройденное расстояние составило 36 912 километров (22 936 миль), что только на 125 километров (78 миль) больше минимального требуемого.

Стив Фоссетт запланировал второй кругосветный полет в GlobalFlyer в 2006 году, на этот раз взлет из Космического центра Кеннеди во Флориде, полет на восток по всему миру, затем пересечение Атлантики во второй раз, а затем посадка в международном аэропорту Кента в Кенте, Англия.
Цель состояла в том, чтобы побить рекорд абсолютной дистанции без посадки для самолетов и превысить самое длинное расстояние для любого типа летательного аппарата, которое было достигнуто благодаря полету на круглом шаре Бертрану Пиккарту и Брайану Джонсу в 1999 году.
В среду, 8 февраля 2006 года, в 12:22 по Гринвичу, GlobalFlyer взлетел и вылетел в восточном направлении из Космического центра им. Кеннеди и приземлился после полета продолжительностью 76 часов 45 минут с официальным расстоянием 25 766 миль (41 467 км).
Это был новый мировой рекорд самого длинного в истории полета самолета, побив старые рекорды: 24987 миль (40 212 км) на самолете и 25 360 миль (40 814 км) на воздушном шаре. Посадка прошла в аэропорту Борнмута, Англия, Фоссетт объявил чрезвычайную ситуацию из-за отказа генератора на высоте 40000 футов (12000 м). Отказ генератора означал, что у него было около 25 минут, пока его батареи не разрядились, и тогда он бы остался без электричества. На внутренней стороне фонаря был лед, мешающий обзору, что делало его приземление практически слепым, одна шина была спущена с момента взлета, а оставшаяся основная шина лопнула при касании из-за замерзших тормозов. Плюс ко всему что остаток топлива был всего 200 фунтов (91 кг).

Стив Фоссетт установил на GlobalFlyer один важный авиационный рекорд: абсолютное расстояние по замкнутому кругу. Самолет должен взлетать и приземляться в одном и том же месте, а расстояние измеряется по проверяемым путевым точкам. Дик Рутан и Джеана Йегер уже летали на «Вояджере» по всему миру в 1986 году, поэтому для того, чтобы побить их рекорд, потребовался более длительный курс по замкнутому кругу. Fossett начал свой полет в Салина, штат Канзас, 14 марта 2006 года и полетел на восток по всему миру. Покинув Японию, он полетел на юг, а затем проследовал вдоль экватора, чтобы максимально увеличить расстояние при пересечении Тихого океана. Он приземлился в Салине, штат Канзас, 17 марта 2006 года, пройдя в общей сложности 25294 мили (40707 км), чтобы установить новый рекорд.
Этим последним рекордным полетом перед выходом на пенсию GlobalFlyer установил три из семи абсолютных мировых рекордов самолетов, утвержденных Fédération Aéronautique Internationale. GlobalFlyer был передан в Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института Стивена Ф. Удвара-Хейзи.


Чтобы облететь мир за 80 часов, группа отважных инженеров и летчиков, возглавляемая гениальным чудаком современной авиации знаменитым Бертом Рутаном (Burt Rutan) построила самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer, который впервые подняли в небо 5 марта.
Virgin Atlantic GlobalFlyer является прямым наследником выдающегося творения этой же компании - самолета "Вояджер", на котором Дик Руган (родной брат Бэрта) и Джина Егер в 1986 году впервые в истории облетели планету без посадки и дозаправки. Им для этого понадобилось целых 9 дней. Это было рискованное путешествие: достаточно сказать, что под действием переменных нагрузок конструкция самолета опасно деформировалась, например, амплитуда взмахов законцовок крыла равнялась нескольким метрам! Когда "Вояджер" разобрали, чтобы передать в Смитсонианской институт, многие ответственные узлы его конструкции, в частности, лонжероны крыла, содержали опасные трещины. Однако все завершилось благополучно.


Но на новом самолете экипаж будет состоять из одного человека - Стива Фоссетта (Steve Fossett). Он - первый человек, облетевший в одиночку вокруг света на воздушном шаре. Проявив колоссальное упорство, в 2002 году Стив добился осуществления этой мечты лишь с шестой попытки. Он - обладатель 9 из 19 не побитых на сегодняшний день планерных рекордов, а также нескольких рекордов на реактивном административном самолете Cessna Citation X. В 2002 году Фоссет был удостоен высшей награды в мире авиационного спорта - Золотой медали FAI. Его дублером выступает не менее легендарная личность - Ричард Брэнсон (Richard Branson). В 1986 году он пересек Атлантический океан на одноместной весельной лодке, а через год стал первым человеком, перелетевшим Атлантику на тепловом аэростате. В 1991 году он установил рекорд скорости (390 км/ч), пересекая на аэростате Тихий океан. Теперь, если Фоссетт займет место в кабине GlobalFlyer, Брэнсон будет поблизости, пилотируя самолет сопровождения.


А началась эта история, когда Дик Рутан в разговоре с Фоссетом упомянул, что его брат желает обсудить несколько идей, которые могли бы заинтересовать известного рекордсмена. Действительно, Бэрт представил Стиву два абсолютно секретных на тот момент проекта: космического суборбитального челнока, а также самолета для кругосветного перелета-соло и предложил принять в них участие, в т.ч. финансовое. Фоссетту, как заядлому "кругосветчику", больше импонировала идея перелета, и 26 декабря 2001 года, после всесторонней ее оценки, он принял решение спонсировать разработку GlobalFlyer. Однако финансовых возможностей Фоссетта оказалось недостаточно, и в марте 2003 года во время полета с Брэнсоном на воздушном шаре он рассказал о работе и предложил ему разделить спонсорство. Надо сказать, что Брэнсон является президентом второй по величине британской авиакомпании Virgin Atlantic Airways. С привлечением дополнительных средств работа пошла быстрее. Scaled Composites - небольшая частная компания, и в разработке GlobalFlyer участвовало, по заявлению Ругана, кроме него, всего пять инженеров.


Новую машину создавали - на основе опыта "Вояджера". Ее также сделали двухбалочной, залив в балки основное количество топлива и тем самым несколько разгрузив крыло.
Обшивку крыла и фюзеляжа также выполнили трехслойной, углепластиковой, с сотовым заполнителем. Зато лонжерон крыла на этот раз представляет собой цельную конструкцию из углепластика - от одной законцовки до другой. Поскольку автоклава такого размера не существует, то изготавливался лонжерон методом низкотемпературного отверждения в вакуумных мешках - по сути, кустарным способом. Как известно, у "Вояджера" при полной заправке топливом законцовки крыла могли касаться земли, что даже привело к обламыванию одной из них при взлете во время рекордного полета. Считается, что благодаря новому лонжерону ничего подобного на GlobalFlyer не произойдет.


На самолете с планерным аэродинамическим качеством в 37, отсутствуют закрылки, интерцепторы и другие средства повышения сопротивления на посадке. Рутан отказался от них, опасаясь, что они станут источником дополнительного сопротивления в крейсерском полете, а чтобы притормаживать во время захода на посадку, он решил выпускать пару парашютов диаметром 1,83 м. На всех других самолетах мира выпуск тормозного парашюта в воздухе считается предпосылкой к летному происшествию. И подобных странностей на самолете много.


8 января 2004 года Scaled Composites выкатила GlobalFlyer из своего секретного ангара. Самолет получился необычный. После постройки вес летательного аппарата обычно больше расчетного. Но масса пустого GlobalFlyer при выкатке оказалась не больше, а меньше расчетной, на 113 кг (на 7,5%)! Для этого например тормозные парашюты не имеют системы сброса, а при уходе на второй круг двигатель должен "пересилить" создаваемое ими сопротивление. С пневматиков сняли довольно толстый слой резины. Удалили по одному из двух дисков тормозов на каждом колесе. Всю конструкцию рассчитали на перегрузку 2g при взлетном весе вместо требуемых 2,5g. Рутан утверждает, что на высоте, где будет протекать рекордный полет, воздушные порывы не так сильны, чтобы превысить перегрузку в две единицы. Но тут же оговаривается, что самолет должен будет избегать зон атмосферной турбулентности. А как это делать, если на нем нет метеолокатора? На GlobalFlyer вообще многого нет из набора, обязательного для самолета такой дальности. В частности, начисто отсутствует противообледенительная система, а единственным обогреваемым элементом является трубка ПВД.


Риск - одна из самых характерных черт проекта, причем главным образом из-за огромного количества топлива на борту. Его доля в максимальной взлетной массе GlobalFlyer составляет 83%. Была опасность, что после частичной выработки оставшийся керосин, переливаясь внутри баков, сможет вызвать низкочастотные колебания конструкции и даже разрушить ее. Кроме того, была проблема удержания центровки в допустимых пределах. Поэтому Руган разбил топливную систему на 17 баков, расположенных не только в балках, но и в крыле и фюзеляже, а между ними организовал постоянную перекачку керосина. Двигатель самолета был настроен на использование JP-4, топлива с существенно более низкой температурой замерзания, поскольку подогрева топлива у самолета не было. На "Вояджере" доля бензина составляла 72%, и по весовой отдаче новое творение Ругана превосходит своего предшественника ровно на 39%. На GlobalFlyer применен реактивный двигатель, обладающий меньшей удельной массой, чем поршневые моторы "Вояджера". Еще дело в том, что конструкция планера была оптимизирована путем компьютерных расчетов методом конечных элементов, чего также не было у предшественника. На новом самолете - меньший состав экипажа, а значит, меньше кабина, меньше воды, пищи и тп. Ответы на все вопросы может дать только реальный кругосветный перелет.


Согласно правилам FAI, подобный полет должен начаться и завершиться на одном и том же аэродроме, при этом обязательным является пересечение всех меридианов Земного шара. Дальность полета должна составить не менее, чем протяженность Тропика Рака, а это 36787,559 км. FAI не возражает против использования попутного ветра, что на практике приведет к искривлению маршрута полета, который и без того будет далек от окружности. Требуется лишь, чтобы пройденное расстояние превысило указанное. С учетом этих условий Фоссетт планировал стартовать в одном из аэропортов на Среднем Западе США и лететь в восточном направлении, используя попутные воздушные течения. Самые сильные ветры дуют над Атлантикой дважды в году: с января по март, затем - в октябре-ноябре. Поэтому, вероятнее всего, попытка рекордного полета будет предпринята осенью. Летом лететь бесполезно, т.к. уложиться в 80 часов можно только при скорости попутного ветра не менее 93 км/ч. Таким способом Фоссетт долетит до Великобритании, затем повернет к Средиземному морю, пройдет над Персидским заливом, пересечет Пакистан, Индию, Китай и Японию. Над водами Тихого океана он устремится к Гавайам, затем - к западному побережью США, которое пересечет в районе Лос-Анджелеса. А оттуда до места взлета, как говорится, рукой подать.


Фоссетт планировал не спать все 3,3 дня, на которые рассчитан полет. Это много. Он уже проходил нечто подобное, когда летел на аэростате вокруг планеты. Ему будет нелегко. Раскладное кресло в крошечной кабине размером 2,1 метра - вот и все удобства. Система управления ручная. Два цифровых автопилота сделаны, по сути, в кустарных условиях. Главной их задачей будет подавление колебаний конструкции самолета, что само по себе очень сложно, т.к. его масса по мере выработки топлива будет сильно изменяться. Чтобы Фоссетт меньше отвлекался на общение с центрами управления воздушным движением и мог полностью сосредоточиться на пилотировании, на самолете установлена специальная аппаратура, в автоматическом режиме передающая через спутники его координаты. Таким образом, пилоты рейсовых самолетов будут своевременно получать предупреждение о приближении к GlobalFlyer, чтобы успеть принять необходимые меры безопасности и посоветовать пассажирам выглянуть в иллюминаторы. И тогда глазам воздушных путешественников откроется прекрасное зрелище: проплывающая на фоне темно-синего неба белая машина, которая устанавливает рекорд дальности для реактивных самолетов, перекрывая прежний сразу на 75%.

Летно-технические характеристики
Длина - 13.44 м
Высота - 4.05 м
Масса пустого самолёта - 1,678 кг
Общая масса - 10,024 кг
Размах крыла - 34.75 м
Площадь крыльев - 37,16 м²
Aspect ratio: 32.6
Высота: 51,000 ft (15,444 m)
Максимальная скорость - 551 км/ч
Дальность полёта - 35 188 км
Топливо - 11 034 л
Двигатель: 1 × Williams FJ44-2 турбовентиляторный, 2,300 lbf (10 kN) тяги
Экипаж: один
Макс качество: 37

model 311, scaled composites, national air and space museum, 2018, steven f udvar-hazy center

Previous post Next post
Up