И так, в прошлое воскресенье, 5 февраля, в нашей чайной школе была первая чайная встреча - «Хацугама - Празник первой чашки» Первая чайная встреча этого года. Как правило это собрание проходит у нас после празднования Китайского Нового года, т.е. в этом году, после 28 января. Так сложилось. Это обусловлено различными обстоятельствами и не в последнюю очередь, то что с середины декабря и до празднования Дня Австралии (26 января) все выходные у жителей Австралии и в частности Сиднея "забронированы" для отдыха, отпуска, путешествий и встреч.
На моем счету, это уже 5-й такой чайный праздник и, по обыкновению, он проходит в загородном доме нашей сенсей в Голубых горах (Blue Mountains). На страницах моего журнала я не рассказывала о частном событии, которое прошло в середине ноября прошлого года. Тогда был приглашен синтоистский священник, освятивший небольшое святилище в саду за чайным домиком сенсей. Теперь можно сказать, что у духа австралийских Голубых гор есть святилище по канонам японских синтоистский традиций. Правда, оно не всем доступно.
Теперь гости, кроме ожидания, дружеских разговоров (многие ученики из разных классов встречаются только на этом чайном собрании) и омовения перед церемонией, проходят в дальний сад к святилищу.
В этом году в Австралии очень жарко. В Сиднее аномально долго держится жара с рекордными температурами до 38 градусов. Так что одеться в кимоно было просто подвигом. Ведь одеваешь как минимум три слоя, а на талии, где пояс оби и того больше.
№2, №3
- Надпись на воротах "Бог Голубых гор"
- Само небольшое святилище
Если вы читаете мои посты о чайной церемонии, а особенно те что проходили в загородном доме моей сенсей в Голубых горах, то заметили, что территория сада вокруг чайного домика облагораживается в соответсвии с канонами проведения чайной церемонии.
№4
- Это небольшие садовые ворота ведущие во внутренний сад и к чайному домику. Часть сада между входом и этой калиткой - это внешний сад (сото-родзи/ soto-roji/ 外露地), в то время как пространство между этими внутренними воротами и самим чайным домиком - внутренний сад (учи-родзи/ uchi-roji/ 內露地). В отличие от более-менее серьезной конструкции входных крытых ворот, промежуточные садовые ворота часто бывают сделаны из простых переплетенных или связанных бамбуковых прутьев (но тут они довольно основательны) - их смысл в самом присутствии, а не в физической преграде.
№5, №6
- Беседка мачиаи (machiai/待合) - буквально «место встречи». Тут дается гостям время окончательно привести дух и мысли в надлежащее состояние и войти во внутренний сад.
- Мостик в саду в этом году обзавелся перилами. По дороге есть теперь скамейка, которая похоже будет предназначена для любования сухим садом. Площадка для сада готова, но сам сад еще проектируется.
Пока гости собираются, гуляют по саду, отдают дань духу Голубых гор, обмениваются впечатлениями и ожидают звука гонга, что пригласит их войти в чайный домик, я зайду немного раньше и посмотрю приготовление к чайной церемонии.
Напомню, что Хацугама (Hatsugama / 初釜) это единственное время, когда чай готовится самим учителем для всех учеников. В большинстве случаев эта чайная церемония является полным заседании Чаджи (Chaji / 茶事) с едой Кайсэки (Kaiseki / 懐石), перерывом Накадачи (Nakadachi / 中立). Весь ритуал проходит так, как учат во время занятий. К тому же, это возможность встретить всех остальных студентов, которые занимаются в другие дни и на разных уровнях обучения.
№7
- «Камень охраняющий вход» (sekimori-ishi/ 関守石) или «Камень остановки» (tomari-ishi/ 止まり石) - маленький круглый камень, связанный соломенной веревкой, в форме креста. Это указывает гостям на то, что территория за этим камнем является для них недоступной
Камень Sekimori ishi, как правило, ставится на дорожке или тропинке по пути в чайном саду как тонкий намек идущему о том, что впереди идет процесс чайной церемонии или мероприятие, закрытое для неприглашенных. Однако, в отличие от прямолинейного вывески "вход запрещен", которая может показаться грубой, обвернутый камень представляет собой молчаливое соглашение между гостем и хозяином "сделать вид, что это не здесь". Ну и конечно, данные камни имеют декоративную функцию и эстетическую привлекательность, гораздо гармоничнее вписываясь в обстановку сада или парка, чем рукописный или наглядный знак "сюда нельзя".
№8
№9
Как видно на фото, очаг Корейского стиля - Chosen-buro (朝鮮風炉). В этом году церемонии «положения углей» для очага «фуро» не проводилось. Видимо, чайное собрание уж слишком позже было от всех новых годов.
Уже почти неизменный комплект из 4х предметов из селадона Tobi Seiji («летящий фарфор») имеющий декоративную особенность темно-коричневые пятна.
- Сосуд для холодной воды мизусаши (Mizusashi/水指) или мидзусаши
- Подставка футаоки (Futa-oki/蓋置) для бамбукового ковша хишаку (Hiskahu/柄杓)
- Сосуд для слива воды кенсу (Kensui/建水)
- Сосуд/высокий кувшин шакудате (shakudate/杓立)
№10, №11
№12
В Австралии Хацугама (Hatsugama/ 初釜) проводится в конце лета, но чтоб не нарушать традиции, когда лейтмотив этого мероприятия в северном полушарии, это предчувствие грядущего весеннего тепла, т.е. в чайной церемонии - это чувство благодарности и надежды на лучшее, то сенсей всегда выставляет стенд с куклами, которые выставляются перед праздником девочек, предвосхищая весенний праздник. Правда травы украшающие стенд осенние, как дань сезону.
№13, №14
Время пришло, пробили в гонг. Гости стали заходить, осматривать главный альков или токонома (床の間) оформленную ветвями ивы или «мусуби-янаги» (musubi yanagi/ 結柳/ «ивовый узел»), где вывешен свиток с высказыванием - «Горы тихи, как восточная мудрость» (山静似太古). А так же осматривать чайную утварь, что будет задействована в чайной церемонии.
№15
№16, №17
Хацугама (Hatsugama/ 初釜) проводится, как правило, в первые недели после наступления Нового года и представляет собой полный цикл чайной церемонии по случаю наступления Нового года.
№18, №19
№20
№21, №22
№23
- Подаются сладости
№24, №25
Ханабирамочи (Hanabiramochi / 葩餅) или Ханабирамоти - японские сладости подаваемые на чайную церемонию в начале года. Молочно-белого цвета с легким розоватым оттенком, имеющие форму полумесяца, с непременной тонкой полоской засахаренного «гобо» - ароматного лопушника, они являются изысканным угощением. Само название означает - «лепесток цветка» - как бы, вкус новой весны. В середине сладости, как я упомянула выше, засахаренный «гобо», что кажется палочкой и розовая начинка. В Чайной церемонии много символизма, поэтому эти сладости символизируют лепестки сливы (Уме) - что представляет чистоту, стойкость и обновления, связанные с Новым годом; гобо - молитвы за долгую жизнь.
№26
- Церемония началась
№27, №28
- Ритуальное очищение, своего рода медитация.
№29, №30
- Золотая и серебряная чаши Ака Раку (Aka-raku или Red Raku / 赤楽) типичны для проведения Хацугамы (Hatsugama/初釜)
№31
- Первая чашка для главного гостя, которой разделит ее с еще двумя гостями. У нас как правило, при проведении Хацугама, гости делятся по три. Т.е. первые 6 гостей вкушают чай приготовленный мастером, что проводит церемонию, а остальным помошник приносит из кухни.
№32, №33
№34
- Готовится вторая чашка
№35, №36
- Осмотр чашек
№37, №38
- Окончание церемонии.
№39, №40
№41
- Осмотр контейнера для чая коча, чайной ложечки и мешочка в котором хранится контейнер для чая коича.
№42
- Кайсэки (Kaiseki / 懐石)
Далее вторая часть мероприятия после перерыва. Три комнаты, а следовательно три вида чайной церемонии с чаем усуча согласно уровню обучения - Kagetsu, Misono-dana и Hirademae. В одной, для гостей предпочитающих вкушать чай сидя, проводится - Misono-dana, это всем известно и никому уже не интересно. Для ценителей, в чайном домике Hirademae. А вот для учеников и искушенных в чайной церемонии гостей Kagetsu, т.к. при проведении оной каждый имеет возможность приготовить чай.
№43
- Kagetsu
№44, №45
№46, №47
№48, №49
№50
№51
- Вот и моя очередь поучаствовать в чайной церемонии
№52, №53
№54
- Изображение петуха на веерах, как символа 2017 года по китайскому календарю
№55
- Вот и все
Статьи на тему
- Хацугама - Первая чайная встреча. Сидней. 2016 -
http://igenkina.livejournal.com/264506.html - Хацугама - "Празник первой чашки" в Сиднее (2015) -
http://igenkina.livejournal.com/201199.html - Хацугама - зимний праздник летом 2014 -
http://igenkina.livejournal.com/145826.html - Хацугама - "Празник первой чашки" в Сиднее (2) 2013 -
http://igenkina.livejournal.com/128138.html - Хацугама - "Празник первой чашки" в Сиднее (1) 2013 -
http://igenkina.livejournal.com/127984.html - Чайная утварь - 4, 6, 7 --
http://igenkina.livejournal.com/136188.html - Чайная утварь - 2, 3, 5 --
http://igenkina.livejournal.com/132125.html - Чайная утварь - 1 -- Furo Daisu so Kazari -
http://igenkina.livejournal.com/131903.html
Свиток в чайной церемонии
Бамбуковый венчик
Сакральное в чайном действе Меня можно найти на: