Если помечтать о кресле всемогущего министра: 1. Разрешаем читать всё. В пределах УК, разумеется. Иначе отобьем охоту читать. 2. Приказываем читать и отчитываться о понятом. За пропуск или невнятность снижаем оценку, за оригинальность и глубину воспринятых мыслей повышаем. 3. Учитель успеть хотя бы по диагонали пробежать глазами то, что начал читать ученик, чтобы суметь участвовать в обсуждении. 4. Учитель должен уметь интересоваться интересами ученика и быть достаточно эрудированным, чтобы направлять его. Тебя интересует романтика - попробуй такие книги. Хочешь философии - посмотри сюда и сюда. Развлекаловка - такие писатели. Однополые отношения - ничего не посоветую, пропаганда в школах запрещена. 5. Задачи учителя - приохотить к чтению, не дать замкнуться в узком направлении. А оценки это не более чем украшение аттестата. Сюжеты классических книг человек сам освоит, если книги того заслуживают.
Ок. Но тут дело вот в чем. Классика (неважно когда написанная - хоть пару веков назад, хоть вчера) - это не просто литература, выдержавшая испытание временем. Это набор моделей мира, общих для какой-то культуры. Люди, воспитанные на русской классике, иначе видят мир и относятся к нему, чем, например, на французской. А люди, не нюхавшие классики вообще - нечто совсем ИНОЕ. Смысл вос-питания - на-питать ребенка базовыми системами отношений. "Читать все" - получим культурный разрыв поколений. Хотя - уже получили.
Разные мироздания - у Лукьяненко их больше, чем у двух Толстых. Сюжеты Стейнбека мне ближе к душе. Психологические ходы, неожиданность, ритм... Горизонты мне всегда расширяло только то, что я читал по своему выбору. Я не нахожу в себе или поступках ни малейшего следа Дубровского, Болконского или кем там еще меня пытались напитать в далеком прошлом. Персонажей и их взаимоотношения я учил не по нарисованным сюжетам, а наблюдая жизнь. Более того - мне пришлось потом лет двадцать понимать, что поэты и прозаики во многом ошибались, подсовывая черное в качестве доблести или называя белое подлым, мне долго пришлось чиститься от наносов образования
( ... )
почти вся классика и интересная современность - она про терзания, девиации, странности и противоречия ... Смысл вос-питания - на-питать ребенка базовыми системами отношений.
Если не затруднит, расширьте пожалуйста этот момент. Что такое системы отношений, много ли их, что значит напитать ребенка ими. Не прошу досконального перечисления, но хотя бы пару примеров, чтобы понять о чем вы.
То как я это понимаю, мало согласуется с литературой. Мне кажется, что доступные варианты отношений ребенок узнает и без книг. Что такое хорошо и что такое плохо - это пояснят родители, улица, полиция, зомбоящик и отношения с игроками в компьютерных играх. Все возможные позы и извращения, ничего не пропустят. Какую значимую роль на этом поле может сыграть литература - не вижу. Но вижу, что принуждение к классике запросто может превратиться в дубинку, которая отбивает охоту к чтению, что гораздо хуже, чем гипотетическая вероятность пропустить мимо ушей несколько классических сюжетов.
И еще одна мысль. На тему "если бы я был всемогущим министром образования". Я бы слил историю, географию и литературу в один мощный предмет "культура". Добавив музыку и прочее искусствоведение. Но не смешивая с образотворчеством.
Ведь у истории и географии та же задача, которая приписывается литературе - раздвинуть горизонты, показать возможности, указать на существование разнообразного опыта. Но история преподается как скучные связки "дата - карта - событие", а география и того скучнее. Географы, историки и исследователи классической литературы возникают не благодаря современному образованию, а вопреки. Если разделить временную и географическую карту на культурные островки, то можно в гораздо более интересной и доступной форме донести то, что предполагается донести голой литературой.
позвали в проект по разработке новой системы оценок для этой самой школыА теперь подальше от моих фантазий, поближе к вашей задаче. Если у литературы есть означенная цель, то и оценки как-то должны эту цель
( ... )
Если у литературы есть означенная цель, то и оценки как-то должны эту цель учитывать. Оценивать не знание сюжетных ходов и морально-этических выводов, а величину того угла, на которое мировоззрение учащегося расширилось.
Расширилось, углубилось, возвысилось... Абсолютно верно. Так же как и проблема с педагогами. Но тут так или иначе придется эту проблему решать, потому что через 5-10 лет от сегодняшней системы образования ничего не останется, "новых" педагогов все равно готовить.
А как вообще могут люди, имеющие беспрепятственный доступ к И-нету, не читать всё подряд и без разбора? Это как в супермаркете с избыточным изобилием продуктов - в конечном итоге у покупателей атрофируется и вкус и индивидуальные пристрастия - и все переходят на унифицированные суррогаты, отличающиеся только расцветкой упаковки. Литература перерождается в комиксы. Скоро и полноценные фильмы будет смотреть тяжело, перейдут полностью на клипы и короткометражки. Хорошо, если на хорошие - Хуже, если на плохие... Как в таких условиях возможно запрограммировать культурный код? Тем более, если это невыгодно системе?...
Ребенок не стремится глотать всё подряд. Но ребенок зачастую сам не знает, чего хочет. Он может беситься и глотать конфеты, потому что проголодался. Он может ложиться и пытаться переждать неизвестные ощущения при начале простуды. То же и с чтивом, мультиками и компьютерными играми - ребенок будет благодарен тому, кто угадает настоящую потребность и предложит доступный способ удовлетворить её. От учителя литературы в первую очередь требуется не ругать бульварное чтиво и принуждать к классике, а разобраться в интересах ученика и предложить что-то подходящее - интересное, развивающее. Дети любят развиваться, эволюция обязывает. Иногда им внедрили страхи, которые мешают сосредотачиваться на занятиях, требующих усилий. Иногда им внедрили тревоги, которые ребенок будет пытаться заглушить яркими впечатлениями. Не дети стремятся к упрощениям и отсутствию вкуса. Детям нужно помогать, они скажут спасибо. И системе выгодно иметь спокойного и умного гражданина, а не вечно пьяного дегенерата или интеллигента с разрушенным внутренним миром.
Ну, интеллигентов-то не обижайте! )) Куда же без них? Это буфер между миром "тем " и "этим", в смысле между властью и народом - это медиум, транслирующий идеи туда-сюда. Так что разрушенный мир интеллигента - это прямое порождение разрушенного мира либо в низах, либо во власти, либо вообще везде.
Что касается отсутствия у детей чувства вкуса и пристрастие к упрощениям, - это сильно сомнительно. Взрослые вырастают из этих самых детей! Следовательно, именно в детях и заложено всё необходимое для развития. Так что скорее, наоборот, к упрощению и безвкусице стремятся те взрослые, чей жизненный опыт не позволил им остаться детьми...
- Не дети стремятся к упрощениям и отсутствию вкуса. - Что касается отсутствия у детей чувства вкуса и пристрастие к упрощениям, - это сильно сомнительно.
1. Разрешаем читать всё. В пределах УК, разумеется. Иначе отобьем охоту читать.
2. Приказываем читать и отчитываться о понятом. За пропуск или невнятность снижаем оценку, за оригинальность и глубину воспринятых мыслей повышаем.
3. Учитель успеть хотя бы по диагонали пробежать глазами то, что начал читать ученик, чтобы суметь участвовать в обсуждении.
4. Учитель должен уметь интересоваться интересами ученика и быть достаточно эрудированным, чтобы направлять его. Тебя интересует романтика - попробуй такие книги. Хочешь философии - посмотри сюда и сюда. Развлекаловка - такие писатели. Однополые отношения - ничего не посоветую, пропаганда в школах запрещена.
5. Задачи учителя - приохотить к чтению, не дать замкнуться в узком направлении. А оценки это не более чем украшение аттестата. Сюжеты классических книг человек сам освоит, если книги того заслуживают.
Reply
"Читать все" - получим культурный разрыв поколений. Хотя - уже получили.
Reply
Reply
...
Смысл вос-питания - на-питать ребенка базовыми системами отношений.
Если не затруднит, расширьте пожалуйста этот момент. Что такое системы отношений, много ли их, что значит напитать ребенка ими. Не прошу досконального перечисления, но хотя бы пару примеров, чтобы понять о чем вы.
То как я это понимаю, мало согласуется с литературой. Мне кажется, что доступные варианты отношений ребенок узнает и без книг. Что такое хорошо и что такое плохо - это пояснят родители, улица, полиция, зомбоящик и отношения с игроками в компьютерных играх. Все возможные позы и извращения, ничего не пропустят. Какую значимую роль на этом поле может сыграть литература - не вижу. Но вижу, что принуждение к классике запросто может превратиться в дубинку, которая отбивает охоту к чтению, что гораздо хуже, чем гипотетическая вероятность пропустить мимо ушей несколько классических сюжетов.
Reply
И еще одна мысль. На тему "если бы я был всемогущим министром образования". Я бы слил историю, географию и литературу в один мощный предмет "культура". Добавив музыку и прочее искусствоведение. Но не смешивая с образотворчеством.
Ведь у истории и географии та же задача, которая приписывается литературе - раздвинуть горизонты, показать возможности, указать на существование разнообразного опыта. Но история преподается как скучные связки "дата - карта - событие", а география и того скучнее. Географы, историки и исследователи классической литературы возникают не благодаря современному образованию, а вопреки. Если разделить временную и географическую карту на культурные островки, то можно в гораздо более интересной и доступной форме донести то, что предполагается донести голой литературой.
позвали в проект по разработке новой системы оценок для этой самой школыА теперь подальше от моих фантазий, поближе к вашей задаче. Если у литературы есть означенная цель, то и оценки как-то должны эту цель ( ... )
Reply
Reply
Расширилось, углубилось, возвысилось... Абсолютно верно. Так же как и проблема с педагогами. Но тут так или иначе придется эту проблему решать, потому что через 5-10 лет от сегодняшней системы образования ничего не останется, "новых" педагогов все равно готовить.
Reply
Литература перерождается в комиксы. Скоро и полноценные фильмы будет смотреть тяжело, перейдут полностью на клипы и короткометражки. Хорошо, если на хорошие - Хуже, если на плохие...
Как в таких условиях возможно запрограммировать культурный код? Тем более, если это невыгодно системе?...
Reply
Reply
Что касается отсутствия у детей чувства вкуса и пристрастие к упрощениям, - это сильно сомнительно. Взрослые вырастают из этих самых детей! Следовательно, именно в детях и заложено всё необходимое для развития. Так что скорее, наоборот, к упрощению и безвкусице стремятся те взрослые, чей жизненный опыт не позволил им остаться детьми...
Reply
- Что касается отсутствия у детей чувства вкуса и пристрастие к упрощениям, - это сильно сомнительно.
У меня написано "не дети".
Reply
Reply
Leave a comment