Разные мироздания - у Лукьяненко их больше, чем у двух Толстых. Сюжеты Стейнбека мне ближе к душе. Психологические ходы, неожиданность, ритм... Горизонты мне всегда расширяло только то, что я читал по своему выбору. Я не нахожу в себе или поступках ни малейшего следа Дубровского, Болконского или кем там еще меня пытались напитать в далеком прошлом. Персонажей и их взаимоотношения я учил не по нарисованным сюжетам, а наблюдая жизнь. Более того - мне пришлось потом лет двадцать понимать, что поэты и прозаики во многом ошибались, подсовывая черное в качестве доблести или называя белое подлым, мне долго пришлось чиститься от наносов образования.
Мне в свое время очень повезло, что читать я приохотился задолго до школы, поэтому школа не смогла отбить охоту. Уроки литературы я проходил в двух слоях - получал хорошие оценки за официальную версию и про себя запоминал противоположную, но личную точку зрения. Лучшее что может сделать воспитатель это не мешать. Воспитатель не должен пичкать, он должен помогать утолять голод.
Культурный разрыв... Или он фикция, или его значение переоценено, или под ним понимают что-то другое. Например, отсутствие культуры. Я неоднократно пытался перечитать Дюма, Шекспира, Жюль Верна и других классиков, но не осилил. Не идет слог, сюжеты углами бьют по глазам - чистой воды культурный разрыв, который не означает что-то плохое, вроде отсутствия эрудиции.
Если хотим напичкать, то нужно также заставлять слушать и обсуждать классическую музыку. И картины, научить разбираться хотя бы в отличиях стилей. И скульптуры. И кинофильмы. Почему-то в школе получился дикий перекос в сторону литературы, причем даже без системного подхода. Почему-то считается аксиомой, что без знания классического толкования сюжета Гамлета человек будет ущербным. Поэтому нужно напитать, пусть даже и до рвоты тем, что попало в утвержденные списки классики. Потому что долг и обязанность. Уф.
Мне в свое время очень повезло, что читать я приохотился задолго до школы, поэтому школа не смогла отбить охоту. Уроки литературы я проходил в двух слоях - получал хорошие оценки за официальную версию и про себя запоминал противоположную, но личную точку зрения. Лучшее что может сделать воспитатель это не мешать. Воспитатель не должен пичкать, он должен помогать утолять голод.
Культурный разрыв... Или он фикция, или его значение переоценено, или под ним понимают что-то другое. Например, отсутствие культуры. Я неоднократно пытался перечитать Дюма, Шекспира, Жюль Верна и других классиков, но не осилил. Не идет слог, сюжеты углами бьют по глазам - чистой воды культурный разрыв, который не означает что-то плохое, вроде отсутствия эрудиции.
Если хотим напичкать, то нужно также заставлять слушать и обсуждать классическую музыку. И картины, научить разбираться хотя бы в отличиях стилей. И скульптуры. И кинофильмы. Почему-то в школе получился дикий перекос в сторону литературы, причем даже без системного подхода. Почему-то считается аксиомой, что без знания классического толкования сюжета Гамлета человек будет ущербным. Поэтому нужно напитать, пусть даже и до рвоты тем, что попало в утвержденные списки классики. Потому что долг и обязанность. Уф.
Reply
Leave a comment