ifc

Будущие классики мордорского искусства наследуют лучшие образцы эльфийского "золотого века"

Aug 20, 2024 10:10



К вопросу о суверенных культурных понтах.

Позавчера завершила свой земной путь звезда ойропейского синематографа, прочно вошедшая в отечественный фольклор через описание "не пьёт одеколон", сформулированное одним из мордорских рок-н-ролльщиков. Одни наши сограждане в качестве некролога вспоминали роли, сыгранные прожившей 88 лет звездой, другие - указывали, что на старости лет звезда, которую так любили в Этой Стране, впала в маразм, связавшись с чубатыми русофобами, третьи, подобно мне, не написали о покойном ничего. Возможно, потому, что, как и для меня, с возрастом эльфийская культура потеряла для них былое очарование и перестала быть предметом культа.

Однако артист, конечно, был интересный, и, что немаловажно - подлинный self-made man из народа, а не блатной отпрыск какого-нибудь ылитного семейства. Так что попадание его работ в категорию классики - закономерно. То есть, как согласно недавнему описанию самого понятия "классика", запиленному коллегой Мараховским, работам Делона, с высокой вероятностью, будут подражать не только современники:

<...> Понятие ‎«классики»‏ ‎можно ‎практически‏ ‎-‏ ‎с ‎довольно‏ ‎приблизительной ‎точностью, ‎памятуя ‎о ‎неизлечимой‏ ‎размытости всех ‎гуманитарных‏ ‎понятий‏ ‎-‏ ‎определить ‎так:

- Классика ‎есть ‎произведение,‏ ‎которому ‎подражают‏ ‎и/или ‎из‏ ‎которого‏ ‎заимствуют‏ ‎люди, ‎не ‎являющиеся ‎его ‎современниками.

В ‎такой ‎трактовке ‎классика ‎не‏ ‎обязана‏ ‎быть ‎ни ‎симпатичной, ‎ни‏ ‎любимой, ‎ни‏ ‎даже ‎предметом‏ ‎мастерства.‏ ‎Ей‏ ‎достаточно ‎просто‏ ‎быть ‎образцом, с ‎которым ‎ознакомлены‏ ‎последователи ‎и‏ ‎элементы‏ ‎которого‏ ‎они ‎воспроизводят.

В ‎этом ‎смысле ‎классикой‏ ‎являются ‎и ‎кляксы‏ ‎Поллока‏ ‎(все, ‎кто‏ ‎продают ‎кляксы ‎сегодня, ‎продают‏ ‎их ‎по-поллоковски), ‎и‏ ‎византийские‏ ‎зодчие ‎(все,‏ ‎кто ‎возводят‏ ‎сегодня ‎православные ‎купольные ‎базилики ‎или‏ ‎мечети‏ ‎османского‏ ‎типа, ‎пользуются‏ ‎ими ‎как‏ ‎образцами). ‎И‏ ‎«Илиада»‏ ‎(попробуй ‎сними‏ ‎батальный ‎сюжет ‎о ‎десантировании ‎с‏ ‎моря, ‎не‏ ‎сделав‏ ‎книксен‏ ‎битве ‎у ‎кораблей, ‎или‏ ‎поединок ‎героев‏ ‎при ‎свидетелях,‏ ‎не‏ ‎спародировав‏ ‎в ‎некоторой ‎степени ‎поединок ‎Гектора ‎с ‎Ахиллом), ‎и ‎«Глубокая‏ ‎глотка»‏ ‎(принесшая ‎на ‎большой ‎экран‏ ‎т. ‎н.‏ ‎иррумацию, ‎не‏ ‎рекомендую‏ ‎гуглить,‏ ‎там ‎непристойно).

Такое‏ ‎определение ‎исключает ‎понятие ‎т.‏ ‎н. ‎«моментальной‏ ‎классики»‏ ‎(англ.‏ ‎instant ‎classics): если ‎бы ‎классикой ‎становился‏ ‎всякий ‎клип, ‎повлекший‏ ‎волну‏ ‎подражаний, ‎то‏ ‎«классика» ‎была ‎бы ‎синонимом‏ ‎«хита» ‎или ‎даже‏ ‎«вирусного‏ ‎мема».

Что ‎является‏ ‎необходимым ‎условием‏ ‎для ‎того, ‎чтобы ‎нечто ‎стало‏ ‎классикой?‏ ‎См.‏ ‎выше, ‎необходимым‏ ‎условием ‎является‏ ‎воспроизведение ‎его‏ ‎элементов‏ ‎не ‎современниками. Это‏ ‎значит, ‎что ‎классикой ‎произведение ‎может‏ ‎стать ‎как‏ ‎стихийно‏ ‎(минуло‏ ‎почти ‎60 ‎лет, ‎а‏ ‎спагетти-вестерн ‎«На‏ ‎несколько ‎долларов‏ ‎больше»‏ ‎всё‏ ‎воспроизводят ‎и ‎воспроизводят ‎- ‎и, ‎вероятно, ‎продолжат ‎после ‎того,‏ ‎как‏ ‎скончается ‎Клинт ‎Иствуд), ‎так‏ ‎и ‎принудительно‏ ‎(я ‎не‏ ‎встречал‏ ‎современников,‏ ‎не ‎знающих‏ ‎Тургенева ‎- ‎но ‎я‏ ‎не ‎встречал‏ ‎также‏ ‎современников,‏ ‎его ‎любящих. ‎Это ‎не ‎значит,‏ ‎что ‎их ‎нет‏ ‎-‏ ‎их, ‎видимо,‏ ‎просто ‎мало. ‎Это ‎не‏ ‎мешает ‎его ‎всё‏ ‎ставить‏ ‎и ‎ставить‏ ‎и ‎ставить‏ ‎на ‎сцену ‎и ‎на ‎экран).

А‏ ‎теперь‏ ‎вернёмся‏ ‎к ‎вопросу‏ (подписчика)‏ ‎- ‎что‏ ‎из‏ ‎ныне ‎популярного‏ ‎может ‎превратиться ‎в ‎классику ‎и‏ ‎почему?

Всё из ‎ныне‏ ‎популярного‏ ‎-‏ ‎а ‎также ‎непопулярного ‎-‏ ‎что ‎не‏ ‎является ‎общепризнанным‏ ‎подражанием‏ ‎само‏ ‎по ‎себе, ‎может ‎стать ‎классикой. ‎Подчеркну ‎- ‎общепризнанным: оно ‎может‏ ‎быть‏ ‎безнадёжным ‎подражанием, ‎вроде ‎фильмов‏ ‎Тарковского, ‎воспроизводившего‏ ‎Антониони, ‎но‏ ‎если‏ ‎последователи‏ ‎не ‎были‏ ‎ознакомлены ‎для ‎начала ‎с‏ ‎первообразцом ‎-‏ ‎то‏ ‎классикой‏ ‎для ‎них ‎будет ‎выступать ‎сам‏ ‎Тарковский.

Итак, ‎для ‎классики‏ ‎достаточно‏ ‎лишь, ‎чтобы‏ ‎некоторое ‎количество ‎подражателей ‎существовало‏ ‎у ‎образца ‎после‏ ‎того,‏ ‎как ‎впечатлённые‏ ‎им ‎современники‏ ‎в ‎основном ‎умерли.

В ‎этом ‎смысле‏ ‎мы‏ ‎зачастую‏ ‎оказываемся ‎в‏ ‎заложниках ‎у‏ ‎прошлых ‎безумий‏ ‎-‏ ‎взять ‎хотя‏ ‎бы ‎упомянутый ‎«интернациональный ‎стиль» ‎в‏ ‎архитектуре. ‎В‏ ‎подавляющем‏ ‎большинстве‏ ‎земляне ‎предпочтут ‎ему ‎что-нибудь‏ ‎симметричное, ‎украшенное‏ ‎или ‎то‏ ‎и‏ ‎другое‏ ‎вместе ‎- ‎но ‎мощное ‎экспертное ‎сообщество, ‎хранящее ‎свой ‎прошаренный‏ ‎контекст,‏ ‎будет ‎безжалостно ‎заставлять ‎заказчиков‏ ‎возводить ‎ранящие‏ ‎глаз ‎кракозябры.‏ ‎А‏ ‎уже‏ ‎возведённые кракозябры ‎-‏ ‎будут ‎ломать ‎психику ‎землян‏ ‎спустя ‎столетие,‏ ‎и‏ ‎к‏ ‎ним ‎будут ‎принуждать ‎юных ‎архитекторов‏ ‎в ‎соответствующих ‎школах‏ ‎наставники.

Наиболее‏ ‎успешным ‎нашим‏ ‎современником ‎из ‎соотечественников ‎в‏ ‎литературе ‎сейчас, ‎кажется,‏ ‎является‏ ‎писатель ‎З.‏ ‎Прилепин ‎-‏ ‎во ‎всяком ‎случае, ‎автора ‎этих‏ ‎взволнованных‏ ‎строк‏ ‎впечатляет ‎его‏ ‎умение ‎быть‏ ‎в ‎медиапространстве‏ ‎и‏ ‎добиваться ‎поставленных‏ ‎целей. ‎Если ‎З. ‎Прилепину ‎удастся‏ ‎добиться ‎включения‏ ‎себя‏ ‎в‏ ‎школьную ‎программу, ‎а ‎эта‏ ‎программа ‎задержится‏ ‎надолго ‎-‏ ‎то‏ ‎его‏ ‎произведения ‎станут ‎классикой ‎(возможно: ‎у ‎меня ‎нет ‎никаких ‎соображений‏ ‎относительно‏ ‎художественных ‎их ‎качеств ‎и‏ ‎их ‎оригинальности,‏ ‎и ‎я‏ ‎не‏ ‎знаю,‏ ‎есть ‎ли‏ ‎там ‎чему ‎подражать, ‎что‏ ‎цитировать ‎и‏ ‎что‏ ‎воспроизводить).

И‏ ‎наоборот: ‎серьёзную ‎ошибку ‎допустили, ‎возможно,‏ ‎уже ‎почти ‎сделавшие‏ ‎себя‏ ‎образцами ‎для‏ ‎подражания ‎авторы ‎обоего ‎пола,‏ ‎в ‎2022 ‎году‏ ‎решившие‏ ‎«осудить ‎и‏ ‎донатить ‎на‏ ‎ВСУ». Их ‎шансы ‎попасть ‎в ‎школьную‏ ‎программу‏ ‎сильно‏ ‎упали, ‎административные‏ ‎связи ‎по‏ ‎меньшей ‎мере‏ ‎ослабели,‏ ‎а ‎наиболее‏ ‎преданная ‎целевая ‎аудитория ‎оказалась ‎вместе‏ ‎с ‎ними‏ ‎распылена‏ ‎по‏ ‎миру ‎- ‎и ‎у‏ ‎нас ‎нет‏ ‎оснований ‎считать,‏ ‎что‏ ‎эта‏ ‎целевая ‎аудитория ‎сохранит ‎русский ‎язык ‎в ‎следующем ‎поколении.

Стоит ‎ещё‏ ‎раз‏ ‎повторить: ‎классика ‎не ‎значит‏ ‎«хорошо». ‎Классика‏ ‎не ‎значит‏ ‎«мастерски».‏ ‎Классика‏ ‎даже ‎не‏ ‎всегда ‎значит ‎«оригинально». ‎Классика‏ ‎значит ‎всего‏ ‎лишь‏ ‎«образец,‏ ‎воспроизводимый ‎спустя ‎поколения».

Здесь ‎уместно ‎привести‏ ‎ряд ‎примеров ‎произведений‏ ‎и‏ ‎творцов, ‎считавшихся‏ ‎в ‎своё ‎время ‎гениями,‏ ‎но ‎не ‎ставших‏ ‎классиками‏ ‎- ‎и‏ ‎ряд ‎произведений‏ ‎и ‎творцов, ‎считавшихся ‎хренью ‎или‏ ‎объективно‏ ‎не‏ ‎бывших ‎чем-то‏ ‎мастерским, но ‎воспроизводимых‏ ‎по ‎сей‏ ‎день.

К‏ ‎первым ‎можно‏ ‎отнести, ‎например, ‎поэтов ‎Надсона ‎и‏ ‎Клюева, ‎которым‏ ‎дичайше‏ ‎подражали‏ ‎современники ‎и ‎о ‎которых‏ ‎сейчас ‎почти‏ ‎не ‎знают‏ ‎(и‏ ‎я‏ ‎не ‎рекомендую, ‎честно). ‎Или ‎барда ‎Галича. ‎Или ‎писателя ‎Орлова‏ ‎(как,‏ ‎вы ‎не ‎читали ‎«Альтиста‏ ‎Данилова»? ‎Я‏ ‎тоже ‎нет).‏ ‎Или‏ ‎режиссёра‏ ‎Абуладзе.

Ко ‎вторым‏ ‎можно ‎отнести ‎Г. ‎Лавкрафта,‏ ‎халтурщика, ‎бедняка‏ ‎и‏ ‎артхаусника,‏ ‎впервые ‎изданного ‎по-человечески ‎лишь ‎после‏ ‎смерти ‎и ‎ныне‏ ‎живущего‏ ‎в ‎тысячах‏ ‎подражаний.

Относительно ‎того, ‎что ‎популярно‏ ‎ныне ‎международно - мы ‎можем‏ ‎только‏ ‎теряться ‎в‏ ‎сомнениях. ‎Кажется,‏ ‎звезду ‎номер ‎один ‎сейчас ‎зовут‏ ‎Тейлор‏ ‎Свифт,‏ ‎но ‎что-то‏ ‎мне ‎не‏ ‎верится ‎в‏ ‎её‏ ‎превращение ‎в‏ ‎образец ‎(тупо ‎потому, ‎что ‎я‏ ‎не ‎могу‏ ‎уловить‏ ‎ничего,‏ ‎что ‎выделяло ‎бы ‎её).‏ ‎Специально ‎для‏ ‎написания ‎этого‏ ‎текста‏ ‎я‏ ‎посмотрел, ‎сколько ‎мог, ‎самый ‎кассовый ‎фильм ‎2024 ‎года ‎«Дэдпул‏ ‎и‏ ‎Росомаха». ‎Я ‎не ‎знаю,‏ ‎будут ‎ли‏ ‎поколения ‎воспроизводить‏ ‎бесконечное‏ ‎повторение‏ ‎гомошутки ‎«я‏ ‎гетеро, ‎но ‎ты ‎меня‏ ‎возбуждаешь». ‎Если‏ ‎их‏ ‎принудят‏ ‎- ‎а ‎мы ‎знаем, ‎что‏ ‎это ‎делается, ‎и‏ ‎знаем,‏ ‎как ‎это‏ ‎делается ‎- ‎то ‎по‏ ‎крайней ‎мере ‎некоторое‏ ‎время‏ ‎будут.

Суммируем:

- Классика ‎есть‏ ‎то, ‎что‏ ‎воспроизводят ‎несовременники.

- Классика ‎может ‎быть ‎чудовищной.

- Классика‏ ‎может‏ ‎быть‏ ‎подражанием.

- Классика ‎может‏ ‎быть ‎навязанной‏ ‎«мафиями ‎экспертов».

- Но‏ ‎классика‏ ‎может ‎также‏ ‎вылупиться ‎наперекор ‎всем ‎мафиям, ‎если‏ ‎окажется, ‎что‏ ‎в‏ ‎ней‏ ‎есть ‎что ‎воспроизводить.

Это ‎последнее‏ ‎населяет ‎нас‏ ‎некоторым ‎оптимизмом,‏ ‎ув.‏ ‎друзья.

Касательно оптимизма: тот же коллега вчера привёл данные о кассовых сборах отечественной индустрии искусства -

<...> Если‏ ‎сборы ‎отечественного ‎кино ‎растут ‎(а‏ ‎они ‎растут‏ ‎-‏ ‎правда,‏ ‎с ‎учётом ‎«низкой ‎базы»‏ ‎ковидно-военного ‎периода‏ ‎и ‎инфляции,‏ ‎но‏ ‎тем‏ ‎не ‎менее: ‎предковидный ‎2019 год - 12,3 миллиарда ‎рублей, ‎прошлый 2023-й - 22,9 миллиарда), ‎значит, ‎на‏ ‎них‏ ‎ходят. ‎А ‎раз ‎ходят‏ ‎- ‎значит,‏ ‎там ‎есть‏ ‎деньги‏ ‎и‏ ‎туда ‎идёт‏ ‎амбициозная ‎творцовая ‎масса, ‎и‏ ‎из ‎этой‏ ‎массы‏ ‎творца-сырца‏ ‎с ‎высокой ‎вероятностью ‎вылупится ‎и‏ ‎завтрашняя ‎классика. Растут ‎театральные‏ ‎сборы‏ ‎(превышены показатели ‎тихого‏ ‎2019-го). ‎Растут, ‎вероятно, ‎и‏ ‎концертные ‎- ‎но‏ ‎мне‏ ‎просто ‎не‏ ‎удалось ‎найти‏ ‎подходящей ‎статистики. ‎Это ‎говорит ‎о‏ ‎том,‏ ‎что‏ ‎по ‎меньшей‏ ‎мере ‎в‏ ‎части ‎зрелищ‏ ‎искусство‏ ‎в ‎хорошей‏ ‎форме.

Там, ‎где ‎есть ‎деньги ‎и‏ ‎слава, ‎быть‏ ‎и‏ ‎амбициям,‏ ‎и ‎поиску, ‎и, ‎говоря‏ ‎китайским ‎афоризмом,‏ ‎цветению ‎ста‏ ‎цветов.

- то есть, мордорское суверенное культурное понтостроительство находится на подъёме. Да, оно во многом вторично, ибо нещадно эксплуатирует советскую классику (идейные борцы за бабло тупо не умеют по-другому), но, как верно подмечено в первой из приведённых выше цитат, Тарковский тоже был вторичен, но это не помешало его работам стать классикой. Даже я сам, равнодушный к "Сталкеру" и прочему, на что мелкомоторили позднесоветские "интеллектуалы", люблю "Андрея Рублёва" и "Солярис".

В общем, есть основания надеяться, что наши будущие Алены Делоны и подражавшие "Самураю" Джоны Ву и Джимы Джармуши - сейчас воюют где-то в зоне СВО и понятия пока что не имеют, что в будущем станут классиками и столпами отечественных суверенных культурных понтов.

Ведь эльфийская культура вырождается, и вскоре от неё, собственно, и не останется ничего, кроме классики. Тогда как наша культура, наоборот, оживает после многолетней оккупации светлоликими кураторами. И нормальные деятели отечественных искусств ведут себя подобно Андрею Решетину:

А между тем с СВО вернулся музыкант - бывший солист "Аквариума", основатель фестиваля старинной музыки Earlymusic и автор того самого открытого письма Гребенщикову* - Андрей Решетин.

Четырнадцать месяцев он служил в Первой фронтовой творческой бригаде. Был в ней единственным добровольцем, остальные артисты - из мобилизованных.

Госпитализирован с инсультом и отправлен в отставку по возрасту незадолго до 61-летия.

В июне выпустил альбом "Сильнее смерти" - и посвятил его "тем, кто на фронте, кто в госпиталях, тем, кого призвал Бог в Воинство Небесное, тем, кто молится за нас, тем, кто ждёт".

А в интервью "Российской газете" он сказал:

"После возвращения я не даю публичных концертов. Мотивация не та. Я на смерть людей провожал, и как теперь пойти играть ради того только, чтобы сорвать похвалу у публики. Другой мотивации в современной концертной жизни я не встречал. Выглядит как бред.

На седьмом десятке мне это уже точно не нужно. Играю домашние концерты для друзей. Играю в госпиталях для раненых бойцов, без этого не могу. Бойцы радуются мне, ведь я один из них".

Новая классика вырастает прямо сейчас, в том числе - и на почве, удобренной лучшими образцами эльфийского "золотого века".

Так победим и на культурном фронте тоже.

* - включён в список иноагентов Минюста России

сын земли, звезда рок-н-ролла must die, хорошо сказал!, нет вестей от бога, ifc, один из неснятых ф.ф.ф.

Previous post Next post
Up