ifc

Новая действительность порождает суверенные культурные понты

Mar 13, 2024 09:13



К вопросу о контрнаступе кряклов с хорошими лицами.

Вчера стало известно, что тоталитарный Мосгорсуд отказал Гавриле Ардалионовичу и его старшим товарищам пациентам Галкину* и Слепакову* в удовлетворении апелляционной жалобы на решение Замоскворецкого суда. Который в прошлом году также отказал светлоликим клованам, пытавшимся обжаловать внесение в реестр иноагентов мордорского Минюста.

Что тут хотелось бы.

Более двух лет мы слышим отовсюду стоны о том, что креакльская мишпуха вот-вот кааак возьмёт реванш за свой обсир после 24 февраля, кааак вернётся в Эту Страну и покажет алкину мать клятым ватникам, кааак восстановит свой групповой привилегированный статус etc.

Как показывают упомянутые выше судебные решения, с действительностью оные стоны кореллируются примерно никак.

Режым всеми доступными способами сигнализирует беглому кряклиату, что нет уж, умерла, так умерла. А тем, кто не струсил - сигнализирует прямо противоположное, как бы намекает нам та часть состоявшегося 14 дней назад выступления Главтролля, которую ехидные околокультурные тролли сопроводили комментариями подвида:

На цифре «сто миллиардов» случился беспрецедентный массовый инфаркт к западу, востоку и югу от государственной границы Российской Федерации.

Пишут, что улицы грузинских городов затопило наводнением из слёз и слюней культуртрегеров в отставке, а принятые было за теракты громкие хлопки на улицах Берлина оказались канонадой разорванных в злобе и зависти пуканов деятелей культуры в отставке.

В кулуарах заговорили об открытии службы одного окна по приёму покаяний, а турагентства фиксируют небывалый взлёт цен на трансфер до Мариуполя.

В Нижний Ларс отправлена фура велосипедов, фюьчерс на них подскочил на 200%.

С момента объявления новости Сарик Андреасян закончил четыре сценария сериалов о русской усадьбе, русском лесе, космонавтах и Ломоносове, а издательство АСТ подписало долгосрочный контракт с принтером Гузели Яхиной.

Бланки лицензий на реставрационную деятельность закончились во всех отделениях страны, Григорий Пирумов похитил в столовой ИК алюминиевую ложку и успел прокопать четырнадцать километров подкопа прежде, чем был настигнут Борисом Мазо.

Кирилл Серебренников сменил ориентацию, Марат Гельман фамилию, Дмитрий Быков* - платформу.

В Союзе писателей открылась запись на меховые шапки из ондатры, квадратный метр в Переделкино меняют на однушку в Дубае.

«Написать популярный роман очень просто» - сообщила Елена Блиновская, а Константин Богомолов впервые взглянул на жену с чувством глубокого финансового превосходства…

Как заметила по сему поводу мордорская ватница Наталия Осипова, "тыквенное латте проиграло битву против крепкого чая":

...Латте думало, что победило, заполнив собой все креативные индустрии, кластеры, винзаводы и жан-жаки, латте десятилетиями предлагало фейки вместо правды, латте сосало всех маток сразу и отправляло в Киев, Берлин и Хайфу. Латте дебатировало, само с собой, Бабченко* с Глуховским*.

И тут в двери тыквенного латте постучалась реальность. Латте убежало. Испортило плиту.

И теперь вынуждено стать водянистым американо и обретаться в меню тбилисских кафешек, обвиняя чай в том, что он - быдло и раб.

Чем горячее плюется латте, тем вернее диагноз - оно понимает, что всё потеряно. В душе осень, в глазах - статьи «Шуры» Буртина о том, что всё пропало.

Кстати, то, что в фильмах они фигурируют как герои, их препарируют - как в «20/22» - это хороший знак. Рефлексией занимаются теперь не они, они утратили монополию на кино, театр и литературу. Отсюда ужасная злоба и выкипание латте из турок и кофеварок.

Конечно, соевые "властители дум" не сдадутся так просто. Но их уже сбили, они находятся кто в штопоре, а кто - даже в пылающих обломках на поверхности Этого Глобуса. Опаснее не они, а те эффективные манагеры, усилиями коих совершенных ничтожеств раскручивали и представляли в качестве "лидеров мнений".

И верно та же Осипова писала в феврале:

Почему так важна культура. Важнее всего прочего.

Люди ориентируются на лидеров, на таланты, на великих. Которые формулируют смыслы.

И дальше всё просто:

1) вы делаете кумиров из деятелей, которые страну не любят, народ презирают. Вы снимаете по их книгам фильмы, раскручиваете актеров из их среды, отдаете им образование и преподавание, интегрируете во все СМИ на правах спикеров, ведущих, участников, ключевых редакторов и так далее, даете им премии и звания;

2) на этих кумиров начинают ориентироваться тысячи почитателей, уверенных, что уста этих людей исторгают истины и блестящие мысли. Их слушают и за ними следуют. Вы создаёте силу;

3) в ситуации кризиса эти культурные лидеры возглавляют интеллектуальную и духовную войну против страны, ведя за собой свою паству, их сила начинает работать на врага и против вас. Любое оппонирование им маркируется как подлость провластных негодяев или тупость зомбированных рабов. Ведь вы же десятилетиями позволяли им называться честью и совестью;

4) итог - сотни тысяч граждан с промытыми мозгами и уверенностью, что они высоко моральны, нравственны и свободны, как и их кумиры. Поколения, выросшие на книгах и спектаклях, юморе и песнях тех, кто перешёл на сторону врага. В прямом военном смысле врага. «Все великие люди - против вас. Акунин*, Быков*, Глуховский*», - говорил всерьёз и с болью один мой знакомый. Быков*, Акунин* и Глуховский* не могут ошибаться! Их позиция укрепляет его веру в святой освободительный Запад.

И как объяснить теперь, что не великие? Как объяснить про машинку раскрутки своих и только? Как объяснить про либеральный диктат? Если до того вся культ-пропаганда крутилась только вокруг них? Это как с болезнью. Сколько вы доходили до этой стадии? 20 лет? Ну вот ещё столько же будете лечиться.

В посте - пример искреннего заблуждения человека, который считает, что заблуждаются другие. И только потому, что Акунин* и Быков* - против нас. Вот как сильна культура, не перешибёшь и сотней медиа. Только через влияние в культуре победим.

Да, кураторы сбитых кряклов - похитрее своих подопечных. Да, они затихарились и продолжают доить бюджетное вымя. Но время - работает против них. Не выйдет долго имитировать патриотизм в условиях новой действительности - когда любой совершённый по велению ОБВМ просчёт тут же фиксируется армией троллей Путина, без всякой команды начинающей кампанию по обнулению влияния очередного держателя фиги в кармане.

Новая действительность - накатывается медленно, но неумолимо, как асфальтоукладчик.

Причина заключается в том, о чём позавчера написал коллега Мараховский: современность отняла у поздне- и постсоветского кряклиата те заимствованные в нормальных-то странах понты, которые оный считал признаком собственной ылитарности.

...Изгнание ‎нашей ‎ув. ‎страны ‎из ‎прихожей ‎западной‏ ‎вселенной‏ ‎(кстати, ‎показавшее ‎с ‎режущей‏ ‎глаза ‎ясностью,‏ ‎что ‎далее‏ ‎прихожей‏ ‎её‏ ‎не ‎пускали)‏ ‎поставило ‎нас ‎перед ‎любопытной‏ ‎необходимостью ‎выстраивания‏ ‎собственной‏ ‎вселенной‏ ‎с ‎системой ‎суверенных ‎понтов.

<...>

Фокус ‎в‏ ‎том, ‎что‏ ‎элитарность‏ ‎в‏ ‎действительности ‎не ‎является ‎порождением ‎социальной‏ ‎иерархии ‎и ‎её‏ ‎производной.‏ ‎Всё ‎ровно‏ ‎наоборот ‎- ‎это ‎социальная‏ ‎иерархия ‎общества ‎находится‏ ‎под‏ ‎постоянным ‎давлением‏ ‎элитарности ‎и‏ ‎непрерывно ‎ею ‎модифицируется, ‎лепится ‎и‏ ‎шейпится.

Грубо‏ ‎говоря,‏ ‎жгучее ‎желание‏ ‎граждан ‎увидеть‏ ‎себя ‎элитой‏ ‎-‏ ‎возникает ‎независимо‏ ‎от ‎общественной ‎иерархии. ‎Это ‎желание‏ ‎самостоятельно ‎сажает‏ ‎и‏ ‎выращивает‏ ‎могучий ‎баобаб ‎понтов, ‎который‏ ‎всегда ‎лишь‏ ‎отчасти ‎совпадает‏ ‎с‏ ‎формальной‏ ‎иерархией ‎(а ‎в ‎плохом ‎случае ‎может ‎и ‎вовсе ‎находиться‏ ‎с‏ ‎нею ‎в ‎противоречии).

Поздний ‎СССР‏ ‎в ‎этом‏ ‎смысле ‎был‏ ‎прекрасным‏ ‎образчиком‏ ‎«как ‎не‏ ‎надо ‎делать», ‎своего ‎рода‏ ‎гигантской ‎натурной‏ ‎постановкой‏ ‎трактата‏ ‎«Дао ‎дэ ‎дзин» ‎от ‎противного.

Рискну‏ ‎заявить, ‎что ‎одной‏ ‎из‏ ‎худших ‎ошибок,‏ ‎сделанных ‎советскими ‎властями ‎(наряду‏ ‎с ‎фундаментальным ‎«СССР убили печатным станком»), стало‏ ‎массовое ‎производство‏ ‎т.н. ‎культурных ‎элит.

То ‎есть ‎людей,‏ ‎выпендривающихся‏ ‎друг‏ ‎перед ‎другом‏ ‎не ‎участками‏ ‎и ‎автомобилями,‏ ‎а‏ ‎неким ‎гуманитарным‏ ‎багажом.

Просто ‎осознаем, ‎ув. ‎друзья, ‎ужас‏ ‎ситуации, ‎в‏ ‎которой,‏ ‎с‏ ‎одной ‎стороны, ‎нормальный ‎человеческий‏ ‎гражданин ‎тупо‏ ‎не ‎может‏ ‎пойти‏ ‎и‏ ‎купить ‎волгу, но ‎зато ‎может ‎без ‎особого ‎напряга ‎приобщиться ‎к‏ ‎классической‏ ‎опере, ‎переписать ‎у ‎знакомых‏ ‎дип ‎парпл и‏ ‎пинк ‎флойд и‏ ‎почитать‏ ‎в‏ ‎жутких ‎копиях‏ ‎машинописные ‎переводы ‎Кастанеды, ‎Ошо‏ ‎и ‎всего‏ ‎такого.

К‏ ‎началу‏ ‎перестройки ‎подавляющее ‎большинство ‎советской ‎интеллигенции‏ ‎(как ‎технической, ‎так‏ ‎и‏ ‎гуманитарной) ‎было‏ ‎убеждено, ‎что ‎оно ‎является‏ ‎элитой ‎- ‎и,‏ ‎естественно,‏ ‎достойно ‎большего‏ ‎- ‎на‏ ‎основании ‎не ‎материальных, ‎а ‎«гуманитарных»‏ ‎знаков‏ ‎отличия.

Чтобы‏ ‎понять, ‎какая‏ ‎это ‎огромная‏ ‎масса ‎-‏ ‎учтём,‏ ‎что ‎только‏ ‎граждан ‎с ‎вышкой ‎у ‎нас‏ ‎было ‎15%‏ ‎населения,‏ ‎а‏ ‎ведь ‎к ‎ним ‎примыкало‏ ‎не ‎меньше‏ ‎граждан ‎со‏ ‎средним‏ ‎техническим‏ ‎(и ‎ровно ‎с ‎теми ‎же ‎гуманитарными ‎амбициями) ‎и ‎средним‏ ‎художественным.‏ ‎Едва ‎ли ‎не ‎треть‏ ‎взрослого ‎советского‏ ‎народа ‎таскала‏ ‎на‏ ‎себе‏ ‎кватроченто, ‎книги‏ ‎Меня, ‎нагвалей, ‎чайку ‎по‏ ‎имени ‎Джонатан‏ ‎Ливингстон,‏ ‎альбатроса‏ ‎над ‎головой ‎и ‎нравственный ‎закон‏ ‎внутри ‎себя ‎- ‎и‏ ‎с ‎помощью‏ ‎всего ‎этого ‎противопоставляла ‎себя‏ ‎формальной ‎официозной ‎иерархии,‏ ‎у‏ ‎которой ‎для‏ ‎граждан ‎не‏ ‎было ‎волг ‎и ‎белых ‎девяток,‏ ‎а‏ ‎были‏ ‎только ‎рассказы‏ ‎о ‎том,‏ ‎как ‎Париж‏ ‎полон‏ ‎новогодних ‎огней,‏ ‎но ‎не ‎радуют ‎они ‎простых‏ ‎французов.

На ‎этом‏ ‎месте‏ ‎может‏ ‎показаться ‎странным, ‎что ‎автор‏ ‎считает ‎высокую‏ ‎гуманитарную ‎эрудицию‏ ‎советских‏ ‎людей‏ ‎злом. ‎Разве ‎не ‎он ‎постоянно ‎пишет ‎о ‎важности ‎гуманитарного‏ ‎багажа?

Он.‏ ‎Но ‎засада ‎в ‎том,‏ ‎что ‎та гуманитарная‏ ‎элитарность ‎была‏ ‎вынужденной,‏ ‎практически‏ ‎насильственной, ‎нелепой‏ ‎и ‎в ‎общем-то ‎неуместной‏ ‎заменой ‎простых‏ ‎матераильных‏ ‎понтов.‏ ‎И ‎поэтому ‎широкие ‎ув. ‎массы‏ ‎использовали ‎всех ‎этих‏ ‎кастанед‏ ‎с ‎ричардами‏ ‎бахами ‎и ‎бердяевыми ‎решительно‏ ‎не ‎по ‎назначению‏ ‎-‏ ‎и ‎притом‏ ‎унизительно ‎для‏ ‎самих ‎произведений. ‎Вряд ‎ли ‎самого‏ ‎Бердяева‏ ‎обрадовало‏ ‎бы, ‎узнай‏ ‎он, ‎что‏ ‎он ‎айфон‏ ‎и‏ ‎что ‎за‏ ‎него ‎дают ‎на ‎флэту ‎аудиокассету‏ ‎с ‎КИСС‏ ‎или‏ ‎просто‏ ‎дают.

Гуманитарный ‎капитал, ‎используемый ‎в‏ ‎качестве ‎стеклянных‏ ‎бус ‎и‏ ‎перьев‏ ‎-‏ ‎это, ‎честное ‎слово, ‎хуже, ‎чем ‎никакого ‎гуманитарного ‎капитала. ‎Ибо‏ ‎он‏ ‎не ‎только ‎выращивает ‎чудовищные‏ ‎иллюзии, ‎но‏ ‎ещё ‎и‏ ‎способствует‏ ‎образованию‏ ‎на ‎верхушке‏ ‎баобаба ‎понтов ‎- ‎растений-паразитов‏ ‎вроде ‎омелы,‏ ‎притворяющихся‏ ‎цветом‏ ‎нации ‎(мы ‎недавно ‎пронаблюдали ‎вживую,‏ ‎как ‎культовые ‎литераторы‏ ‎и‏ ‎рокеры, ‎воспитанные‏ ‎позднесоветской ‎гуманитарной ‎элитарностью, ‎в‏ ‎массовом ‎порядке ‎и‏ ‎без‏ ‎всякого ‎задействования‏ ‎мозга ‎предали‏ ‎собственную ‎страну ‎и ‎отправились ‎на‏ ‎родину‏ ‎своих‏ ‎понтов ‎-‏ ‎замечу, ‎чтобы‏ ‎там ‎безмозгло‏ ‎бедствовать).

...Ну‏ ‎так ‎вот.

Сейчас,‏ ‎к ‎нашему ‎счастью ‎- ‎мы‏ ‎избавлены ‎от‏ ‎насильственной‏ ‎гуманитарной‏ ‎элитизации. ‎И ‎это ‎позволяет‏ ‎отечественному ‎баобабу‏ ‎понтов ‎относительно‏ ‎спокойно‏ ‎куститься‏ ‎и ‎ветвиться, ‎не ‎принуждая ‎дам ‎обмахиваться ‎Бердяевым ‎вместо ‎фена‏ ‎дайсон,‏ ‎а ‎молодых ‎людей ‎-‏ ‎насиловать ‎гитары‏ ‎с ‎воплем‏ ‎летитбиииии‏ ‎вместо‏ ‎приглашения ‎в‏ ‎паб.

Свобода ‎выбора ‎орденов ‎и‏ ‎конкретных ‎ветвей‏ ‎русского‏ ‎успеха‏ ‎по ‎своему ‎вкусу ‎- ‎это,‏ ‎как ‎представляется, ‎хороший‏ ‎задел‏ ‎для ‎будущего‏ ‎субъективного ‎суверенитета в ‎каждой ‎отдельной‏ ‎голове.

Автор ‎очень ‎надеется,‏ ‎что‏ ‎отечественные ‎кирзовые‏ ‎идеалисты ‎не‏ ‎смогут ‎реализовать ‎свои ‎страшненькие ‎представления‏ ‎о‏ ‎прекрасном‏ ‎(в ‎которых‏ ‎хочется, ‎чтоб‏ ‎страна ‎жила‏ ‎построже) - и‏ ‎не ‎повторят‏ ‎страшной ‎ошибки ‎былого.

Внезапно оказалось, что вся понтовитость псевдо-креативного класса базировалась исключительно на привилегированном статусе при закомплексованных чинушах и дойке Режыма, производимой по наследственному блату.

Но как только Режым сменил внешнюю политику, озаботившись, в том числе, и вопросом собственного выживания, позаимствованные в норальных-то странах культурные понты опали, как озимые.

Что же, остаётся выпить за них крепкого чая, не чокаясь.

После чего - включиться в производство новых культурных понтов, уже никак не привязанных к слабеющей эльфийской культурке.

* - внесены в список иноагентов Минюстом России

звезда рок-н-ролла must die, хорошо сказал!, нет вестей от бога, ifc, один из неснятых ф.ф.ф.

Previous post Next post
Up