Известную статью Лескова "
Еврей в России: Несколько замечаний по еврейскому вопросу", думаю, все заинтересованные читали. Но историю ее создания я не знал и полагаю, что многие не знают.
Как известно, 1881-1882 гг ознаменовались волной еврейских погромов, которые равно застали врасплох и власти, и русское общество, и революционеров. О реакции революционеров еще, бли недер, напишу, а пока могу сослаться на интересную статью В.Н.Кудряшева "
«Черный передел», «Народная воля» и еврейский вопрос: реакция русского народничества на еврейские погромы 1881 г."
Лагерь еврейских беженцев в Бродах. Из газеты Le Monde illustré за 18 ноября 1882.
Поначалу власти предполагали, что погромы - следствие революционной пропаганды. В мае 1881 г., во время встречи с еврейскими представителями во главе с бароном Гинцбургом, Александр III сказал, что "в преступных беспорядках на юге России евреи служат только предлогом, и что это - дело рук анархистов".
Но очень скоро они поняли, что революционеры ни при чем. Среди погромщиков ходили слухи, что евреи убили царя, но что власти это скрывают, и что царь разрешил грабить евреев.
Министр внутренних дел Игнатьев подал царю записку, в которой говорил, что главная причина погромов - "вредная экономическая деятельность евреев". Игнатьев, к слову сказать, один из самых глупых государственных людей в русской истории, хотя в этой номинации есть из кого выбирать.
Вот здесь его можно увидеть на картине Репина "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Государственный совет - орган более или менее фиктивный, вместилище для отправленных в почетную опалу вельмож. Настоящая карьера Игнатьева закончилась в конце мая 1882 г. исторической запиской Александра III: "Взвесив нашу утреннюю беседу, я пришёл к убеждению, что вместе мы служить России не можем. Александр". Но еще до этого, в декабре 1881 - январе 1882 гг работал "Комитет о евреях" под руководством Игнатьева, и по его рекомендациям в начале мая 1882 г. были приняты "Временные правила". По этим правилам, евреям запрещалось а) селиться в сельской местности; б) приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья; в) торговать в воскресенье и в христианские праздники.
Отметим, что опала Игнатьева никак не была связана с еврейским вопросом: тут его взгляды вполне совпадали с взглядами царя и значительной части общественного мнения. На одном из докладов о пресечении погрома Александр III пометил: "Это-то и грустно во всех этих еврейских беспорядках" - в смысле, что приходится бить своих, защищая евреев.
Я уже однажды помещал большую редакционную статью Суворина из "Нового времени" от 1 мая 1881 г. "Что нам делать с евреями", написанную в самый разгар погромов.
Правила эти были задуманы как временные, и в феврале 1883 г. была создана более широкая "Высшая комиссия для пересмотра действующих о евреях в Империи законов", больше известная как комиссия гр. Палена, включавшая в себя, в том числе, и представителей евреев - Гинцбурга, Полякова, Варшавского и др. Она заседала с 1883 по 1888 г. после чего подала записку с рекомендациями предоставить евреям больше прав. Это не соответствовало взглядам Александра III, и в 1888 г. комиссия была распущена, а временные правила продолжили свое существование до марта 1917 г.
За это время они были многократно расширены, и к ним были добавлены многие другие ограничения.
Так вот, возвращаясь к Лескову. В книге "Жизнь Николая Лескова” его сын-биограф
пишет:
В начале 1883 года в кабинете Лескова появилась почти карикатурная фигурка: очень маленький, крикливо одетый брюнетик, с бритой верхней губой, черной, «метелочкой», бородкой и ежиком остриженными конскими волосами. Представился он как доверенный барона Зака, барона Г. О. Гинцбурга и прочих виднейших представителей столичной еврейской общественности. Себя он назвал кандидатом прав Казанского университета П. Л. Розенбергом. От имени пославших его он передал просьбу составить записку по вопросу о положении евреев в России, предназначавшуюся для представления ее затем в так называвшуюся «Паленскую» комиссию, созданную для обсуждения мероприятий по предотвращению впредь еврейских погромов, подобных прокатившимся на юге в 1881-1882 годах.
Лескову, с детских лет задумывавшемуся над судьбой русских евреев и в первые же годы писательства выступавшему горячим оппонентом И. С. Аксакова в вопросе о предоставлении известных прав «потомкам Моисея, живущим под покровительством законов Российской империи», предложение было «по мыслям» и по сердцу.
Он садится за работу.
21 декабря 1883 года получается цензурное разрешение, и в январе следующего года, в количестве пятидесяти экземпляров, выходит книга «Еврей в России. Несколько замечаний по еврейскому вопросу. (В продаже не обращается.) С.-Петербург. 1884». Автор записки не указывался.
На одном из двух хранившихся у меня экземпляров этого издания стояла собственноручная надпись Лескова: «Эту книгу, напечатанную с разрешения министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого, написал я, Николай Лесков, а представил ее к печати некий Петр Львович Розенберг, который отмечен ее фиктивным автором. Н. Лесков»
Таким образом, книга была издана анонимно тиражом 50 экземпляров.
Но слухи о ней были. 21 февраля 1884 г. "Новое время" помещает заметку, где упоминает статью "неизвестного высокопоставленного автора" и приводит правильную цитату из записки Лескова.
В 1890 г. Лесков дает почитать книгу Владимиру Соловьеву и получает от него ответ:
"С благодарностью возвращаю вам ваши книжки, которые прочел с великим удовольствием. «Еврей в России» по живости, полноте и силе аргументации есть лучший по этому предмету трактат, какой я только знаю"
В 1916. Ю.И.Гессен случайно находит рукопись и понимает, что таинственная записка из комиссии Палена написана Лесковым, и в 1919 г. издает ее тиражом 60000.
Что же касается личности Петра Львовича Розенберга, мне не удалось найти почти ничего, за исключением того, что пишет сын-биограф. Отметим в скобках, что девичья фамилия жены Гинцбурга - Розенберг, и что записка, несомненно, дошла до адресата, так что, судя по всему, заказчиком книги действительно был Гинцбург.
В книге
"Неизданный Лесков" (1997) встречается несколько незаконченных отрывков, написанных около 1890 г., которые, по мнению сына-биографа, относятся к Розенбергу. В совсем коротком отрывке "Московские воры и университетский студент" Лесков пишет:
Пусть читатели этого издания простят мое желание довести до их просвещенного внимания один истинный и, по-моему, весьма характерный случай между тремя московскими ворами и университетским студентом П.Л.Р-ом, который нынче жив, здоров и пользуется доверием друзей, знающих его всегдашнюю правдивость.
<..>
П.Л.Р. - сын одесского врача и брат одного из нынешних московских врачей, будучи в 1863 году на втором курсе юридического факультета, вследствие несчастного стечения домашних обстоятельств остался без гроша денег...
В чем состоял характерный случай, осталось тайной - отрывок незакончен.
Помимо этого, сын Лескова относит к Розенбергу два других отрывка: рассказы "Пумперлей" и "Живые растения. Астры-кометы и Помпон", в одном случае под именем Пумперлея, а в другом - Помпона. Слово "Пумперлей" еще как-то встречается у Лескова, и, вроде бы, не встречается нигде больше. По мнению исследователей, означает что-то вроде "пузанчик".
Оба рассказа описывают маленького смешного человечка, совсем неразборчивого в средствах адвоката, совершенно бессовестного с женщинами, у которых он пользуется большим успехом. О еврейском его происхождении не сказано ни слова.
В вычеркнутом отрывке из "Пумперлея", впрочем, написано:
Рассказывали его вину перед этой девушкой таким образом: он пленил ее своим красноречием , о высокой честности говоря, и потом сманил ее на какую-то прогулку - вместе с нею молился, крестил ее и сам крестился, потом опоил ее каким-то наркотическим питьем и сделал негодяйский поступок. Наказанный за это братьями этой девушки, он должен был жениться, но он отвратил от себя это бедствие тем, что женился еще на другой девушке, обладавшей превосходной наружностью, милым сердцем и воспитанием.
Черт его знает, что означают слова "крестил ее и сам крестился", тем более в вычеркнутом отрывке, тем более в рассказе о вымышленном персонаже.
В любом случае, судя по всему, Лесков сильно подружился с Розенбергом в 1883 г., а в 1888 поссорился. Сын Лескова пишет:
7.6.<18>88 он прислал безграмотно пошлый пасквильный акростих, на кот<ором > Лесков, не уничтожая его до самой своей смерти, написал: “Этого негодяя я за три дня ранее выпроводил вон. Н.Лесков ”
Надпись эта мною сохранена, а писарская пошлость Розенберга - мною уничтожена. Андрей Лесков. См. “Живые растения” и “ Пумперлей”, где дан его подлинный портрет».
Ну что же, остается только надеяться, что акростих не имел отношения к истории записки.