В туманном пророчестве в Зехария 2:1-4 говорится:
И поднял я глаза свои и увидел: и вот четыре рога.
И сказал я ангелу, говорившему со мной: что эти? И сказал он мне: это рога, которые рассеяли Иудею, Израиль и Иерусалим.
И показал мне Господь четырех мастеровых.
И сказал я: что пришли делать (мастера) эти? И сказал он так: это рога, которые рассеяли Иудею, так что никто не поднял головы своей, и пришли (мастера) эти ужаснуть их, сбросить рога народов, поднявших рог на землю Иудеи, чтобы рассеять ее.'
Современный комментарий Даат Микра объясняет, что рогами называют стенобитное устрийство, толстое бревно, заостренная передняя часть которого окована железом. Такое устройство иногда называют бараном, а иногда - тараном.
Слово хараш чаще означает "кузнец" (что совершенно уместно в случае окованных железом таранов), но в принципе может означать и любого мастерового. Раши объясняет нагарим - столяры, и Септуагинта переводит τέκτονας - “каменщики”, Славянская Библия - четыри древодѣля, Вульгата - fabros, тоже может означать "кузнец", а может просто "мастеровой" без уточнения.
И Радак, и Абарбанель говорят, что под четырьмя рогами подразумеваются четыре царства, и каждое из них окажется мастером, разрушающим предыдущее: Вавилон, Персия, Греция (царство Александра Македонского и его преемники) и Рим. Но оба они ссылаются и на мидраш из Сота 52b, который относит четырех мастеровых к мессианским временам:
Кто такие четверо мастеровых? Сказал р. Хана бар Бизна сказал р. Шим'он Хасида: Машиах бен Йосеф, Машиах бен Давид, Элияhу, и Коhен-Цедек.
Кто такой Коhен-Цедек, надо отдельно обсуждать, и это сейчас не входит в мои планы.
Абарбанель говорит:
Если это относится к мессианскому времени, значит, все четыре рога относятся к Риму. И если так, кто они такие? Это четыре разных области, где находился императорский престол. Первый был в самом Риме; второй - в Константине, куда его перенес Константино; третий - во Франции, куда перенес императорский престол Карло Магно (Карл Великий), бывший также королем Франции; а четвертый - в Ашкеназе (Германии), куда он был перенесен при императоре Антонио (Оттоне I), где он и находится до сего дня (Священная Римская Империя). Каждый из рогов слабее предыдущего.
И у евреев Ашкеназа есть традиция, что императорский престол будет находится там, пока не придет царь-Машиах <..>
Но пшат все-таки, как я [Абарбанель] сказал вначале (т.е. 4 царства).