Зеленый Хидр

Dec 27, 2019 10:35





Я оказался в городе, не знакомом мне по другим снам.

Сначала я словно шел между типовых районных пятиэтажек, по пространству, где когда-то ставили хоккейные коробки, а потом собирались на разборки дворовые банды.

Однако затем я оказался в совсем другом месте, совсем другом городе. Высокие дома, пробитые насквозь пешеходным путепроводом. Оранжевый отсвет - словно где-то рядом пустыня. Восход и воздух словно пронизан оранжевым песком.

Я пришел в некий дом и оказался на кухне вместе с женой и А. Мы тревожились и беседовали о чем-то; мы ждали вторжения грозных сил власти. Двери мы заперли прочно. Помещение своеобразное - небольшая по площади кухня словно высотой метров пять и состоит из двух уровней.

Но через некоторое время я «услышал» стук в нашу дверь - хотя никто не стучал. Я спустился и открыл дверь и вошел человек, про которого я знал, что это - Зеленый Хидр, загадыватель загадок, путеводитель праведников. (Или Вотан, или другой мифический персонаж, который приходит неузнанным.)

Хидр - высокого роста мужчина средних лет с аккуратной недлинной бородой. Он одет просто, в современную одежду - оливковый свитер и джинсы. Не удается увидеть его внешность - когда я пытаюсь посмотреть ему в лицо, оно остается неразличимым «слепым пятном», как область на границе зрения, на которой невозможно сфокусироваться. Попытки посмотреть ему в лицо вызывают сильное физическое напряжение, каждый раз приходится отводить глаза.



Мы забрасываем его тревожными вопросами - о насилии, о власти, о полиции. Такое впечатление, что ему это не очень интересно, он беседует чрезвычайно вежливо и учтиво, но словно бы с малыми детьми.

Он отвечает нам о том, как противостоять полиции, что раньше он метал в таких «стрелы с кислотой», которые растворяли их, а теперь у него есть пистолет, который «стреляет кислотой». Это сопровождается образами страшных полицейских-«космонавтов», словно с карикатур Маны Нейестани - стрелы/пули «с кислотой» попадают в них, и они начинают частично растворяться, оплывать, а потом хлоп - и исчезают в воздухе, словно утратив химическую стабильность, как лопается воздушный шарик.

Я пока не могу понять смысла этой загадки.

...

Просыпаюсь, рассказываю этот сон жене, потом засыпаю снова. Мне приснилось, что мы поехали к А. в Иран. Там мрачно - оранжевый отсвет песка в воздухе, вертикальный город, пешеходный путепровод между домами-свечками (или просто лестница, но нереально высокая).

Куда-то выхожу, потом возвращаюсь, спускаясь по этой лестнице. На пролетах у подъездов домов тусят компании мрачноватых смуглых босяков. Взгляды у них самые недобрые, слишком я отсвечиваю на общем фоне, но меня не трогают.

Прихожу домой. Под окнами во дворе (на земле, наконец-то - сухой, желтой, но даже с какими-то проблесками растительности) играют дети. Оказывается, мы приехали туда вместе с женой и дочкой, и даже вместе с моей крысой Бегуном (он же Беглов).

Беру его на руки - он такой же, как в жизни, но почему-то раза в три больше. Прижимаюсь лицом и с удивлением чувствую, что он слишком холодный, словно шерсть недавно облили холодной водой.

...

(На самом деле суть Зеленого Хидра несколько другая, чем мне казалось во сне. Его отождествляют с «рабом Аллаха» из суры «Пещера», который совершает непонятные для Мусы/Моисея поступки и считается покровителем путешествующих по морю - «зеленый» как цвет морской волны. Также Хидр присутствует в ряде совершенно невразумительных для меня хадисов.

Еще якобы Хидр был в войске Зу-уль-Карнайна (Александра Македонского) и нашел в горах Памира источник живой воды, благодаря которому стал бессмертным. Считают его и пророком Ильясом, и Гермесом Трисмегистом.

В суфийской притче «Человек, у которого была необъяснимая жизнь» именно якобы Хидр велит Моджуду бросать одно дело за другим и отправляться в путь. Восточное гостеприимство велит уважать каждого гостя, потому что Хидр, как Один, может явиться в любом обличье и отвергнуть такого гостя крайне неразумно. Еще говорят, что лицо Хидра скрыто под маской, и неразумный дервиш, который сорвал ее, увидел, что вместо лица у него лишь зеленое сияние.

Образ Зеленого Хидра получил определенную популярность в психоаналитических интерпретациях начала XX века. Хидр выведен в романе Густава Майринка «Зеленый лик», интерпретацию этого образа разрабатывал Юнг, который объявил его «пророком снов»).

Не могу, конечно же, игнорировать появление такого персонажа в собственном сне.





личное, зеленый хидр, сны

Previous post Next post
Up