«Секс и ракеты: Оккультный мир Джека Парсонса» отрывок 2

Oct 19, 2018 12:36





перевод: ichhantik.livejournal.com

II. Парсонс в Калтехе: 1936-1939

На Хэллоуин 1936 года произошло событие, которое считают рождением Лаборатории реактивного движения. Из записей Малины можно предположить, впрочем, что эта важная дата ничего не означала, кроме еще одной серии неудачных испытаний. Однако даже если для Фрэнка Малины этот день был неудачным, в тот раз присутствовал фотограф, снявший Рудольфа Шотта, Амо Смита, Малину, Эда Формана и Джона Парсонса на фоне испытательной установки. Хотя это фото в Лаборатории называют «Рождеством», один из ученых, Карлос Вуд, отсутствует на снимке.

По традиции раз в год в день открытых дверей в Лаборатории за центром для посетителей «Рождество» воссоздается с использованием манекенов. В 50-ю годовщину Лаборатории в 1986 рассматривалась возможность использовать актеров, изображающих пятерых отцов-основателей.

От этой идеи отказались, однако манекены Парсонса и четверых остальных хранятся в Лаборатории по сей день и используются в каждый день открытых дверей. Забавно, что при воссоздании Рождества, произошедшего в Хэллоуин 1936 года, используется образ человека, который утверждал, что он «Антихрист». Та самая фотография и ее воссоздания в Лаборатории приведены этой книге. (Следует отметить, что дата Рождества отмечает начало испытаний жидкого топлива, хотя в то время группа работала с жидким и твердым топливом параллельно).



На следующий день после Рождества произошел инцидент, который Малина счел нужным отметить: один из топливных шлангов оторвался, и топливо, льющееся из него, загорелось. Шланг начал вращаться и изгибаться, порождая огненного змея, от которого все принялись бежать. После того как они пришли в себя, они пожалели, что не засняли этот момент на пленку. Последующие тесты шли получше, однако группа продолжала судить об успехе по тому, сколько секунд продолжалась работа ракеты. К 16 января 1937 года они достигли времени работы в 44 секунды.

Как впоследствии вспоминал Форман, испытательная установка в Арройо Секо была построена из взятых напрокат баков и шлангов. Он сам изготовил кожух камеры сгорания, и утверждал, что «это была практически лишенная финансирования операция - приходилось арендовать станок за два доллара в час и все делать самому в те дни, когда зарплаты были 25 центов в час». Час работы в мастерской обходился в полдня зарплаты. Навыки Формана в области точной механической обработки составили ему славу как отличному механику. В то время, пока он работал с группой, он оставался главным механиком GALCIT/JPL.

Исходная схема испытательной установки во время Рождества была нарисована на вощеной бумаге Малиной, который подписал ее внизу своим именем и именем Парсонса. На схеме показано, что кислород поступает с одной стороны, а метиловый спирт (топливо) и азот с другой. Вода использовалась для того, чтобы защитить ракету от перегрева. Реактивный выхлоп прижимал пружину, с помощью которой измерялась тяга. Сжатие пружины указывало на то, какая сила на нее воздействует. Небольшой алмазный наконечник на установке наносил царапину на стеклянную пластину, указывая на точку наибольшего отклонения. Ракета и ее стенд были защищены мешками с песком, а топливные баки (и экспериментаторы) располагались на солидном расстоянии.

Пять страниц написанных от руки заметок Парсонса, описывающих тот период, с 15 ноября 1936 года по 17 января 1937 года, начинаются со слов «Исследование проводится для апредиления [sic] приминимости [sic] ракет в высотных исследованиях и других областях деятельности, свойств различных видов топлива и металлов при высоких температурах.

Подлежат исследованию ракеты, использующие твердое топливо, взрывчатку или горючие вещества, и жидкое топливо, использующие жидкую взрывчатку или газообразный кислород и различные горючие вещества.

Необходимо опробовать различные двигатели и материалы с использованием различных методов впрыска топлива. Необходимо свести воедино полученные ранее данные, а также записи всех испытаний + расчеты».

Схема испытательной установки для ракетных исследований GALCIT нарисована Фрэнком Малиной в августе 1936.

Дата первых испытаний - настоящего Рождества - утрачена. В ходе второго испытания 15 ноября в качестве топлива использовался метиловый спирт при разных давлениях с зажиганием от отдельного аккумулятора. Все три испытания во второй день закончились неудачно. В своих записях Парсонс отмечает, что следует отказаться от резиновых трубок и использовать в ходе дальнейших испытаний медные, чтобы предотвратить воспламенение.

Третья серия испытаний 28 ноября включала в себя четыре зажигания различной длительности, самое продолжительное из которых составило 20 секунд. В заметках Парсонса приводятся различные материалы, использованные в ходе испытаний, а также их источники, а также есть запись испытаний 16 января 1937 года. Очевидно, что эти полевые заметки неполны. Длительные промежутки между испытаниями объясняются настойчивым требованием фон Кармана анализировать результаты каждого испытания перед началом следующего.

Ожидая следующего испытания Парсонс и Форман запускали собственные пороховые ракеты. Малина писал: «Их отношение типично для первопроходцев в новых технологических областях. Для того, чтобы получить опору своим мечтам, они упорно будут пробовать их прежде, чем они станут технически выполнимы».

Парсонс пару раз упоминается в записях Малины в этот период и последующие месяцы. Например, Малина пишет 21 ноября 1936 года, что на прошлой неделе у Парсонса был грипп.

Первое успешное испытание твердотопливного ракетного двигателя прошло в январе 1937 года - и Малина в то время о нем особо не думал, поскольку он его даже не упоминает.

Группа оставила Арройо в следующем апреле и переехала в кампус Калтеха, расположенный прямо в Пасадене, где они работали в одном из зданий лаборатории GALCIT. Только фон Карман был достаточно смел для того, чтобы впустить этих безыскусных исследователей в рабочий кампус. В мае с группой начал работать Цянь Сюэсэнь, приехавший из Китая на корабле для студентов, оплаченном репарациями за восстание боксеров, который разделил офис с Амо Смитом.

Уэлд Арнольд, студент-метеоролог, пожертвовал группе тысячу долларов в мелких купюрах, завернутых в газету. Никто не решился спросить, где он их взял. В Калтехе была создана небольшая касса, куда поместили деньги. Что интересно, в конце войны там оставалось триста долларов. Арнольд на некоторое время стал неофициальным фотографом группы - он каждый день приезжал из Лос-Анджелеса за 20 миль.

Жителей кампуса вскоре начало напрягать присутствие группы. Испытания были громкими и небезопасными. Сразу же после прибытия в кампус группа устроила первую свою аварию. В своей лаборатории он установили ракетный двигатель на 50-футовый маятник. Они измеряли отклонение маятника для вычисления полученной тяги. Первый испытанный двигатель взорвался, наполнив здание облаком метилового спирта и двуокиси азота. Многие ценные лабораторные инструменты покрылись тонким слоем ржавчины. Прочие жители кампуса начали называть группу «Отрядом смертников». Парсонс вспоминал о тех событиях четыре года спустя, когда наконец нашел способ полезного применения легковоспламеняемой красной дымящей горючей кислоты (RFNA).

Фон Карман заставил группу переместиться под открытое небо, на участок рядом с лабораторией, и восстановить маятник, сделав его в этот раз в пять раз прочнее, чем считалось необходимым. Спустя два года маятник вновь был уничтожен при взрыве, когда кусок стали вонзился в стену в том месте, где Малина стоял всего за несколько минут до того. К счастью, его тогда отозвал секретарь фон Кармана из-за какого-то бытового вопроса, связанного с печатающей машинкой. После этого опасного случая группа вернулась обратно в арройо.

22 марта есть другое краткое упоминание о Парсонсе в записках Малины, а 24 апреля Малина указал, что Парсонс пишет документ «о химической стороне дела». Этот документ назывался «Рассмотрение практической возможности применения различных веществ в качестве реактивного топлива». Законченная работа датирована 19 июня 1937 года и подписана «Д. Парсонс, компания Halifax Explosives». Несмотря на свое происхождение, позже она была засекречена правительством, однако сейчас она уже давно рассекречена и находится в архивах Лаборатории - единственный документ в архивах, где Парсонс указан в качестве самостоятельного автора. Он был соавтором в нескольких других работах, однако эту подготовил сам.

Работа начинается так: «При рассмотрении практичности использования различных видов топлива и окислителей для ракет используются определенные критерии, которые не применимы при рассмотрении обычных двигателей внутреннего сгорания.

Поскольку на эффективность ракеты влияет соотношение массы топлива к общей массе, и поскольку ракеты должны нести с собой весь запас окислителя, необходимый для сгорания, наибольшую важность имеет соотношение общей массы топлива и окислителя к производимой ими энергии. Кроме того, поскольку важно соотношение массы к потоку, предпочтительно использование топлива с высоким удельным весом.

Кроме того, не следует пренебрегать обычными требованиями к безопасности, доступности, стоимости и удобству физического состояния топлива».

Парсонс пишет, что топливо должно быть высокой плотности для эффективной тяги, и быть достаточно мощным, чтобы поднимать свой собственный вес, а также массу ракеты и груза, который она может нести. Это заявление может показаться банальным, тем не менее его необходимо было поставить в начало анализа. В своей работе Парсонс представляет пять таблиц для различных видов топлива с вычислениями и химическими формулами, определяющими свойства каждого. По этим расчетам очевидно, что ракеты не были для Парсонса простым хобби. Он был, как все говорили, главным теоретиком группы, пусть даже и нетерпеливым теоретиком. У Парсонса явно хватало математических и научных знаний для обоснования своих предположений. Малина специализировался на других расчетах, которые не появляются в работе Парсонса.

В первой таблице Парсонс рассматривает такие горючие газы, как ацетилен, бутан, бутин, водород и метан. Он отказывается от ацетилена как от чрезмерно опасного, не проводя расчеты показателей сгорания. Далее он упоминает о возможных проблемах с водородом и метаном. Жидкий кислород даже не включен в таблицу, Парсон не проводил для него расчета ввиду его крайней опасности. Такое отношение было справедливо на протяжении десятилетий. Только когда были отработаны способы безопасного обращения с жидким кислородом, он заменил сочетания жидкого топлива, которые помогал совершенствовать Парсонс.

В таблице 2 перечислены жидкие углеводороды - метиловый спирт, этиловый спирт, пропаргил, бензол, этиловый эфир и гептан. Все они легко доступны, дешевы и просты в обращении, однако имеют низкий энергетический потенциал.

В таблице 3 перечислены самовоспламеняемые (взрывчатые) вещества, такие как порох и прочие, энергетический потенциал которых слишком низок по сравнению с газами и жидкостями, которые сложны в обращении. С некоторыми предосторожностями, указывает Парсонс, они могут оказаться полезными. Парсон упоминает также, что они могут быть «расплавлены или запрессованы в виде стержней», что стало основой идеи, которая позже привела к успеху.

В таблице 4 перечислены металлоорганические или гибридные соединения. О них известно мало, пишет Парсонс, они дороги и сложны в производстве и обращении. Например, один из них, триметилаллюминий, склонен к спонтанному самовозгоранию на воздухе. Парсонс полагал, что они заслуживают дальнейшего изучения, хотя в итоге это ни к чему не привело.

Таблица 5 называется «Различные вещества» и содержит данные для алюминия, бора, углерода, лития и магния. Парсонс считал, что они могут представлять определенную ценность при добавлении к другим веществам; так, например, алюминий уже использовался для взрывчатки. Парсонс также считал, что энергия, полученная из таких смесей, может использоваться для непрямого нагревания других веществ, например, воды.

Есть также шестая таблица, в которой перечислены не виды топлива, а окислители, вещества, которые добавляются в химический процесс для ускорения сгорания. Парсонс указывает, что окислители по-прежнему нуждаются в исследованиях. 13-страничный документ снабжен шестью приложениями, в которых приводятся значения для различных материалов, полученных в ходе исследований Парсонсом сотоварищи. В этих приложениях приводятся фактические результаты для экспериментов, теоретические расчеты которых приведены в первой части отчета. В этих приложениях указаны не только предварительные расчеты, но и данные проведенных испытаний топливных смесей в Halifax. Документирование каждого шага представляет собой долгий, но необходимый процесс. Не приводятся никаких определенных выводов, однако Парсонс в каждом эксперименте видел начало следующего. Каждое испытание давало ему новые идеи, и он никогда не прекращал мыслить.

Малина указывает на работу Парсонса в ходе разработки метода использования дымящей азотной кислоты в качестве пригодного к хранению окислителя. Он указывает также, что Парсонс в этой работе первый рассмотрел возможность использования бороводорода в качестве топлива, заглянув далеко в будущее. Ключевой задачей, как считал фон Карман, было заставить топливо гореть медленно. В оружейном применении топливо сжигалось как можно быстрее. Парсонс и Форман должны были забыть об этом, и найти новую технологию.

По завершении семестра в следующем месяце Малина нанес визит Парсонсу. 22 мая - прежде чем работа была завершена, Малина пишет: «Антелоуп Вэлли, около Нью-Холла - На этой неделе я принял приглашение Джека Парсонса посетить дом, который он арендует возле офисов пороховой компании, где он работает. Здесь жена Джека [Хелен] - что означает отличную кухню. Мы в предгорьях милях в сорока от Пасадены».

Антелоуп Вэлли - нынешнее месторасположение авиабазы ВВС «Эдвардс» - большая долина, и неизвестно, располагалась ли компания Halifax, на которую работал Парсонс, где-то поблизости от базы. В Антелоуп Вэлли располагалось несколько компаний по производству взрывчатки, все на надлежащем расстоянии от города. Джон и Хелен Парсонс, видимо, не прожили там очень долго, потому что в реестре жителей Пасадены они указаны проживающими по адресу 168 Саут-Террас-драйв с 1937 по 1940. Возможно, они не продавали дом на Саут-Террас, который принадлежал им, и временно арендовали дом в Антелоуп Вэлли, пока Парсонс не закончил свою работу в июне.

Во время написания своей работы Парсонс продолжал приезжать в Пасадену и проводить испытания вместе с GALCIT. Группа достигла своих лучших результатов еще в мае, когда их двигатель проработал более минуты. Однако выпускники окончили свой семестр и занялись другими делами. Малина и Цянь сосредоточились на докторантуре, Велд отправился в Нью-Йорк. Оставшиеся собрали свои записи по ракетной теме, назвав этот сборник «Библией» - копия его по-прежнему хранится в архивах Лаборатории.

Работа Парсонса была в этом сборнике среди примерно полудюжины других.

Примерно в это время Парсонс и Малина начали писать «роман с антивоенным сюжетом», который должен был, кроме того, стать киносценарием. Рукопись построена на антикапиталистических убеждениях, и Малина описывает свою борьбу с корпоративной культурой и грядущую войну в Европе. Некоторые писатели заявляли, что рукопись была некой научно-фантастической историей о полете на Луну, или о злых ученых-ракетчиках. Это не так.

Рукопись сейчас находится во владении Марджори Малины, вдовы Фрэнка. Она не озаглавлена, а автор ее не указан, но целиком написана почерком Малины. По воспоминаниям Малины очевидно, что Парсонс участвовал в написании рукописи, а Малина работал над ней у него дома. Там Малина пишет, что его «беспокоит запас тетранитрометана на кухне у Парсонса» - тот делал запас этого химического вещества, несмотря на то, что армия сочла его слишком опасным для использования после нескольких несчастных случаев. Из-за его малой доступности Парсонс его больше собирал, чем использовал; а еще у него «хватило бы дома пороху, чтобы подорвать целый квартал» - по словам первой жены Эда Формана, которая, вероятно, не преувеличивала. Порох хранился в открытой бочке на заднем дворе. После смерти Парсонса Малина писал, что «Парсонсу взрывчатка была так привычна, что он забыл об осторожности».

Написанный на 38 страницах синопсис сценария полон вычеркнутых строк и других правок, свидетельствующих о том, что пара совместно работала над тем, что записывал Малина. Этот рассказ о группе ученых-ракетчиков - явно срисованных с них и их товарищей по Калтеху - которые пытаются заниматься чистой наукой, в то время как другие стороны работают с более эгоистическими целями - почти что на каждой странице выражает антикапиталистические идеи. Персонаж, списанный с Формана - профсоюзный организатор. Все интеллектуальные персонажи (и даже их механики) занимаются философским резонерством. В качестве «плохих парней» выступают крупные промышленники и их прислужники. Рассказ наполнен отступлениями, включая любовные истории и тому подобное. Кроме того, он пугающе напоминает пророчество.

Персонаж, списанный с Парсонса, носит имя Теофиль Бельведер, и его описание отражает проницательность (а также определенный юмор) со стороны Парсонса. Бельведер «мистик, который рассуждает о религии и организованной церкви». Он «крайне фанатичен и используется, чтобы придать сюжету зловещий эффект». Его описание стоит привести дословно, однако следует помнить, что рукопись была лишь первым черновиком и не продвинулась далее этого этапа.

Теофиль Бельведер - высокий, слегка сутулый розовощекий мужчина, с лицом, черты которого постоянно переменяются от радости к горю. Незадолго до начала истории он по собственному желанию был расстрижен из ордена францисканцев. В монастыре он занимался изучением астрономии, темы, которая интересовала также его аббата. В угловой келье монастыря был построен небольшой телескоп, где Бельведер проводил долгие часы, изучая звезды. Монастырь расположен на холме маленького городка с испанской атмосферой. Раз в год в городе проводится фиеста, и на протяжении многих лет монахи наблюдали через ниши в кельях парад, который проводится в заключительную ночь. В эту ночь Бельведер, как обычно, вошел в пространство между обсерваторией и углом кельи. Он ошеломлен внезапным появлением молодой женщины в ночной рубашке, которая в отчаянии хватает его за руку. На следующий день Бельведер идет к аббату, кается в своем искушении и решает покинуть орден. Оказывается, молодая женщина - дочь брата аббата, навестившего монастырь. Бельведер возвращается в Рок (в Пасадене), где видит, как над его истово верующей матерью измывается ее вечно пьяный муж. В семье наступают благоприятные перемены. Бельведер, у которого есть магистерская степень, устраивается учителем в старшую школу Рока. Он становится учителем по естествознанию.

Ближе к концу истории Бельведер случайно взрывает себя, пытаясь остановить один из своих экспериментов - следует отметить, что история была написана за 15 лет до того как таким же образом погиб Парсонс - зловещее пророчество. Кроме того, персонаж списанный с Цяня, возвращается в Китай из-за подозрений в коммунизме, и теряет связь с остальными - и это также позднее произошло. Многие из тех, кто остается, находятся под следствием из-за их антикапиталистических политических убеждений. Сбылись и величайшие опасения Малины - что их работа будет использована в военных целях. В повести это богатый инвестор, который продает их секреты нацистам и фашистам.

В рукопись включен другой киносценарий, часть которого отпечатана на бланках Metro Goldwin Mayer. Дополнительные рукописные технические описания (и иллюстрации) были созданы Малиной. Отпечатанная часть датируется 17 июнем 1937 года, подписана Малиной и озаглавлена «Тень крыла». Этот сюжет - полностью отдельный кинопроект, который рассматривал некто М. Бэлкон из MGM. «Тень крыла» - это история о том, как ложный бомбардировщик выполняет перелет из Австралии в Лондон и все идет наперекосяк. Главный герой - пилот, который сажает самолет, несмотря ни на что. Обе истории никогда не пошли дальше набросков, первая из-за внезапного появления денег для ракетного проекта, а вторая - неизвестно почему. Возможно, просто не вызвала интереса у MGM?

4 июля 1937 года Малина писал: «На Четвертое июля мы с Парсонсом запланировали испытания порохового ракетного двигателя» - что выглядит отличным способом отметить День независимости США и завершение научной работы Парсонса. 26 мая Малина записал: «Вчера мы с Парсонсом обсуждали возможность снова увидеться с Годдардом. Возможно, он с женой и я поедем в Роузвелл на его машине, он потом вернется, а я поеду дальше в Техас…» Они не поехали. По интонации можно предположить, что Парсонс до этого уже встречался с Годдардом, однако данных о такой поездке нигде нет.

Постепенно Малина сосредоточился на своей докторской, которую он в течение долгого времени откладывал. Работа над диссертацией сблизила его с Саммерфильдом и отдалила от Парсонса. В следующий раз Малина упоминает о ракетном проекте целых пять месяцев спустя, в декабре.

«На этих выходных Парсонс хочет провести несколько испытаний», кратко указывает Малина, и можно только гадать, почему он вообще это упомянул. Позже в декабре в местном братстве Сигма-Кси Малина прочитал лекцию «Факты и выдумки о ракетах».

Кроме того, группа попала в газеты 26 января 1938 года, когда Малина и Смит отправились в Нью-Йорк, чтобы представить доклад Исследовательскому институту аэронавтики. Кларк Милликан убедил школу дать им 200 долларов на поездку - впервые Калтех оказал проекту непосредственную финансовую поддержку. В этот январский день о них вышли статьи в New York Times и Houston Chronicle, а также в Los Angeles Times, New York Herald Tribune и журнале Time.

Они начинаются так: «План создания исследовательской ракеты, которая может взлететь на высоту в 967 миль над землей, был раскрыт сегодня перед собранием инженеров в области аэронавтики». Малина и Смит заявили присутствующим, что «идея, в теории, работает... заработает ли она на практике, зависит от эффективности ракеты». Ими была предложена трехступенчатая ракета с6 максимальной скоростью в 11 тысяч миль в час (прим. перев. - почти 5 км/с, меньше первой космической скорости). После публичного освещения один каскадер в Нью-Йорке заявил, что готов взлететь на ракете на высоту в 1000 футов и спуститься вниз на парашюте во время окружной ярмарки, а одна радиостанция в Голливуде захотела устроить передачу с звуком работающего ракетного двигателя.

2 февраля 1938 года в студенческой газете Калтеха, «Калифорния Тех», была напечатана статья о ракетах, написанная Малиной с помощью Смита и Цяня. В апреле 1938 года «Ассошиэтед Пресс» выпустила заметку о работе группы, которую стоит процитировать целиком, поскольку в ней содержатся важные сведения, которых нет в записях Малины. Так сказано:

«Фрэнк Д. Молина [sic] и трое студентов-ученых [видимо, Парсонс, Форман и Смит] работают над двигателем, на основе которого они хотят создать реактивный инструмент, который сможет поднять ракету примерно на 100 миль над поверхностью Земли.

Они полагают, что такая ракета сможет нести инструменты с помощью которых удастся получить важные данные для прогнозирования погоды, данные о космических излучениях, ценные сведения для астрономов и различную информацию для научных целей.

Этот двигатель, установленный в Гуггенхеймовской школе аэронавтики в Калифорнийском технологическом институте, является камерой сгорания, где смешиваются газообразные кислород и этелен [sic] при температуре в 5000 градусов Фаренгейта - это примерно половина температуры Солнца [!].

Огненный газ исходит из «дюзы» со скоростью примерно в 9000  футов в секунду. При помощи «ступенчатой ракеты» из трех моторов, два из которых будут сброшены во время полета, можно  достигнуть скорость в 11000 футов в секунду, заявил Молина.

«После экспериментов с газом мы попробуем жидкости, - рассказал Молина. - Потому что именно они будут использоваться в ракете. Лишь семь десятых общей массы ракеты может составлять горючее».

«Конструкция ракеты будет очень важна, поскольку очень трудно удерживать постоянный курс. Как показали эксперименты, ракеты легком могут отклоняться от курса в потоках воздуха. С этим может помочь справиться гироскоп».

«Нашей целью является создание ракеты, которая сможет поднимать научные приборы на высоту около 500 тысяч футов, что гораздо больше, чем удалось достичь при помощи воздушных шаров. Рекордной высотой для воздушного шара, насколько я помню, являются 110 тысяч футов. Все это настолько, насколько возможно, мы прорабатываем в теории».

Молина заявляет, что уменьшение гравитационного притяжения Земли с набором высоты будет преимуществом при попытках создать ракет, которые достигнут еще больших высот. По его подсчетам, гравитация уменьшается до одной десятой на расстоянии в менее чем 200 миль от поверхности Земли, и пропорционально уменьшается с высотой».

Вскоре Малина и группа забросили идею многоступенчатых ракет. После статьи в AP появились еще несколько заметок о работе группы, но Малине не нравилась вся эта суета - о чем свидетельствует отсутствие упоминаний выше о ракетных путешествиях. (В массе люди по прежнему считали, что «ракеты» - это про путешествие на Луну). Малина не появлялся в последующих газетных статьях, однако появлялись Парсонс и Форман, которых неоднократно фотографировали. Очевидно, они считали это возможностью привлечь внимание - и, быть может, финансирование.

Парсонсу, похоже, нравился статус, который принесла ему работа, так что он иногда преувеличивал свои заслуги, представляясь другим людям. Он заявлял, что он «инженер» - что неправда, поскольку у него не было образования, хотя и было больше практических знаний о взрывчатке, чем у многих инженеров с полученным образованием. Указанные в реестре жителей Пасадены профессии Парсонса зависели лишь от того, что домовладелец заявлял составителю реестра. Сначала Парсонс называл себя «химиком», а позже указывал, что он «научный сотрудник» в Калтехе. Под рекомендательным письмом, которое он написал для Роберта Дроза, значится «инженер-проектировщик, отдел аэронавтики». Два списка сотрудников GALCIT, сохранившихся в архивах Лаборатории реактивного движения, ясно указывают на одно: Парсонс был единственным, кто отвечал за программу создания твердого топлива.

перевод, оккультизм, джон картер, переводы, секс, магия, книга, джон парсонс

Previous post Next post
Up