«Считаю явно ненормальным...»

Aug 26, 2023 17:47

     В одной из предыдущих записей был упомянуто распоряжение, по которому с августа 1941 года экипажи танков КВ Северо-Западного направления в полном составе фактически закреплялись за полученным им на Кировском заводе танком и вместе с ним выбывали на ремонт и в другие танковые части.



Военинженер 2 ранга Шпитанов Александр Федорович

А причиной его появления послужила докладная записка старшего военпреда ГАБТУ КА военинженера 2 ранга Шпитанова Александра Федоровича, адресованная начальнику АБТУ Северо-Западного направления полковнику тов. Прейсману, копия начальнику РЭУ ГАБТУ КА бригинженеру тов. Максименко.
     Ниже собственно текст данной записки, которая датирована, видимо, 1-м августа 1941 года.

     «Считаю явно ненормальным, когда танки КВ поступают в ремонт на Кировский завод без полного состава экипажа и даже без сопровождающих. Личный состав с фронтовыми танками не снабжается аттестатами и командировочными предписаниями. На поступление танков в ремонт на Кировский завод нарядов не выдается, приемо-сдаточных ведомостей нет. Все это создает большие трудности в содержании и питании личного состава и безответственность за боевые машины.
     Танки приходят не комплектными и по такой номенклатуре, которая в процессе боя не выходит из строя... Кроме того, имело место прибытие на завод вполне боеспособных танков КВ.
     При отправке с завода отремонтированных танков приходится заново комплектовать их личным составом, возимым инструментом и ЗИПом.
     Прошу принять надлежащие меры по устранению указанных недочетов».

Как уже говорилось, с большой вероятностью поводом к написанию данной бумаги стали перемещения между Лугой и заводом танков КВ-1, которые первоначально предназначались для танкового батальона 177-й стрелковой дивизии.
     Однако другие упомянутые в справке помощника начальника отдела ремонта и снабжения АБТУ СЗН военинженера 3 ранга Ермакова как находящиеся на ремонте на ЛКЗ танки КВ-1 (зав. №№ М-9623 из 191-й стрелковой дивизии, М-4812 из 6-го танкового полка 3-й ТД, М-4660 из танкового полка ЛКБТКУКС и М-4773 из 25-го танкового полка 163-й МД) также никаких сопроводительных документов не имели, а информация о их принадлежности была получена от сопровождающих.

Практически сразу по получению записки Шпитанова в АБТУ Северного и Северо-Западного фронтов было отправлено распоряжение за подписью Главного инспектора тыла СЗН генерала Шилова следующего содержания:
     «Несмотря на имеющиеся распоряжения, танки КВ до сих пор направляются на Кировский завод не только без экипажей, но и без сопровождающих. Поступают танки в ремонт без нарядов и приемо-сдаточных актов. Имели место случаи поступления с Северо-Западного фронта в ремонт боеспособных танков. Личный состав не снабжается аттестатами и командировочными предписаниями. Кроме того, танки приходят неукомплектованными по номенклатуре...
     Предлагаю, впредь все танки КВ направлять в ремонт на заводы промышленности по наряду, с приемо-сдаточным актом и полным составом экипажей. Личному составу выдавать аттестаты и командировочные предписания».

Уже 2 августа в сокращенном виде данное распоряжение упомянутыми АБТУ фронтов были переправлены в АБТО починенных армий:«Начальник УАБТВ СЗН приказал: Танки КВ направлять для ремонта на Кировский завод... обязательно с экипажем и всей документацией машины».

А так как танковых частях СЗН до октября 1941 года отсутствовал какой-то весомый кадровый резерв подготовленного на танки КВ личного состава, то экипаж, который получил танк на заводе, затем после очередного ремонта перемещался с ним в другую танковую часть по планам укомплектования этих частей.
     Выбывали из экипажа танкисты только в связи с гибелью, по ранению или по какому-нибудь чрезвычайному происшествию. Такая по крайней мере тенденция прослеживается по информации из актов на отправку маршевых рот и ремонтных машин из 22-го отдельного учебного танкового батальона в августе - октябре 1941 года.

ЛКБТКУКС, 25 ТП, ОТБ ЛОГ, Лужский рубеж, 24 ТД, 6 ТП, ремонт

Previous post Next post
Up