Вяжище, 13 августа 1941 года.

Aug 18, 2023 20:21

     Для сводной записи на тему участия танков КВ-1 из 24-й танковой дивизии и ОТБ 177-й стрелковой дивизии Лужской оперативной группы Северного фронта в боях в районе города Луга Ленинградской области первоначально планировал сделать небольшую отдельную запись о участии танков КВ 24-й ТД в боях в районе деревни Стояновщина Лужского района Ленинградской области в середине августа 1941 года.
     Однако решил написать и о участии в тех боях танков БТ, потому что в документах на списание этих танков, которые 24-я ТД успела отправить в АБТУ Северного фронта, есть информация и о погибших танкистах. К сожалению, сведения на безвозвратные потери личного состава за август 1941 года штаб 24-й ТД в соответствующие инстанции предоставить не успел.



На снимке для привлечения внимания запечатлен подбитый танк БТ-5 из 24-й танковой дивизии, который мог быть потерян 13 августа 1941 года в районе деревни Вяжище Лужского района Ленинградской области. На борту башни танка виден опознавательный знак 24-й ТД в виде треугольника с тремя разделами и цифрами внутри них.
     Впоследствии такие же опознавательные знаки получили и танки 124-й танковой бригады.

     Для начала надо, видимо, рассказать о документах на списание безвозвратно утраченной в боях 10 - 14 августа матчасти, которые штаб 24-й ТД успел отправить в АБТУ СФ. На 27 списываемых танков БТ и 1 автомашину были составлен акты на списание, к которым прилагались материалы дознания по поводу потери каждого танка и схема с его местоположением.
     Кроме того, к отчетным документам о тех боях были приложены целых три общих схемы с указанием местоположения всех танков. На одной из них, которую уже очень давно разместили во Вконтакте поискового отряда "Лужский рубеж", даже привели все заводские номера танков БТ в окрестностях Стояновщины
(ссылка).

К сожалению, у меня этой карты нет, так что для наглядности придется воспользоваться чуть подработанной картой из Вконтакта. Номера на ней видны не очень хорошо, но есть их полный список.




На карте выделил район где ранним утром 13 августа 1941 года в ходе атаки на позиции немцев из 269-й пехотной дивизии в деревне Вяжище были подбиты шесть танков БТ группы капитана Прядуна.

В книге Хомякова «История 24 танковой дивизии РККА» 2006 года выпуска информация о бое в районе Вяжище приведена следующим образом: "Группа в составе семи танков со взводом пехоты, под командованием капитана Прядун, произвела несколько атак на Вяжище, но в результате сильного минометного огня наша пехота при атаке отстала от танков, и танковая атака также закончилась неудачно, группа потеряла на поле боя подбитыми артиллерийским огнем 7 танков, 5 из которых сгорели" (Солдат).



Капитан Прядун Трофим Иванович

В коротком отчете о том бое от командира 3-й роты 559-го истребительно-противотанкового дивизиона (3./Panzerjägerabteilung 559), что в бою были выведены из строя все шесть принявших участие в атаке танков БТ (Bauart Christie, russ. Bezeichnung BT).
     На вышеприведенной схеме также видны шесть отметок подбитых танков к северу от деревни Вяжище. Два танка сгорели (БТ-7 с зав. № 082-20 и БТ-5 с зав. № 187-91), а еще четыре учтены как подбитые (БТ-5 с зав. №№ 218-97, 43-44, 533-80 и 144-52). К сожалению, на эти шесть танков у меня имеется в наличии только, скажем так, два с половиной комплекта документов, но в ЦАМО РФ они сохранились целиком.

О танке БТ-7 с зав. № 082-20 я уже писал семь лет. В той записи можно посмотреть оригинал схемы с местоположением потерянного танка и прочитать выдержку из документа об обстоятельствах его потери.
     Этот танк шел головным и был сразу подожжен с близкой дистанции вражеским ПТО. Экипаж танка (командир сержант Горев Евгений Павлович, механик-водитель сержант Живолуп, башенный стрелок красноармеец Корнюшко) погиб. К сожалению, по документам ресурса Память народа на данный момент у меня получилось установить только командира этого танка.

В материалах расследования обстоятельств потери танка БТ-5 с зав. № 218-97 политрук 2-й роты 2-го танкового батальона 49-го танкового полка Павленко сообщил, что он видел как этот танк еще "...на рубеже развертывания за скатом высоты задымился и заглох, но по инерции продолжил движение вперед" и скрылся из поля зрения.
     Его экипаж (командир Сохач, механик-водитель Прошин, башенный стрелок Дронов) в расположение своей части после боя не вернулся и пропал без вести. К сожалению, на этих танкистов ни по каким спискам выйти не удалось, но возможно башенным стрелком этого танка был военнослужащий 49-го ТП 24-й ТД Кронов Семен Георгиевич, на которого есть учетно-послужная карта в ЦАМО РФ.



Младший лейтенант Ефремов Павел Игнатьевич

В акте на списание танка БТ-5 с зав. 144-52, командиром которого являлся командир танкового взвода младший лейтенант Ефремов, приведена информация о том, что этот танк был подбит снарядом крупного калибра в левую сторону, в результате чего погибли механик-водитель танка Гонтарь и башенный стрелок Шварчук. Командир танка выбрался из него невредимым, но танк оказался окружен фашистами и младшему лейтенанту Ефремову "...пришлось с боем выходить из окружения", что ему благополучно и удалось сделать. К сожалению, материалов расследования по этому танку у меня нет, так что другие подробности пока отсутствуют.

Командир взвода 49-го ТП младший лейтенант Ефремов Павел Игнатьевич, который с большой вероятностью и упомянут в документах на списание танков БТ, в документах ОБД Мемориал числится пропавшим без вести в сентябре 1941 года (ОБД Мемориал). Видимо, он погиб в последующих боях при выходе 24-й ТД из окружения.
     Там же в документах ОБД Мемориал сохранилась анкета на розыск механика-водителя старшего сержанта Гонтаря Николая Митрофановича из 49-го танкового полка (ОБД Мемориал).
     А вот башенный стрелок танка БТ-5 с зав. 144-52 красноармеец Шварчук Василий Ефремович из 49-го танкового полка, как оказалось, также сумел спастись, но был ранен и попал в госпиталь. Войну прошел благополучно и окончил её в Чехословакии в составе 91-й танковой бригады.

Как уже говорилось, документы еще на три потерянных в окрестностях деревни Вяжище танков БТ-5 у меня отсутствуют, но, вероятно, в одном из этих танков погиб либо пропал без вести капитан Прядун Трофим Иванович, который, согласно сведениям из книги Хомякова, был то ли заместителем командира 49-го танкового полка, то ли командиром одного из танковых батальонов полка (ОБД Мемориал), потому что он никак не упомянут в документах на списание подбитых танков.

Дополнительные подробности того боя содержатся в довольно кратком отчете командира 3-й роты Pz.Jäg.Abt.559. Около 4 часов утра 13 августа на позиции одного из взводов этой роты по дороге из Корпово вышли шесть танков БТ. Причем немцы, благодаря шум танковых двигателей, успели подготовится к бою и с дистанции 30 метров расстреляли первые четыре танка, которые последовательно появлялись на дороге.



Один танк сгорел, а еще два были подбиты. Однако четвертый БТ, который был подбит в нескольких метрах от одной из 37 мм пушек, сумел по инерции переехать её. При этом был раздавлен заряжающий и ранен наводчик.
     Из танка выскочил уцелевший танкист и застрелил командира орудия, а также отстрелил ухо командиру взвода панцерягеров. Тут я точным переводом не заморачивался, так что на всякий случай немецкий текст - Der noch überlebende Mann der Pz.-Besatzung bootete aus und erschoß den durch Beinschüsse am Deckungnehmen und Wehren gehinderten Geschützführer durch Genickschuß und verletzte den Zugführer, der ihn daran hindern wollte, durch Pistolenschuß ins Ohr schwer.
     Далее вторая пушка дополнительно обстреляла четвертый танк, а также подбила пытавшийся выйти вперед пятый танк. Шестой танк был найден в 100 метрах в лесу покинутым экипажем.

Бой длился всего 12 минут. Немцы потратили при этом всего семь снарядов (sieben Pz.-Grptr. 3,7). Их потери составили два человека убитыми и двое ранеными, из них один получил тяжелое ранение. Была сломана ось у одного из 37 мм ПТО.
     Наши потери - шесть танков БТ, что подтверждается документами 24-й ТД. О судьбе выскочившего танкиста в немецком отчете, вроде как, не сообщается, так что, возможно, им мог быть прорывавшийся с боем младший лейтенант Ефремов. Кроме того, его танк отмечен на схеме ближе всех к деревне Вяжище. Но другие варианты тоже не исключены.

Пока всё. Исправления и дополнения приветствуются. Фотоснимки танков БТ-5 с подписями Вяжище, Бараново и Стояновщина тоже посмотрел бы. Вдруг пропустил что.

P.S. Дубликат этой записи разместил в Дзене (ссылка).

Лужский рубеж, БТ-7, Луга, 24 ТД, БТ-5, танкисты

Previous post Next post
Up