Обрезание Ван Гога.

Jul 01, 2020 17:18

                                                                                                                                         16.
Много всякого написано о том периоде. Достоверно  одно - пьянка и гигиенические прогулки  в местный  бордель.
                                                           КРАХ.
Еще будучи в Париже, точнее в первых письмах из Арля,   Вин возмущался пьянством среди художников. Возьмем любой его пейзаж, хоть вот этот,  со стогами сена. Рассмотрите эти стога, их там много. На расстоянии от картины они видятся объемными, любовно выписанными с тенями, выполненными различными оттенками знаменитого желтого, подсолнечного,  и даже с  чуть раздутыми ветром торчащими клоками соломы. И кажется, что даже контур дан. Все очень точно, на своем месте.   Подойдите близко к холсту Ван Гога. И Вы увидите, что практически все эти стога сена получены одним, редко двумя ударами кисти, а иногда - и прикосновением пальца. Именно об этом говорит Вин "Тот, кто говорит, что я слишком быстро пишу - торопится с заключением. Так старый лев одним , точно выверенным ударом лапы убивает антилопу".
У пьющего человека в первую очередь - нетвердая рука. Напомним, что Винсент до приезда гогена ВСЕГДА писал с натуры. А натура - ветренее женщин из арльского борделя. Она все время меняется, убегает, и надо успеть схватить эти эффекты. Для этого нужна высочайшая концентрация, совершенно невозможная у пьяного, а тем более с похмелья. Художник и алкоголь, как, впрочем художник и лень, подлость, отсутствие образования - вещи несовместимые. гоген просто приехал от безденежья, и развлекался, как обычно, а картины писал, по памяти и между развлечениями. Образования в искусстве у него не было никакого, при этом апломба - хватило бы на всех импрессионистов вместе взятых. А говорить с Ван Гогом об искусстве, не посмотрев и тысячной доли картин, виденных и хранящихся в памяти Художника в мельчайших подробностях,  не прочитав сотой доли книг, прочитанных Вином - это совершенно непосильный для гогена, а потому и приписанный им к ненужному, труд.
Но деньги Тео на мастерскую взяты, потрачены, именно с целью совместного труда, взаимного обучения, художественного образования. Рождения новых идей и, конечно же - картин. Мне кажется, уже после поездки в Марсель, которую, по тратам и привезенным результатам он мог сравнить с предыдущей,  Винсент  понял о провале его нового предприятия "Теовингог"(ен). А как все красиво вырисовывалось в дальней перспективе.  
555 [10 сентября]
Если Гоген объединится со мной и, со своей стороны, не станет требовать слишком много за картины, ты, наверно, согласишься дать работу двум художникам, которые без тебя совершенно беспомощны. Не спорю, ты абсолютно прав, утверждая, что это не принесет тебе денежной выгоды, но, с другой стороны, ты как бы последуешь примеру Дюран-Рюэля, который начал скупать у Клода Моне его полотна задолго до того, как тот завоевал известность. Тогда Дюран-Рюэль тоже ничего на них не зарабатывал и был завален работами Моне, не находившими сбыта; но в конце концов оказалось, что поступал он  разумно, и сегодня он может утверждать, что взял свое.
Какие радужные перспективы рисует брату Вин! Так заманивают в современные пирамиды акулы бизнеса. Но Винсент, если посмотреть из 21 века, был совершенно прав. Разбираясь в живописи, можно купить, пока это стОит очень дешево, и через десяток лет сделать себе состояние из своего знания. Буссо и Валдон сделали таки себе состояние на знании братьями Ван Гогами живописи. Скупленными Теодором Ван Гогом за бесценок картинами гордится Метрополитен и Лувр. Но молчат знаменитые музеи о роли братьев Ван Гог в их  процветании. И на гогене навариваются. А чо?Разится абстену?!
Незадолго до приезда Гогена Вин пишет брату
Для меня лично ясно, с какими денежными затруднениями связана вся эта затея; поэтому я о ней и не распространяюсь. Но мы вправе потребовать, чтобы Гоген был честен с нами: приезд его друга Лаваля на какое-то время открыл ему новые материальные возможности, и, сдается мне, он заколебался между Лавалем и нами.
Не упрекаю его за это. Но если Гоген не упускает из виду свои интересы, ты тоже не должен пренебрегать своими - я имею в виду возмещение твоих расходов за счет картин; это только справедливо. Для меня-то вполне очевидно, что, будь у Лаваля в кармане хоть су, Гоген давно бы отделался от нас... Он будет нам верен лишь в том случае, если ему это выгодно или если он не найдет чего-нибудь получше; но ничего лучшего он не найдет и поэтому ничего не потеряет, перестав с нами хитрить...
Прагматик, вроде до мозга костей. Но самое главное, на что строил Тео - что брату будет в Арле компания единомышленников. Да и Винсент строил планы на продолжение истории живописи, опираясь на предшественников, великих европейцев,  на только что появившихся в Европе японских художников, на африканские примитивы.  Думаем, что он быстро понял о гогене  то, что выразил Ницше о Вагнере в "Казус Вагнер", достаточно (мы уже приводили этот отрывок, но в конце уместно его напомнить поменяв, таки, Вагнера на гогена.
Всё, чего гоген не может, негодно.
Гоген мог бы еще многое; но он не хочет этого, из ригоризма в принципе. Все, что гоген может, никто не сделает после него, , никто не сделал до него, никто не должен делать после него…гоген божествен… Эти три положения составляют квинтэссенцию литературы (живописи)гогена; остальное - «литература»

Ни на кого гоген не желал опираться, никакого развития изобразительного искусства не предполагал. Пьянка, разврат, деньги - это круг интересов. И еще - стать гуру художников, чтобы безжалостно использовать своих почитателей, выжимая из них все и выбрасывая потом, как выжатые лимоны. Это всё о нем. И неспроста гоген и Вагнер в итоге оказались гуру в одном движении.
Но оставим их, и вернемся к Ван Гогу. Как сообщить брату? Как признаться, что все траты, и немалые растрачены впустую. Алкоголь спасает на время, но совесть не заливается им.. Напомню Вам основное, для чего хотел в Арле видеть гогена Вин.
Слишком долгая и одинокая жизнь в деревне отупляет; из-за нее я могу - не сейчас, конечно, но уже будущей зимой - стать неработоспособен. Если же приедет Гоген, такая опасность отпадет: у нас с ним найдется о чем поговорить.

Поговорить с гогеном оказалось просто не о чем. А ту тонкую разницу, при этом делающую пропасть между людьми, разницу  между "Пить, чтобы посидеть" и "Посидеть, чтобы пить" , знакомую всем нашим друзьям, Винсент  тоже знал.
О чем может говорить биржевой маклер с человеком, думающим вот так
"Сам я книги не читал и не могу сказать в точности, как Толстой смотрит на вещи, но полагаю, что религия его не может быть жестокой и умножать наши страдания; напротив, она, вероятно, дает людям утешение и покой, вселяет в них энергию, житейское мужество и многое другое. Среди репродукций Бинга я особенно восхищен рисунком «Травинка», гвоздиками и Хокусаи"
Но самым подлым и действенным приемом гогена в его войне на истощение рассудка Ван Гога была постоянная неопределенность "уеду"- "не уеду". Именно этот прием, применяемый на протяжении двух месяцев, сработал в итоге. Нервный срыв произошел, когда гоген сделал вид, что уехал, а сам снял номер в гостинице.

Повторимся. Для целеустремленного человека, коим несомненно был Вин, любая неопределенность, подвешенное состояние, отсутствие ясности, несоответствие мыслей, слов и дел - все это приводит к срыву. Гоген это очень хорошо понимал. Начав с портрета сумасшедшего Вина он вел его к срыву медленно и неуклонно. Фразы, типа "Вы вАрите суп, точно так же, как смешиваете краски на своих картинах - беспорядочно, как сумасшедший", троянские кони, засланные в подсознание, делают своё.
К этому добавьте, что предприятие "Теовингог(ен)" строилось на вот этой договоренности
"Ты будешь получать одну картину в месяц от него и все мои. А я буду работать столько же, сколько и раньше, но с меньшей затратой сил и с меньшими расходами"
Винсент понял, что просто "кинул" брата, предоставив всего за одну картину в месяц(картины пока не продаются) этому чудовищу: кров, еду, выпивку и женщин.
О том, что произошло с Ван Гогом, когда он отрезал себе мочку уха и отправил ее проститутке в бордель - мы знаем из сохранившегося протокола в полиции. Из писем Винсента мы знаем, что он перерезал артерию и потерял много крови. Была ли это попытка самоубийства? Это очень сложный вопрос. Нам кажется, что нет. Письма января очень подробные и искренние. гоген, прекрасно понимавший, что самое страшное для Винсента - если брат узнает о произошедшем, (Вин умолял его не сообщать Тео)именно это и сделал - послал телеграмму Тео, и тот срочно приехал в Арль.. С Тео гоген и вернулся в Париж. Как вы понимаете, за счет Теодора Ван Гога, который все оплатил, да еще и денег дал, чтобы как-то обосноваться в стольном граде. Винсенту же пришлось 13 дней жить на 21 франк, что не мешает ему написать брату "Хорошо что ты так щедро расплатился с Гогеном. У него не будет повода сказать плохо о нас" Как-будто тому нужен повод. Он и без всякого повода поливал братьев грязью в письмах Шуффу.
Напомним, что гоген умудрился промотать наследство дяди в 13 000 франков за полтора года, имея пятерых детей, на минуточку...Вин жил на 150 франков в месяц.
За два с половиной месяца в Арле гоген отговорил Ван Гога от участия в  двух выставках, одна из которых выставка Независимых, могла продвинуть имя Ван Гога, а вторая, в уплату за которую должна была пойти всего лишь картина Ван Гога(как странно это "всего лишь" звучит из 21 века) могла повлиять и на продажи его картин.. Но, мне кажется, что самое страшное, что сделал гоген в Арле - он утащил Ван Гога с пути пост-импрессионизма в сторону своего - писать по памяти, в свой, слепленный с поэзии, символизм, мистику(от слова туман)синтетизм. Винсент вернется, но уже совсем не таким, каким был до появления прохвоста в Арле. Да и приступы, боязнь приступов - сильно затруднили его единение с его единственной Женщиной - Природой. 
Еще о наших с вами потерях за период с 20 октября 1888 по 1 января 1889, время пребывания гогена. Отсутствие писем. Всего семь писем, если точно. Писем кратких и бедных содержанием.
А ведь бывали дни, когда Винсент писал по три письма в день! Время показало, насколько письма Ван Гога ценны для человечества и искусства. Да и просто ценны, и сегодня продаются на аукционах по цене картин. Мы уже говорили, но добавим в завершение  в потери, картины, не написанные в эти два месяца. В рывок-швунг перед приездом гогена Вин писал иногда по пять картин в неделю. И каких картин - шедевров мировой живописи, "Ночное кафе" "Подсолнухи" "Комната" "Кипарисы ночью". Любой музей мира сегодня готов приобрести их и гордится обладанием. Нерожденные в эти дни картины, как предполагаемая прибыль человечества - я предъявляю гогену. Ван Гога убила телеграмма гогена Теодору Ван Гогу. Приезд Тео в Арль давил Вина чувством вины все оставшиеся ему два года жизни, пока это же чувство вины не заставило стрельнуть себе в живот( это было написано очень давно. Но и тогда я  верил, что это  фейк. Потому что Вину стрельнуть в живот себе, одно - что убить Тео см. эпилог)... Да и самого Тео убил именно тот приезд в Арль, тот ужас, который ему, при его впечатлительности,  не надо было видеть...
А что до  картин гогена, то  для меня они  имеют статус рисунков гитлера, и стихов ван-геккерна - в печку!Точка.

Эпилог.
Творец и травля. Гений - голод.
Слова, звучащие века
Обычно рядом. Даже Воланд,
Не смог  разъять тех слов, пока.

Винсенту - голод. Ницше - травля.
В финале - в сумасшедший дом
Загнаны каторжным трудом.
Увы, и в доме том бывал я.

Там психопату нормопат
Про нормы жизни разъясняет,
А первый горестно кивает -
Он знает жизнь. Он жизни  рад.

Без каторги - не  Достоевский!
Без голода - ты не Ван Гог!
Без травли Пушкин бы не смог
Язык создать душою детской.

P.S. Мы рады, что в последнее время найдены новые сведения, открытые мне уважаемой Натали Николенко, блогером, пишущей прекрасные статьи по истории искусства. Мы ничего об этом не писали выше, и, чтобы не нарушать повествование, решили взяться и написать это послесловие о причинах смерти Ван Гога. Интуиция говорила нам - он не мог выстрелить в себя. Ведь это то же самое, что выстрелить в брата Тео. Да и последние месяцы в Овере, когда болезнь отступила, когда вернулась его живопись и работоспособность даже бОльшая, чем до приезда гогена в Арль - не стреляются на таком этапе. Всё нам говорило, что этого быть не могло. Версия самоубийства сто тридцать лет трещала по швам и, наконец, лопнула. Раскопали дотошные ребята, что имело место убийство, может и не преднамеренное. Случайный выстрел несовершеннолетнего сыночка местного богача. Два благородных брата решили прикрыть мальчишку от тюрьмы, и дали полиции версию самоубийства. Именно поэтому при дочери доктора Гаше они говорили по-голландски, поправ врожденные приличные манеры. Именно поэтому в деле полиции нет пистолета. Именно поэтому доктору Гаше не дали извлечь пулю.  Вин прикрыл собой пацана и его папашу от тюрьмы. Благородные люди и погибают благородно. Что не умаляет нашей горечи от потери. Рисованный фильм о Ван Гоге - наиболее приблизился к тому, что я интуитивно чувствовал все эти годы.  А теперь - всё! Я не стану боле что-то добавлять или исправлять, кроме явных ошибок, кои нашла уважаемая Юлия Пикалова.  Из сегодня, из 2020 года с изменившимся миром, когда все устали от всеобщего вранья, и враньё это вскрыто, погибло много людей, в США - гражданская война, моя публикация работы, начатой в 1998 году может показаться несвоевременной. Но на будущий год исполняется 140 лет всеобщему вранью о Ван Гоге, и его "друге" гогене. Считаю, что пора и публиковать.

Конец.

Обрезание Ван Гога.

Previous post Next post
Up