Дух Времени III: Твигги и Люндборг

Mar 02, 2010 14:24



В 1966 году худенькая манекенщица Твигги вдруг стала очень знаменитой, в Англии и во всём мире. Первой, кого назвали "супермоделью". Её фотографии были повсюду, она создала новую моду, все девушки хотели быть похожими на неё. Я слышал из первых рук, что внезапное появление Твигги привело к явным и приятным изменениям в смысле внимания молодых людей. Хотя, тогда наверняка хватало и очаровательных толстушек, которые испытывали к Твигги не признательность, а совсем наоборот.

Феноменальное "культурное" влияние Твигги на предпочтения десятков миллионов молодых людей во всём мире, радовавшее одних и огорчавшее других, для некоторых из них, надо думать, даже повлияло на судьбу в смысле брака и детей. Конечно, влияние Твигги на долю худых людей на наших улицах сегодня гораздо меньше, чем влияние гамбургера и пиццы. Но если какой-нибудь полный человек запальчиво назовёт моду на худых "геноцидом толстых", то надо будет признать, что "что-то в этом есть". Прошло почти полвека, но мода, которую начала Твигги, всё ещё существует и даже её имя всё ещё что-то значит. Вот, в Швеции, оказывается, есть поп-группа Twiggy Frostbite.


Кстати, о Швеции. Трогательная и прекрасная страна из детской мечты, где Малыш летает на шее у Карлсона, Нильс - у Мартина, а Муми-тролль - на волшебной тучке из яичной скорлупы, и где колыбельная звучит вот так. Западная, заморская страна, та, куда после захода солнца уплывают с нашего берега редкие смельчаки в резиновых или деревянных лодках, а кто-то, говорят, даже и вплавь. Нельзя, чтобы в такой лодке была хоть одна металлическая часть, а то советские пограничные суда засекут беглеца радаром. Рассказывают, что кто-то взял с собой в новую жизнь немного золотых монет в резиновой лодке и его поймали. В Швецию попадают через игольное ушко.

В 1934 году парламент провёл в Швеции закон о евгенике и за сорок лет 1935-75 там стерилизовали 63,000 человек, в основном женщин. Для шестимиллионной страны это очень много, а абсолютное число стерилизованных - второе в Европе после Германии. Этот закон поддержали все партии, Лютеранская церковь и подавляющее большинство шведов. Цель была - укрепить шведскую расу, выкорчевать неудачных людей - психически больных, эпилептиков, социально некомпетентных, кажется и гомосексуалистов. В 1934 году Сельме Лагерлёф было 76 лет, к тому времени она давно уже была знаменитой. А у замечательных Астрид Линдгрен (27) и Туве Янссон (20) всё ещё было впереди.



Папой этого закона был доктор Герман Люндборг - серьёзный учёный, профессор, основатель и глава первого в мире государственного института расовой биологии в Уппсале. Кстати, Сельма Лагерлёф жертвовала деньги на основание этого института в 1921-22 годах. Институт был создан под влиянием шведского общества сторонников евгеники, Общества Расовой Гигиены, которое тоже было одним из первых в мире (1909). Кстати, великий физик Сванте Аррениус участвовал в деятельности и Общества, и Института. Люндборг был агрессивным анти-семитом и вообще врагом любой расовой нечисти, позже он стал большим другом немецких нацистов. Если бы его планы и мечты реализовались полнее, то десятками тысяч дело бы не ограничилось. Он умер в 1943 году.

А через поколение шведы, как и все остальные, увидели Твигги. Если теперь посмотреть на Швецию, кого там больше - умных или худых? Толстяков или социально некомпетентных? Я не знаю, как это померить, но по ненаучному впечатлению, Твигги побеждает Люндборга, и безо всякого насилия. Может быть там, где теперь находится доктор Люндборг, ему дают послушать песенки той поп-группы и почитать текст их интервью. И ещё - Люндборг при жизни так радовался белизне Швеции, а теперь из белой она стала разноцветной. Наверное, он там теперь огорчается.



Я думаю, что как и многое другое - Галлия, марксизм, мушкетёры - евгеника делится на три части. С одной стороны - евгеника, связанная с массовым насилием. С другой - влияние культуры на свободный выбор людей. И между ними - всё, что связано с беременностью. Самая известная часть евгеники - влияние на будущий "генетический" состав населения через насилие над невинными людьми - геноцид, стерилизацию, массовое изнасилование - теперь обычно осуждается. В конечном итоге не из-за нехорошего отношения к евгенике, а из-за самого насилия. Вторая часть - аборты по разным евгеническим причинам и всякие манипуляции с эмбрионами, например, в процессе IVF или медицинских исследований - предмет споров, с тех самых позиций, что и споры об абортах вообще. У разных людей - разные представления о том, что тут этично, а что - нет. А третья часть - евгенические следствия культурных процессов - большинству в развитых странах вообще не кажется проблемой этики. Жестокостей в отношениях полов хватает, но пока всё происходит по свободному выбору, эти несправедливости не кажутся неэтичными. Как и свободный выбор родителями желаемого количества детей. Иначе говоря, чтобы решить, как относиться к евгенике, не нужно придумывать никаких новых принципов. Просто следовать старым.

Wikipedia: Eugenics in Sweden
Sweden to reflect on eugenics past
Sweden to probe dark eugenics history
Eugenics and the Welfare State in Sweden
VL Museen Ausstellungsbesprechung
Forced Sterilization of Women in Sweden
Wikipedia: Herman Lundborg

Частично по мотивам этого разговора.

Дух Времени I: Англия
Дух Времени II: Израиль
Джон Мейнард Кейнс
Дух Времени III: Твигги и Люндборг

евгеника, история

Previous post Next post
Up