Земляничное варенье как катализатор покорения байкальской экотропы.

Aug 27, 2020 19:08



Сейчас в Танхое располагается дирекция Байкальского заповедника:



Тут же, рядышком, информационный центр "Мелодия рассвета" для посещающих  его  гостей и  туристов:



Вокруг  и внутри там  ещё  есть много  «красот и чудес», интересных артефактов и достопримечательностей, но   мы сейчас   двинемся  прямо на  начинающуюся тут же экотропу.

Протяжённость  её настильных троп около 6,5 км,  но за счёт  маршрута  в несколько концов гости легко наматывают около 10 км.  Создавали  её не один год огромными усилиями как  сотрудников заповедника, так и  волонтёров.   Прямо по  пути движения   установлены баннеры, рассказывающие об этом.  Удобная и безопасная экотропа создавалась в качестве  «доступной среды» - и действительно, по ней  с лёгкостью могут передвигаться все: как  гуляющие с маленькими детьми в колясках, так  и  люди с  ограничениями здоровья.




Моя мама, выросшая немного севернее этих мест,  тут же  понимающе откликнулась :  «Лежнёвка!»

Это, конечно, не совсем лежнёвая дорога в полном смысле этого слова, но традиции её почтенны. Вот, например, мой дядя Валентин Александрович на подобной экотропе - деревянном тротуаре в шестидесятые годы:



Если Вам повезёт так же, как мне, в начале пути Вас  встретит  Заместитель директора заповедника Лясота Ирина Викторовна, отдавшая непосредственно  этому учреждению  почти десяток последних лет, а делу охраны природы - всю свою сознательную жизнь:




«…Да пойду я в красоте.

Да ляжет она  перед, над и подо мной, позади,

справа и слева от меня…»

( в пер. С. Хренова.)




мимо чума:




Самый короткий  отрезок пути - через Кедровую аллею. Много лет назад уникальная женщина-лесовод  Сячина Мария Михайловна  обратила внимание   на поднимающиеся в этих местах  кедры, и много лет ухаживала за ними;    а нынешнее поколение  охранителей  тщательно берегут достояние:



Ирина Викторовна совершенно автоматически, не прерывая беседы и не задумываясь, само собою разумеясь, обихаживает  место:  собирает брошенные нерадивыми туристами  бутылки и прочий мусор;  чистит  кормушки и подкладывает в них свежие шишки для  птиц и  бурундуков:



И, глядя на эту  привычную, рутинную даже, заботу, видишь  со всей определённостью:  несмотря на высокий ранг,  человек не  карьеру делает,  а  искренне живёт и дышит проблемами этой земли и задачами людей, её оберегающих.




Там по пути много  интересного, включая домики для зимней подкормки соболей   (Кстати, ранним  утром  видела, как  соболь метнулся в лес  в паре метров от меня. Нет, не смейтесь, это была не кошка:  слишком короткие для кошки лапы, равномерный бурый цвет, и двигался зверёк  характерными волнообразными скачками. Кто однажды видел соболя в движении, с кошкой  его уже не перепутает никогда.) :




но  в один этот текст вместить  всё не представляется возможным. Поэтому  всё остальное - потом, а  пока    мы приходим   к  зимовью:




С лабазом:




Передвижение по тропе предельно безопасно.  Даже если у Вас не будет  такого именитого сопровождающего,  Вы не сможете заблудиться.  На  всех развилках  и длинных перегонах  стоят многочисленные  указатели, информационные плакаты и карты-схемы местности с пояснениями: «Вы здесь!»:




Пройдя  несколько сотен метров, я остановилась и решительно разулась.  Что я, дурочка: упускать такой шанс??  Где и когда я ещё смогу походить босоногой  по лесу??

Идти  босиком  стало истинным наслаждением.  Тёплая, сухая, чистая доска  ласкала ноги.  Нагретая  мощным августовским  солнцем, она отдавала ступням нежный жар. Новая и хорошо отшлифованная - никаких заноз, никаких  коварных трещин.   Никаких гнилых досок, на которых можно по неосторожности  повредить связки.  Никаких торчащих  гвоздей или шурупов. Экотропа Байкальского заповедника действительно в идеальном состоянии.  (Цитируя: «Хоть боком катись!»)




Каких трудов и усилий это стОит сотрудникам  - я  даже боюсь думать!  Создать  все эти километры  - и  постоянно поддерживать их  не просто в рабочем - а в  прекраснейшем  состоянии, постоянно противостоя  воде: размыванию и  гниению; солнцу: рассыханию и  опасности пожара,  перепадам температуры;  разламывающим доски растениям; морозу, выталкивающему опоры из земли, и т.д. и т.д.!!..

Глядя на меня,  встречные   путники тоже начали разуваться.  Забегу вперёд: через несколько дней  моего упрямого   босого гуляния  даже некоторые  сотрудники заповедника стали   ходить без обуви, не говоря уж о туристах.  Могу  смело считаться законодательницей стиля:  буквально  за  неделю я уверенно ввела  моду  на  босоногое передвижение по территории  охранной зоны заповедника. J



На следующем отрезке  тропа пролегает по верховому болоту:




Продвигаясь там, ощущаешь себя, как в сказке.  Из-под ног  постоянно вспархивают птицы: мелкие - с тревожным испуганным чириканьем; крупные - с возмущённым. Вдоль всего пути  установлены  плакаты: биологи и географы разъясняют  особенности этого вида болот; рассказывают о роли экосистемы в  природе;  показывают стадии образования торфа и угля; демонстрируют  эндемичные виды флоры и фауны.  Великолепно! Я почувствовала себя школьницей и  позавидовала  посещающим  эти места сегодняшним ученикам - такая яркая наглядная агитация редка, и знания-впечатления  ложатся на душу легко и крепко.




Кто сказал, что болото - это уныло и непримечательно?  Смотрите, какая красота!




Элегантный  Хамар-Дабан  на горизонте.

Боже ж мой, какими культурными бывают болота!  Пройдёшь, босых ног не замочив!   Не то что наше, приморское: хлюпнешься  с полуметровой кочки, уйдёшь в жижу по бедро ( а то и по пояс),  выдерешься кое-как, насобирав пиявок - и ломишься в духоте и мареве через осоку и леспедецу едва не в твой рост! Лепота-а!




Откровением для меня  послужила информация  о том, что болото - это, оказывается, очень чистое место.   В, казалось бы,  прозрачном  озере вода  обновляется - заменяется в среднем, за 17 лет, а в  болоте - за 5 лет. При этом "Болотный мох (сфагнум) - отличный антисептик, он не дает развиваться даже тем бактериям, которые могут существовать без кислорода. Кроме этого, торф в толще болота связывает вредные вещества в нерастворимые соединения, благодаря этому болотная система является естественным фильтром пресной воды. "




Налетели облака. И провода - как нотный стан:




На очередной развилке мы  уходим  на почти четырёхкилометровый  отрезок до визит-центра заповедника.  Сам визит-центр  прекрасен,  удобен, чист и свеж,  и я  расскажу о нём отдельно.  Пока - просто гуляем:




Господи, какой тут воздух!  Напоённый  запахом кедровой  смолы!




Через все речки, даже самые  небольшие ручейки,   переброшены крепкие  мостики с  прочным ограждением  перилами:




Везде  стоят разъясняющие плакаты-«аншлаги». Под ногами мохнато-полосатыми  молниями  шныряют  неуловимые бурундуки. Их тут несметные полчища. Крошечные трогательные  ящерки  греются на солнышке на тёплых  досках.  Бруснику,



клюкву, малину легко собирать, не сходя  с настила:



В общем, если  существует лесной  рай - то вот он.  Ни добавить, ни убавить.

Ещё пример заботы  сотрудников о гостях:  мостки-лесенка к   речушке. Здесь приятно ополоснуть  разгорячённое лицо и уставшие от ходьбы ноги:




Но вода, конечно, ОЧЕНЬ холодная. Даже в разгар лета. Над возмущением отдельных идиотов посетителей, перепутавших  широты  и не вполне осознающих, в какой именно точке земного шара они находятся,  сотрудники заповедника добродушно  подтрунивают: «Какой ужас! Мы не подогрели для них Байкал!»

Вид с ответственно обустроенной смотровой  площадки:




Бежать в августе босиком - как говорить правду:  легко и приятно.  Что там: по ровненькому полу?  Как по квартире.  На одной ножке  можно пропрыгать!  Тем более,  душу грело  светящее  впереди   анонсированное  утром  хозяевами    варенье   ИЗ  ДИКОЙ  ЗЕМЛЯНИКИ!!   Кто, положа руку на сердце, пробовал  такое чудо  - в нашем  XXI веке??   Жизнь была прекрасной, перспективы блестящи.

Однако  на последних двух-трёх километрах я, коря себя за плохую форму,  пару раз присаживалась  передохнуть на стоящие повсеместно скамеечки. «Блин!»- грызла себя я. «После 5-6  километров  отдыхаешь! Совсем плохая стала!»



За чаем  выяснилось:  мои  способности  и возможности  в области  топографического кретинизма  по-прежнему уникальны и  безграничны.  Неизменно.  Полагая, что  прошла  лишь часть пути, за пару часов  я  ухитрилась проскакать   абсолютно все  10 километров. Без остатка.  Нарезать всю десяточку.

- Ка-ак?? - поразился Евгений Серафимович - Там  же  везде указатели??

- Нну-у,  вот как-то сумела, - смущённо пожала   плечами я.

- А!  Крысы  все невменяемые! - махнул рукой бывалый таёжник.



И нет, я не буду давать  сам рецепт варенья.   Бо ежели Вы настолько оборотисты, что  в состоянии раздобыть лесную землянику в  масштабах варки, то уж как-нибудь  сумеете засыпать её  сахаром  1:1, заставить дать сок и прокипятить один-два раза.   А  если нет (как я)  - то нечего и   душу травить.




Семья, Лясота Ирина Викторовна, Десерты, Фрукты / ягоды, Дичь всякая. И дикоросы.

Previous post Next post
Up