«Венчурные инвесторы привыкли к тяжелой и, зачастую, не гламурной работе. Для успешного взаимодействия с ними основателям стартапов нужно мыслить, как они, знать вопросы, которые могут задать венчурные инвесторы, и определять собственные слабые места», -
учит студентов программы MBA Стэнфордской высшей школы бизнеса профессор финансов этого учебного заведения Илья Стребулаев в ходе курса «Angel and Venture Capital Financing for Entrepreneurs and Investors».
1.Проверка венчурными инвесторами благонадежности делового партнера (due diligence) - трудная работа
На успех инвестиций в стартап влияет не только удача, как многие считают, но также навыки, тяжелый труд и упорство. Венчурные инвесторы могут потратить более 100 часов на due diligence стартапа, делая десятки звонков, чтобы проверить идею, основателей, продукт, рынок. Они обсуждают возможности и риски стартапа со своими партнерами. Навыки проведения due diligence играют важную роль, как и понимание того, что это тяжелая и не гламурная работа.
2.Основатели должны знать о своих стартапах больше, чем венчурные инвесторы
Поскольку инвесторы проводят такую всестороннюю due diligence, основатели стартапов должны быть полностью к этому готовы. Поставьте себя на место инвестора и задайте себе все эти вопросы. Цель в том, чтобы прекрасно знать ответы на них. Глубина ответов абсолютно важна. Также определите свои слабые стороны. Инвесторы избегают основателей, которые не знают все детали работы своего стартапа. Если инвестор после встречи с основателем не узнает что-то новое - это плохой знак. Основатели должны помнить, что успех - это про исполнение. Большинство инвесторов скорее проинвестируют в A+ команды с Б+ идеями, чем в Б+ команды с А+ идеями.
3.Будьте уверены, что знаете экономику соглашений (contracts) в венчурном бизнесе
Нужно знать детали соглашений в венчурном бизнесе. Эти соглашения устанавливают, как определяется любая выручка стартапа. Т.е. кто заплатил что, когда, как, и как принимаются решения в стартапе. Большая часть курса уходит на подробное обсуждение этих соглашений. Финансовые ценные бумаги и соглашения в стартапах - очень непривычное дело, если сравнивать их с традиционными долговыми и долевыми ценными бумагами. Нужно учитывать, что многие стартапы терпят неудачу, что стартапы поднимают много раундов финансирования от многих инвесторов, что инвесторам необходимо терпение. Нужно очень, очень хорошо понимать условия соглашений.
4.Важно понимать корпоративное управление стартапом
Важно понимать, как принимаются решения в стартапах. Например, венчурные инвесторы, которые инвестируют в стартапы на ранних стадиях, обычно становятся членами правления и имеют акционерный голос. Часто у них появляется специально право вето и стартап не может выполнять некоторые действия без их одобрения. Эти права помогают защищать инвесторов, которые зачастую являются миноритарными акционерами в стартапе, и боятся, что их доля может быть экспроприирована другими лицами, например, основателями. Основатели стартапа также могут беспокоиться, что венчурные инвесторы выгонят их, как только начнут контролировать совет директоров. Понимание корпоративного управления - реально важный навык в мире стартапов.
5.Оценка стартапа очень отличается от традиционной оценки
Оценка стартапа нужна не только для того, чтобы знать справедливую оценку компании или стоимости ее ценных бумаг, в особенности, для стартапов на ранней стадии. Оценка стартапов - это часто как поделить будущий пирог. У мира стартапов есть даже собственный жаргон, например, post-money valuation или pre-money valuation. Оценка post-money valuation - это не одно и тоже, что и справедливая или рыночная цена. Исследования профессора показывают, что оценка post-money valuation обычно выше, чем справедливая стоимость.