Прошло ровно 100 лет с того момента, как в Гарвардской школе бизнеса впервые стали использовать кейсовый метод обучения. Как оказалось, кейсы отлично развивают мета-навыки у студентов. О том, что они из себя представляют
рассказал предыдущий декан Гарвардской школы бизнеса Nitin Noria.
«Будучи деканом бизнес-школы, я много общался с выпускниками и задавал им любимый вопрос, что самое важное, чему они обучились на программе MBA. Выпускники давали разные ответы, но в них прослеживались общие тенденции. Почти никто не упоминал конкретные бизнес-концепции, которым научились. Многие указывали тесную дружбу или одноклассников, которые стали бизнес-партнерами или спутниками жизни. Гораздо чаще выпускники отмечали личное качество или навык, как, например, «возросшая уверенность в самом себе» или «способность отстаивать свою точку зрения» или «знание, как тесно работать с другими людьми для решения проблемы». Когда же я спрашивал, как выпускники развили в себе эти навыки, они неизменно упоминали магическую роль, которую играет кейсовый метод обучения».
По мнению декана, есть словосочетание, охватывающее широкий спектр способностей, которым выпускники бизнес-школы научились в ходе кейсового метода обучения. Это слово - мета-навыки. Преподаватели определяют мета-навыки как набор способностей на протяжении длительного времени, которые позволяют человеку быстрее учиться новым вещам.
Выпускники Гарвардской школы бизнеса приобретают 7 таких мета-навыков:
-Подготовка. Кейсовый метод побуждает студентов готовиться к обсуждениям в классе. Студенты обычно тратят несколько часов на чтение кейса, его обсуждение перед занятием. Учиться быть подготовленным к занятию, т.е. читать заранее материалы, определять приоритеты, ключевые вопросы, иметь первоначальную точку зрения - это мета-навык, который помогает людям преуспеть в различных профессиональных и рабочих ситуациях. Подготовленный человек, который знает, о чем говорит, вызывает уверенность и доверие других людей. Привычка готовиться к кейсовой дискуссии может превратить студента в такого человека.
-Проницательность (процесс понимания, умение различать). Многие кейсы большие по размеру, могут включать исторические данные, диалоги, финансовые показатели, графики и т.п. Часто в кейсах отсутствует важная информация. Кейсовый метод обучения вынуждает студентов определить и сфокусироваться на важной информации, игнорировать нерелевантную информацию, концентрироваться на важных вещах. Этот мета-навык важен для каждого занятого руководителя, который столкнулся с информационной перегрузкой и нехваткой данных. Т.е. речь идет о том, как отделить зерна от шелухи.
-Признание предубеждения (bias recognition). Студенты часто первоначально реагируют на кейс исходя из своего бэкграунда или предыдущего рабочего или жизненного опыта. Например, у людей, работавших ранее в финансовой сфере, может быть предубеждение рассматривать кейсы через призму финансов. Тем не менее, эффективные генеральные менеджеры должны понимать позицию и взгляды различных акционеров компании, и, если у кого-то есть привычка отдавать предпочтение одной точке зрения над другой, обсуждение десятков кейсов поможет выявить это предубеждение. Таким образом, студенты могут исправить это предубеждение или научиться более внимательно слушать одноклассников. Признание и корректировка личного предубеждения может быть бесценным мета-навыком в бизнес-среде, когда лидерам неизбежно приходится работать с людьми с разными бэкграундами и точками зрений.
-Суждение (мнение). В кейсах студенты примеряют роль главного персонажа, им нужно принимать и защищать собственное решение. Преподаватели подталкивают студентов выбрать тот или иной вариант, прекрасно зная, что редко существует один правильный ответ. В самом деле, большинство кейсов написаны для того, чтобы стимулировать дискуссию, а не подчеркнуть эффективную или неэффективную практику управления. Через изучаемые кейсы студенты получают фидбэк от одноклассников и преподавателей касательно принимаемых решений. Это позволяет им развивать суждение, принимая решения в ситуации неопределенности, коммуницировать это решение другим людям. Это важные качества для лидера. Лидеров уважают за суждение.
-Сотрудничество. Лучше принимать бизнес-решения после продолжительных уступок, дебатов, обсуждений. Как и в любом командном виде спорта, люди получают лучшие результаты, совместно работая и практикуясь. Обсуждение кейсов в небольших учебных группах, а затем в аудитории помогает студентам практиковать мета-навык сотрудничества с другими людьми.
-Любопытство. В кейсах студенты сталкиваются с различными ситуациями и ролями. Студенты выступают в роли предпринимателей, инвесторов, руководителей компании в самых различных отраслях и секторах. Каждый кейс - возможность для студентов увидеть резонансные моменты, понять, что вызывает эмоциональный отклик, что отталкивает и т.п. Кейсы стимулируют любопытство о наличии возможностей в мире, и способах, как изменить мир. Эта любопытность служит им на протяжении жизни. Она делает их более гибкими, адаптивными, открытыми.
-Самоуверенность. В кейсах студенты должны вживаться в роли протагонистов, которые весьма далеки от предшествующего опыта или способностей, часто как лидеров команд или целых организаций в непривычной обстановке. «Что вы сделаете на месте протагониста?» - самый частый вопрос в кейсовой дискуссии. Такие задания повышают самоуверенность студентов. На программе MBA за 2 года обучения студенты изучают более 500 кейсов с самыми разными протагонистами, ролями и ситуациями, которые нужно решить. Студентам приходится выступать перед классом из 90 высококонкурентных одноклассников. Это также повышает их уверенность в себе. Самоуверенности трудно научить людей, но кейсовый метод обучения развивает этот навык в студентах.