Преподаватель Stanford d.school рассказала, чему научилась в ходе онлайн-обучения своих студентов

Jul 08, 2020 09:31

По мнению преподавателя стэнфордской школы дизайн-мышления Stanford d.school Тина Силиг (Tina Seelig) «роль учителя заключается не в том, чтобы отвинтить ваш череп и наполнить его знаниями, а в том, чтобы проникнуть в вашу душу, чтобы вызвать воображение». Как же это сделать в нашем новом мире, в котором большая часть обучения переместилась в онлайн?

В последние несколько месяцев Тина Силиг много экспериментировала с онлайн-обучением, проводила онлайн-занятия, лекции, семинары. В своем блоге преподаватель рассказала, чему научилась за это время.

Создание культуры в классе

В обычном оффлайн-классе гораздо проще построить культуру. В онлайн все сложнее, поскольку студенты не находятся в одной учебной аудитории. Один из любимых экспериментов преподавателя - проигрывание музыки по мере того, как студенты начинают и заканчивают онлайн-занятие. Тина Силиг выбирает музыкальную композицию, которая задает тон обучения в этот день. Энергичная ударная музыка хорошо помогает, поскольку наше тело и умственные способности просыпаются. Можно даже потанцевать и пригласить студентов присоединиться. Другая альтернатива - изменить бэкграунд-картинку в Zoom на тему дня и пригласить студентов сделать тоже самое. Например, можно решить, что все встретятся в Новой Зеландии или Риме, и каждый студен должен сменить картинку бэкграунда на картинку из этого места.

Показать заботу

Tina Seelig приводит в качестве примера упражнение, смысл которого в следующем: в ходе второго дня онлайн-занятий преподаватель просит студентов анонимно написать одно-два предложения о том, чтобы они хотели, чтобы преподаватель о них знала. Студенты могут указать свое имя и фамилию, но это необязательно. В данном случае преподаватель не только знакомится с ситуациями, в которых оказались студенты, но и сами студенты чувствуют, что их услышали. Результатами можно поделиться с классом, и студенты будут относиться друг к другу с большей эмпатией.

Связь не должна быть только с преподавателем

Взаимоотношения в классе играют важную роль, но они не должны быть только с учителем. Тина Силиг пробовала устанавливать прочные взаимоотношения между студентами в классе. Например, преподаватель просит принести в класс что-нибудь, что говорит о студенте, и в качестве разогревающего упражнения разделяет онлайн-класс на небольшие группы по 6-8 человек и просит студентов рассказать об этом предмете в течение минуты. Это 10-ти минутное упражнение позволяет студентам познакомиться друг с другом и установить глубокую взаимосвязь. Тина Силиг также создала «10 вопросов чтобы влюбиться в свою команду». В данном упражнении маленьким группам нужно вместе ответить на эти 10 вопросов. Это помогает установить связи в команде и вместе работать даже дистанционно. Вопросы, например, такие:
  • Как вы принимаете важное решение?
  • Какой самый полезный совет вы получили?
  • Ваша самая большая проблема на этой неделе?
  • Чем бы вы хотели заняться, чего раньше никогда не делали?
  • Ваша первая покупка на собственные деньги?
  • Ваша любимая цитата?
Дайте студентам возможность «рулить»

В настоящее время студенты больше, чем когда либо, чувствуют, что их не контролируют. Поэтому, чем больше преподаватель их сможет контролировать, тем лучше. Тина Силиг дает студентам открытые подсказки, которые позволяют им выполнить проект. Например, одно из заданий на креативность фокусируется на «дружбе». Вместо специальной задачи Тина Силиг дает каждой команде возможность определить, какую проблему они хотят решить. Подсказки включали сон, память, деньги, смерть, время, пожары. Средства для креативного решения проблем, которые изучают студенты, можно применить к любым проблемам, с которыми они столкнутся в будущем. Также каждую неделю в конце класса Тина Силиг проводит брейнсторминг «Мне нравится/Я хотел бы». Это 5-ти минутное упражнение позволяет понять, что хорошо работает, а что можно улучшить. Упражнение можно проводить на онлайн-доске для записей и быстро получать анонимные ответы. В таком случае все студенты видят, что чувствуют их товарищи и как их опыт соотносится с опытом других людей. Фидбэк позволяет обучающей команде по ходу корректировать курс, и студенты видят, что их замечания действительно играют роль.

Перемены - это хорошо

Студентам реально сложно фокусироваться, когда они смотрят на экран длительное время. У них и у преподавателя возникает Zoom-усталость, и они выключаются. Поэтому, важно часто менять виды деятельности и включать студентов в действие. В таком случае у преподавателя также появляется возможность сделать перерыв. Тина Силиг, например, дает студентам задание просмотреть короткое видео или разделяет студентов на breakout rooms в Zoom. Это позволяет преподавателю Стэнфорда передохнуть и посмотреть, что делать дальше.

Когда Тина Силиг планирует каждый класс, то видит себя в качестве продюсера интерактивного представления, в ходе которого часто меняются декорации. Студенты переходят от разогревающих упражнений к коротким лекциям, breakout rooms, интерактивным онлайн-доскам, чатам, коротким видео и т.д. Эти задания длятся не более 10-15 минут. Любимое средство преподавателя - интерактивная онлайн-доска для записей, поскольку можно задать вопрос и получить на него десятки ответов.

Записывайте выученные уроки

В ходе оффлайн занятий Тина Силиг всегда заканчивает класс тем, что проходит по аудитории и просит студентов поделиться своими впечатлениями от прошедшего дня в одном предложении. Это работает для групп, состоящих не более чем из 30 студентов. В онлайн все это сделать даже легче и можно привлечь больше студентов. Тина Силиг, например, пишет в верхней части интерактивной онлайн-доски тему для класса, и просит студентов написать, чему они больше всего научились за этот день. Затем студенты ставят на доске звездочки и сердечки возле уроков, которые им больше всего понравились.

Некоторые удивительные моменты

Подготовка к классу в ходе онлайн-обучения занимает гораздо меньше времени. Вместо принятия душа, надевания одежды, езды, парковки, ходьбы до аудитории, все что необходимо - поправить прическу и покрасить губы помадой. Вы знакомитесь с жизнью студентов и показываете им свою жизнь. Вы видите интерьер их жилища, стены, членов семьи на заднем фоне и т.п.

В самом конце Тина Силиг приводит цитату А. Энштейна: «Я никогда не учу своих учеников, я только пытаюсь создать условия, в которых они могут обучаться».

Тина Силиг, d.school, tina seelig, культура, stanford, Стэнфорд, дизайн-мышление, Энштейн, zoom, онлайн-обучение, знания

Previous post Next post
Up