В конце ноября 2019 г. в рамках проекта «Блистательные умы Стэнфорда и Кремниевой долины» выпускница Стэнфорда, в прошлом заместитель министра экономического развития и торговли Украины Наталья Микольская (Nataliya Mykolska) взяла
видео-интервью на английском языке у профессора Стэнфорда, гуру креативности, доктора наук Тина Силиг (Tina Seelig). Тина Силиг раскрыла в интервью секреты креативного решения проблем, инноваций, влияния окружающей среды на способ человеческого мышления, рассказала, как изменить мышление, поделилась инструментами и методами обучения креативности.
«Креативность, инновации и предпринимательство глубоко связаны друг с другом, поскольку для того, чтобы стать предпринимателем и внедрять свои идеи в жизнь вам сначала нужно знать, как генерировать эти идеи. Вам нужно знать, как быть креативными, как видеть и использовать появляющиеся возможности, как потом найти способ придумать действительно уникальные и инновационные идеи. И, конечно же, вам нужно знать, как их масштабировать и представить миру», - отметила в начале выступления профессор Стэнфорда.
Тина Силиг размышляла над тем, что такое креативность, достаточно долгое время в своей карьере, и только недавно осознала, что нет четкого, понятного и простого определения креативности. Если вы спросите у людей, что такое креативность, они дадут вам самые разные ответы. По мнению профессора «креативность - это применение вашего воображения для решения проблемы».
Профессор Стэнфорда считает, что «все люди креативны и рождаются креативными, поскольку не смогли бы прожить и дня, не найдя способа решения собственных проблем. Люди отличаются друг от друга: у одних математический склад ума, кто-то нашел себя в спорте, другим нравится музыка. Но это не означает, что мы не можем научиться и стать лучшими во всех трех областях. Тоже самое касается и креативности: у всех нас есть врожденные креативные таланты, но у некоторых людей больше врожденных талантов. Все люди могут научиться, как стать лучше».
По мнению профессора Стэнфорда «существует много разных инструментов и методов обучения креативности. Одна из важнейших вещей - умение ставить вопросы к собственным вопросам, которые вы задаете. Это называется «фреймсторминг» (framestorming)». Тина Силиг приводит любимую цитату Альберта Энштейна: «Если бы у меня был один час на решение какой-нибудь проблемы и моя жизнь зависела от решения данной проблемы, я бы потратил первые 55 минут на постановку проблемы, на то, чтобы определить, какой вопрос нужно задать. И как только я буду знать, какой вопрос задать, я решу проблему меньше чем за 5 минут».
Тина Силиг советует своим студентам в Стэнфорде «проводить много времени в «проблемном пространстве» (problem space), думая о проблеме, которую они хотят решить, еще до того, как студенты перейдут к обдумыванию решений. Процесс фреймсторминга является первым из наиболее важных шагов в процессе решения проблем». Это первый совет профессора Стэнфорда людям, которые хотят стать креативными. Тина Силиг приводит в качестве примера ситуацию с Днем рождения. Можно провести мозговой штурм, чтобы придумать лучший сценарий праздничного вечера. Но если мы сделаем фреймсторминг вопроса, то каждый из дополнительных вопросов (например, «какой будет подарок?») приводит к разному набору решений.
Профессор Стэнфорда считает, что «люди, которые делают рефрейминг проблемы новым способом, могут оставить некоторые компании «за бортом бизнеса». Одно из любимых занятий профессора - предложить студентам подумать, что им нравится и что они ненавидят в собственных чемоданах. После этого они создают дизайн нового чемодана, который решил бы их проблемы. Затем профессор спрашивает у студентов: «Почему мы в первую очередь используем чемоданы?». Для ответа на этот вопрос необходимо время, но в итоге студенты понимают, что чемодан используется, чтобы помочь доставить необходимые нам вещи в пункт назначения. Никто в действительности не хочет собирать чемодан, никто не желает его нести. Причина, по которой мы это делаем, - желание доставить нужные вещи в конечный пункт. Тот человек, который решит эту проблему, оставит компании-производители чемоданов за бортом бизнеса. Вы, например, можете прийти в отель и попросить подобрать одежду на месте в зависимости от погоды и т.п. и получите необходимые вещи. Чемоданы в таком случае больше станут не нужны».
Оказывается, на способ вашего мышления оказывают влияние множество самых разных вещей. Среди них - среда обитания и культура. Также влияют правила, награды, стимулы, ролевые модели и то, чем занимаются люди, мышление людей, находящихся рядом.
Лет десять назад Тина Силиг была в Праге, где проводила мастер-класс по креативному решению проблем. На нем присутствовали молодые люди, которые выросли уже после перемен в обществе и смены власти в стране, а также люди, которые еще застали эти времена и выросли при коммунизме. В итоге, молодые люди были более открытыми, видели возможности в существующих проблемах, тогда как старшее поколение говорило «это действительно проблема», «так устроен мир», «никто не сможет решить проблему». Профессор даже не могла вовлечь их в обдумывание возможных решений.