«На одном огромном экране - студенты, сидящие на деревянных стульях возле белых досок для записей в аудитории стэнфордского Hasso Plattner Institute of Design - того самого места, где обучают дизайн-мышлению. На другом экране - ряды мужчин в голубых майках, сидящих за компьютерами в 50-ти милях от Стэнфорда в компьютерной лаборатории государственной тюрьмы San Quentin. И те, и другие совместно изучают инновации под руководством профессора Стэнфорда Tina Seelig. В основе обучения - курс профессора «Креативность и Инновации», который она преподает в Стэнфорде», -
пишет веб-сайт Stanford Technology Ventures Program (STVP).
Класс поделен на 8 команд, в каждой из которых по два заключенных из тюрьмы San Quentin и по два студента Стэнфорда. В задачу команд входит создание предпринимательских проектов. В ходе занятий, лекций, выступлений спикеров (например, серийного предпринимателя Стива Бланка) команды изучают новый фреймворк invention cycle framework, включающий такие концепции, как needfinding, pretotyping, product/market fit.
А все началось со случайной встречи. 10 лет назад Tina Seelig летела на самолете, познакомилась и подружилась с человеком, который через некоторое время создал некоммерческую компанию, цель которой - обучение заключенных программированию и предпринимательству. Профессор пригласила его с супругой выступить в Стэнфорде, стала внедрять совместные проекты в программу своих классов. Так все и закрутилось.
Вскоре в голове у профессора зародилась мысль создать полный курс, который бы позволил ее студентам учиться вместе с заключенными тюрьмы San Quentin. Но это было легче сказать, чем сделать. Нужно было получить разрешение в Стэнфорде, пройти проверку безопасности в тюрьме, возникли неизбежные проблемы с логистикой, допуском иностранных студентов. Всего потребовалось 9 месяцев на планирование, но студенты Стэнфорда получили конечное одобрение, чтобы посетить тюрьму, лишь через 2 недели после начала курса. Но даже когда все эти трудности были преодолены, возникли новые проблемы, например, из-за прекращения подачи электроэнергии, санитарного карантина, отсутствия Интернета в тюрьме, оптимального звукового оборудования для коммуникаций на расстоянии. К тому же, у заключенных не было прямого доступа к Интернет даже когда он хорошо работал, поэтому проектные документы им распечатывали и приносили. В этой связи, взаимодействие между классами замедлялось.
Несмотря на все проблемы, команды превращали трудные моменты в возможности для поиска креативных решений. Это касается, например, отдельных методов обучения на расстоянии, которые можно использовать в проектах, участники которых находятся на большом расстоянии друг от друга, и с контекстуальными различиями.
Цифровые технологии играют важную роль в продуктивности, но для групп важно встречаться лицом к лицу уже на раннем этапе. Поэтому, когда возможно, Tina Seelig советует проводить личные встречи. Для многих студентов-заключенных тюрьмы San Quentin такие групповые митапы лицом к лицу оказались более полезны, чем видеоконференции раз в неделю для работы над проектом через Zoom.
Кроме гостевых лекций по вторникам, команды встречаются каждый четверг при помощи чатов в Zoom. Хоть личное взаимодействие и предпочтительнее, профессор Стэнфорда считает, что сессии через Zoom также оказывают влияние на команды из четырех человек. При таком взаимодействии качество аудио-звука при обучении через Zoom лучше, чем через микрофоны, пытающиеся захватить звуки всей аудитории.
Одно из упражнений, которое выполняли студенты в командах, - «100 идей». В данном упражнении командам нужно было найти по крайней мере 100 решений одной проблемы. Таким образом, придумывая новые идеи, упражнение позволяет строить доверие, и команда приобретает мышление, которое способствует появлению инновационных идей.
Финальные презентации команд включали такие идеи, как программируемая подушка, чтобы дети могли размышлять и регулировать стресс перед сном, приложение для мам «Mom App» и социальная сеть для оказания помощи вышедшим на свободу заключенным по возвращению к прежней жизни вне стен тюрьмы.
Tina Seelig подразделяет предпринимательство на знания, навыки и склад ума (mindset). Технические знания, необходимые для создания чего-то нового, можно получить различными способами, а необходимым навыкам, как, например, сильному желанию получить фидбэк от клиентов, можно научить, и им можно лучше всего научить, изучая на практике, как приблизить нечеткие идеи к реальным мировым решениям. Склад ума важен в других аспектах человеческой жизни - студенты, например, изучают, как использовать ограниченные ресурсы, как видеть в проблемах возможности, как выходить за пределы первого правильного ответа.